В статье рассматривается значение принципа единства аффекта и интеллекта, выдвинутого Л.С. Выготским, как ключевого элемента для понимания процесса развития личности ребенка и построения эффективного личностного подхода к обучению.
Л.С. Выготский:
- Критиковал односторонние подходы к изучению психического развития, как интеллектуалистические, так и основанные на исключительно эмоциональной сфере.
- В своей культурно-исторической концепции подчеркивал важность межфункциональных связей, особенно между интеллектом и аффектом, которые взаимосвязаны и взаимовлияют друг на друга на всех ступенях развития.
- Считал, что мышление и аффект представляют части единого целого человеческого сознания.
- Отмечал, что развитие личности невозможно без глубокого понимания единства аффекта и интеллекта, а также роли воли в этом процессе.
Проблемы современной психологии и педагогики:
- Отрыв воспитания от обучения и обучения от воспитания.
- Преобладание образовательных ценностей над воспитательными в образовательном процессе.
- Недостаточная разработка концепции личности и ее развития в рамках традиционной детской психологии.
- Редукционистский подход к изучению личности, который разлагает ее на отдельные элементы, вместо того чтобы рассматривать ее как целостное образование.
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского и личностный подход:
- Предлагает использовать понятие психологический возраст для характеристики качественного своеобразия психики ребенка на разных этапах развития.
- Выделяет новообразования как ключевой фактор в определении возрастных этапов и их специфики.
- Вводит понятие социальной ситуации развития, которая определяет характер взаимодействия ребенка с окружающей средой на каждом этапе развития.
- Подчеркивает важность центральной психологической функции – доминирующей функции, вокруг которой организуются остальные функции сознания.
- Рассматривает общение как ключевой фактор развития, который формирует психические функции и лежит в основе становления личности.
Применение идей Л.С. Выготского в педагогической практике:
- Необходимость пересмотра традиционной модели обучения с позиции личностного подхода, который предполагает развитие нравственно-осмысленной внутренней свободы ребенка, формирование творческих способностей и раскрытие потенциала индивидуальности.
- Программа Золотой ключик – новая модель начального образования, которая реализует идеи культурно-исторической концепции в опытно-экспериментальной работе, и направлена на гармоничное развитие личности ребенка.
Ключевые элементы программы Золотой ключик:
- Изменение роли педагога, который должен стать не только учителем, но и участником совместной жизни с детьми.
- Преодоление отчуждения семьи от образовательного процесса.
- Полноценное общение как ключевой фактор развития.
- Преобладание воспитательно-развивающих целей над учебно-образовательными.
- Организация разновозрастных групп, где дети могут общаться и учиться друг у друга.
- Система событий, побуждающая детскую инициативу и вовлечение в смысловой контекст культуры.
Результаты программы Золотой ключик:
- Дети успешно осваивают учебные программы.
- Происходит естественная психокоррекция у детей с трудностями в развитии.
- Дети становятся более открытыми, творческими, способными к коллективной деятельности.
Заключение:
Развитие личностного подхода в обучении детей требует глубокого осмысления наследия Л.С. Выготского, применения его идей в комплексе, а не по отдельности. Только такой подход может обеспечить гармоничное развитие личности ребенка, способствуя его внутренней свободе, творчеству и самореализации.
Поделиться