Думаете об увольнениях? Рассматривайте альтернативы!

Уэйн Касио, доктор философии, говорит, что около миллиона американских работников увольняют каждый год. Восемь из десяти служащих теряют свою работу. Касио занимается изучением проблемы сокращения персонала в течение 15 лет. В 2004 году он выступил на национальном собрании общества управления человеческими ресурсами.

Как вы думаете, кто из работодателей собирается сокращать персонал в этом году? К сожалению, практически каждый, кто увольнял сотрудников в прошлом году. Почему организации следуют такой тенденции? Уэйн Касио уверен, что существуют эффективные альтернативные решения, но он также и понимает «искушение» сократить рабочую силу. Будущие расходы, такие как зарплата, намного легче оценить и подсчитать, чем будущую прибыль. Поэтому, если бизнес не такой большой, то гораздо проще сократить расходы, чем «бороться» за увеличение доходов. «Тише едешь, дальше будешь», не так ли? Исследования, проведенные Касио и его коллегами, показывают совершенно противоположный результат.

Он, в сотрудничестве с двумя соавторами, изучали работу акционерных обществ «Standard & Poor's 500» и «Russell 3000» в течение 18 лет. Исследователи обнаружили, что компании, в которых увольняли сотрудников, были менее прибыльными, чем организации, предлагающие гарантии занятости. Чем дольше они изучали эти компании, сравнивая их с организациями из рейтинга «100 лучших компаний-работодателей», тем больше увеличивалось неравенство в долгосрочной прибыльности. Акционеры «100 лучших…» заработали в два раза больше денег в период с 1998 по 2001 годы, в сравнении с другими компаниями. Кроме того, в «100 лучших…» обратились в два раза больше соискателей. В этих компаниях наблюдалось на 50% меньше увольнений, в сравнении с другими организациями. Касио утверждает, что невозможно после увольнения сотрудников или сокращения других видов активов продолжать и дальше получать прибыли в том же объеме. Только рост и развитие компании может быть по-настоящему прибыльным.

Увольнения влекут за собой выплату выходных пособий. Но помимо финансовых расходов, вы также теряете ценные знания, отношения с клиентами, уровень производительности, а сотрудники, которые остались работать в компании, получат дополнительные (не всегда желанные) обязанности. По иронии судьбы, процесс найма и увольнения проходит одновременно. «Что-то здесь не так…», говорит Касио.

А что же делать вместо этого? Он приводит в пример компании, который, он верит, все делают правильно. Основная бизнес-стратегия компании Intel заключается в том, чтобы сделать свои технологии устаревшими до того, как конкуренты смогут их скопировать и сделать более дешевыми. Но эта стратегия могла бы вынудить работников «застрять» в процессе работы из-за нехватки умений или знаний, которые необходимы для разработки новых технологий. Все намного проще. Благодаря сопутствующей HR-стратегии проводится обучение сотрудников и их «переквалификация», перевод в другие отделы или должности, практикуется географическое перемещение.

Уэйн Касио также приводит в пример компанию «Lincoln Electric», которая занимается изготовлением низкотехнологичного сварочного оборудования. В период с 1990 по 1991 год в этой организации наблюдалось резкое снижение прибыли. Вместо увольнений, компания занялась обучением 90 сотрудников основам продаж и маркетинга, чтобы они, впоследствии, занялись поиском новых клиентов. Благодаря работе этой команды компания «столкнулась» с небывалой в ее истории прибылью, измеряемой миллионами долларов.

Рассмотрим поближе

Процесс сокращения персонала, сам по себе, имеет ряд недостатков, но если к нему применить неправильный подход, то конечный результат может быть намного хуже, чем можно было представить. «Если ваша организация собирается увольнять сотрудников», говорит Касио, «делайте это разумно»:

1. Как только высшее руководство начинает беспокоиться о низких темпах роста или снижении доходов, сообщайте об этом всем сотрудникам. Обратитесь к работникам с просьбой предоставить свои варианты решения проблемы сокращения расходов и/или получения новых доходов.

2. Рассматривайте увольнение как способ уменьшения расходов в последнюю очередь.

3. Сокращение персонала должно выступать в качестве одного из пунктов глобального плана реструктуризации. До увольнения сотрудников, например, Чарльз Шваб предпринял следующие шаги: сократил командировочные и представительские расходы, поощрял сотрудников идти в отпуск или не работать по пятницам без выплаты пособия, а также «урезал» зарплату топ-менеджеров. Позже, в течение 18 последующих месяцев, 20% уволенных сотрудников были снова приняты на работу. Они получили бонус в размере 7 500 долларов и щедрое возмещение за обучение.

4. Очень тщательно подходите к выбору кандидатуры на увольнение. Проанализируйте, какими навыками и уровнем потенциала обладает сотрудник, которого вы собираетесь сократить. Ищите способ сохранить как можно больше рабочих мест с помощью оптимизации рабочего процесса, а также других идей реструктуризации.

5. В ходе процесса, объясните всем сотрудникам, почему вы должны провести реструктуризацию и каковы ее цели.

6. После увольнения не настаивайте на том, что бизнес-процесс продвигается теми же темпами. Сотрудники, которые остались работать в компании, получили дополнительную нагрузку в виде новых обязанностей, что в свою очередь, может подорвать их моральный дух.

7. Заручитесь поддержкой «выживших» для воплощения плана реструктуризации.

8. Объясните всем оставшимся сотрудникам, насколько они важны для компании. Поощряйте и поддерживайте их.

9. Если после увольнений вам необходимо в скором времени набрать новый персонал, объясните своим подчиненным, почему вы это делаете (какие новые навыки и знания вам необходимы). «Выжившие» хотят не только знать, что увольнения были необходимы, но и также то, что они были стратегически продуманными, честными и открытыми.

10. Обучайте «выживших» новым методам работы. Следите за процессом трудовой деятельности и убедитесь в том, что сотрудники не «цепляются» за старые способы и не настаивают на выполнении функций, которые были устранены.

blr.com
Перевод Татьяны Горбань

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться