Улучшение собственного эмоционального интеллекта начинается с озвучивания правильных вопросов.
Учитывая тот факт, что мы – эмоциональные существа, наши чувства играют огромную роль в принимаемых нами решениях.
Вот почему так важно научиться понимать, как работают эмоции. Эмоциональный интеллект описывает способность человека определять эмоции, понимать их основные эффекты и использовать эту информацию для управления мышлением и поведением.
Улучшение вашего эмоционального интеллекта начинается с умения задавать правильные вопросы. Этот метод позволит дать вам бесценное понимание той роли, которую эмоции играют в вашей повседневной жизни.
Итак, какие же вопросы помогут вам понять ваши эмоции и эмоции людей, с которыми вы взаимодействуете каждый день?
Если говорить начистоту, то это не контрольный список, по которому нужно периодически проходится и вычёркивать пункты. Скорее, эти вопросы помогут вам развить понимание эмоций (как ваших собственных, так и других людей), а также их основные эффекты.
Ознакомьтесь с этими вопросами, и вы сами заметите, что стали гораздо внимательнее в этом плане – начните быть проактивными и откажитесь от реактивности уже сегодня.
Самоанализ
1. С точки зрения моего эмоционального поведения, как бы я мог себя описать?
2. Почему я отвечаю именно так?
3. Другие люди согласятся с этой оценкой?
4. Кто этот человек, которому я доверяю, и который смог бы дать мне обратную связь о том, как другие люди видят меня?
5. Как мой характер может влиять на мой стиль общения и принимаемые мною решения?
6. В каком настроении я сейчас нахожусь?
7. Какие причины повлияли на моё текущее настроение?
8. Как моё текущее настроение влияет на мои решения и мой стиль общения?
Особенные мысли, чувства и действия
9. Насколько я могу оценить своё уважение к себе и чувство уверенности в себе?
10. Как моё самоуважение и чувство уверенности в себе влияют на принимаемые мною решения?
11. Что я могу сделать для того, чтобы повысить своё самоуважение или свою уверенность в себе (или как я могу держать её на текущем уровне)?
12. Что является моими самыми главными сложностями или слабостями?
13. Почему мне так тяжело с ними справляться?
14. Как я могу минимизировать свои слабости?
15. Мне стоит чаще извиняться?
16. Не слишком ли часто я извиняюсь?
17. Не говорю ли я слишком часто слово «нет»?
18. Не стоит ли мне чаще говорить слово «нет»?
19. Меня легко заставить ревновать? Почему?
20. Мне тяжело прощать людей? Почему?
21. О чём я думаю большую часть времени?
22. О чём мне следует думать почаще?
23. На что я трачу большую часть своего свободного времени? Почему?
24. На что бы я хотел тратить больше своего времени?
25. Я открыт для других точек зрения?
26. Могу ли я стать более открытым человеком, сохранив при этом верность своим главным ценностям?
27. Или я очень легко подчиняюсь мнению других людей?
28. Стоит ли мне быть более скептичным? Или меньше?
29. Какие черты в других людях раздражают меня больше всего? Почему?
30. Мой стиль общения агрессивен?
31. Как менялись мои взгляды со временем? Почему они изменились?
Действия в эмоционально накалённых ситуациях
32. В каких ситуациях я поступаю не так, как мне хотелось бы?
33. Как я могу стать более проактивным и менее реактивным в этих ситуациях?
34. Как бы я хотел отреагировать на эту проблему в следующий раз, когда она возникнет?
35. Когда я страдаю от какой-то ситуации (бесперспективная работа или неприятные отношения), что мне в ней не нравится?
36. Что конкретно мне не нравится?
37. Что я могу с этим сделать?
38. Несмотря на негативные аспекты, какие позитивные стороны я могу здесь найти?
39. Когда я испытываю сильные эмоции в определённой ситуации – позитивные или негативные – как эти чувства могут повлиять на моё здравомыслие?
40. Какие факты, в отличие от того, что я чувствую, (или того, в чём меня убедили), на самом деле являются правдой?
41. Что я мог понять неправильно или в какой ситуации неправильно могли понять меня?
42. Насколько для меня это важно? (Что я буду чувствовать по этому поводу завтра? Через неделю? Через пять лет?)
43. Какое отношение имеет эта проблема к моим главным приоритетам и ценностям?
44. Какое место эта проблема занимает в общей картине моей жизни?
45. Как мои решения могут повлиять на людей, о которых я беспокоюсь?
46. Если я скажу или сделаю это, что случится потом?
47. Кто может стать человеком, которому я доверяю, и который смог бы дать мне ценный взгляд на то, как другие люди видят эту ситуацию?
Столкновение с критикой
48. Если отложить мои личные чувства в сторону, чему я могу обучиться из этой альтернативной точки зрения?
49. Эта критика имеет под собой правдивое основание?
50. Человек, озвучивший это замечание, пытается навредить мне или моей уверенности в себе?
51. Вместо того, чтобы концентрировать своё внимание на способе выражения этого замечания, как я могу использовать эту критику, чтобы помочь себе или своей команде?
Развитие эмпатии
52. Что общего есть у меня и у моего собеседника?
53. Что я чувствовал, когда находился в той же ситуации, что и этот человек?
54. Что бы я чувствовал, если бы этой ситуации не было?
55. Почему чувства этого человека могут отличаться от моих?
56. Как его прошлое могло повлиять на то, что он чувствует?
57. Какие дополнительные, смягчающие обстоятельства могли сыграть роль в его чувствах?
58. Если я не могу сопоставить его чувства в этой ситуации с моими, какие другие обстоятельства могли бы вызвать у меня такой же набор эмоций?
59. Как бы мне хотелось, чтобы со мной обращались другие люди в таких обстоятельствах?
60. Что я могу сделать для того, чтобы улучшить эту ситуацию?
Взаимодействие с другими людьми
61. Я имею склонность концентрировать внимание на позитивных или негативных чертах других людей?
62. В основном я доверяю другим людям? Почему или почему нет?
63. Я разделяю суждения о действиях и о людях?
64. Я имею склонность «замораживать людей во времени»? Иными словами, ассоциирую ли я их с какими-то конкретными действиями в прошлом (позитивными или негативными)?
65. Что мне больше всего нравится в людях, с которыми я регулярно контактирую?
66. Какой потенциал я в них вижу?
67. Когда я в последний раз искренне и конкретно хвалил этого человека при общении лицом к лицу?
68. Если мне крайне не нравится чьё-то поведение, как я могу об этом сообщить?
69. Если я не могу озвучить свою неприязнь (или озвучивание этой неприязни доказало свою неэффективность), как ещё я могу решить эту ситуацию?
Понимание эмоций других людей
70. С точки зрения эмоционального поведения, как я могу описать своего собеседника? Почему?
71. Как характер этого человека влияет на его стиль общения и на решения, которые от принимает (а также его реакцию на мои действия и решения)?
72. В каком настроении находится этот человек? Почему он может испытывать такое настроение?
73. Как настроение этого человека может повлиять на решения, которые он принимает, и на его стиль общения (а также его реакцию на мои решения)?
74. Как я могу больше работать с моим партнёром, а не против него?
Подготовка к эмоционально накалённой ситуации
75. Какое время является идеальным для обсуждения этого вопроса?
76. В каком месте лучше всего проводить этот разговор?
77. Как я могу сформировать обсуждение таким образом, чтобы оно полностью отразило мои истинные намерения?
78. В дополнение к концентрации внимания на моём посыле, как я могу формулировать свои слова таким образом, чтобы меня правильно поняли?
79. О каких обстоятельствах должен знать мой собеседник, чтобы лучше понять мою позицию?
80. Как я могу выразить свою неудовлетворенность действием, а не человеком?
81. Какие ошибки я могу допустить, чтобы продемонстрировать свою искренность и скромность?
Применение на практике
Никто из нас не имеет достаточного уровня самоконтроля, а, следовательно, не может идеально понимать свою каждую эмоциональную реакцию.
Однако знакомство с этими вопросами заставит васподумать над той ролью, которую играют эмоции в вашей повседневной жизни, а значит помогут вам эффективнее ими управлять.
Justin Bariso, inc.com. Перевод: Артемий Кайдаш
Поделиться