Досрочное прекращение контракта с главой местной администрации: законодательные коллизии и судебная практика

В статье рассматривается проблема досрочного прекращения контракта с главой местной администрации, которая возникает в связи с различными основаниями, установленными как федеральным законодательством, так и региональными правовыми актами.

Основная проблема: является ли перечень оснований, приведенный в части 10 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об общих принципах организации местного самоуправления), исчерпывающим, или глава местной администрации может быть уволен по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом РФ (далее – ТК РФ) и Законом о муниципальной службе?

Ключевые моменты:

  • Статус главы местной администрации: он отнесен к муниципальным служащим и на него распространяются нормы трудового законодательства и законодательства о муниципальной службе.
  • Перечень оснований досрочного прекращения контракта: в части 10 статьи 37 Закона об общих принципах организации местного самоуправления приведен исчерпывающий список.
  • Проблема толкования: отсутствие прямого указания на исчерпывающий характер перечня порождает противоречивую практику в правоприменении.
  • Региональная практика: некоторые региональные правовые акты распространяют на контракт с главой местной администрации основания расторжения договора, установленные трудовым законодательством.
  • Судебная практика: суды выносят противоречивые решения, как признавая, так и отрицая возможность применения к контракту с главой местной администрации оснований прекращения трудовых отношений, предусмотренных ТК РФ.
  • Проблема отставки: неясна ее сущность в контексте контракта с главой местной администрации, а также то, влечет ли она автоматическое прекращение служебных отношений.
  • Проблема истечения срока контракта: нет единого мнения о том, каково основание прекращения контракта с главой местной администрации в связи с истечением его срока, и на какую статью следует ссылаться в этом случае.

Автор статьи приводит ряд аргументов в пользу того, что перечень оснований, приведенный в части 10 статьи 37 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, является исчерпывающим. В поддержку этой позиции автор указывает на:

  • Формулировку статьи: «полномочия главы местной администрации… прекращаются…», что говорит об исчерпывающем характере перечня.
  • Отличие от статьи 40 Закона: она содержит указание на «иные случаи», которых нет в статье 37, что может свидетельствовать о намерении законодателя сделать перечень в статье 37 исчерпывающим.

Автор также приводит примеры противоречивой судебной практики:

  • Случай увольнения главы местной администрации по п. 2 ст. 278 ТК РФ: суд второй инстанции встал на позицию применения ТК РФ, тогда как суд первой инстанции считал, что к главе местной администрации должны применяться только положения Закона об общих принципах организации местного самоуправления.
  • Случай привлечения главы местной администрации к дисциплинарной ответственности: суд признал правомерность увольнения главы местной администрации за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей, что автор считает ошибочным, ссылаясь на особенность применения трудового законодательства в отношении муниципальных служащих, закрепленную в Законе о муниципальной службе.

В заключение автор подчеркивает, что вопросы, касающиеся досрочного прекращения контракта с главой местной администрации, требуют законодательного урегулирования на федеральном уровне, чтобы избежать противоречий в практике правоприменения и обеспечить баланс между интересами главы местной администрации и представительного органа.

Основные выводы статьи:

  • Перечень оснований досрочного прекращения контракта с главой местной администрации, приведенный в части 10 статьи 37 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, должен рассматриваться как исчерпывающий.
  • Судебная практика в отношении применения ТК РФ к контракту с главой местной администрации является противоречивой.
  • Отставка главы местной администрации должна носить обязательный характер для представителя нанимателя.
  • Необходимо законодательно урегулировать вопрос об основании прекращения контракта с главой местной администрации в связи с истечением его срока.
  • Требуется федеральное законодательное урегулирование, чтобы снять противоречия в правоприменении и обеспечить баланс между интересами главы местной администрации и представительного органа.
Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться