Централизованная vs. Децентрализованные структуры: 7 ключевых различий

Каждый бизнес имеет систему управления, которая помогает оптимизировать ежедневные процессы и процедуры. Компании часто внедряют централизованную или децентрализованную организационную структуру, чтобы установить протоколы управления и облегчить четкое взаимодействие. Понимание различий между этими двумя структурами может помочь компании выбрать правильную структуру в зависимости от таких факторов, как численность персонала, разнообразие линейки продукции и доля на мировом рынке.

В этой статье мы дадим определение централизованной и децентрализованной организационных структур и сравним их с точки зрения преимуществ и ограничений.

Что такое централизованная организационная структура?

Централизованная организационная структура в значительной степени опирается на принятие решений сверху вниз . Один человек или группа руководителей отвечает за утверждение всех соответствующих решений, которые они передают через различные уровни управления. Менее старшие менеджеры выполняют директивы и передают проблемы своих сотрудников вышестоящим руководителям.

Централизованное управление наиболее эффективно в компаниях, которые определяют приоритеты своей производственной стратегии и стремятся к снижению операционных затрат. Централизация также способствует сотрудничеству между отделами, упорядочиванию передового опыта и координации действий с внешними сторонами и сторонними поставщиками. Как правило, это более традиционная организационная структура, которую можно встретить в старых компаниях и малых предприятиях.

Что такое децентрализованная организационная структура?

Децентрализованная организация предполагает распределение полномочий по принятию решений между несколькими сотрудниками или группами отделов. Отдельные лица на более низком уровне утверждают решения, а затем докладывают о них персоналу высшего руководства. В развивающихся отраслях часто используется децентрализованная организационная структура, поскольку сотрудников легче переводить на другие роли и менять их обязанности.

Такая структура лучше всего подходит для компаний, которые хотят быстро реагировать на региональные различия в потребностях клиентов или изменять продукты в зависимости от индивидуальных рынков. Децентрализованная организационная структура также способствует расширению возможностей сотрудников по выдвижению новых идей и карьерному росту, поскольку она реализует более расслабленную модель субординации. Децентрализованная структура обычно присутствует в альтернативной системе, которую вы можете наблюдать в новых компаниях и предприятиях корпоративного уровня.

Различия с первого взгляда
Централизованная Децентрализованная
Принятие решений Единый орган управления определяет процедуры и разрабатывает стратегии. Руководство на каждом уровне принимает решения для своего отдела и команды.
Коммуникация Информация поступает сверху вниз. Сотрудники выполняют распоряжения руководителей. Отделы более свободно общаются друг с другом.
Ответственность Общая ответственность лежит на небольшой группе руководителей. Они выполняют видение компании с минимальным вкладом Менеджеры и сотрудники разделяют ответственность. Это позволяет получить обратную связь и мнения сотрудников.
Размер организации Может быть оптимальной для небольших организаций с меньшим количеством сотрудников. Часто хорошо подходит для крупных организаций с большим количеством уровней.

7 различий между централизованными и децентрализованными структурами

Чтобы определить, какой тип организационной структуры больше подходит компании, полезно сравнить их ключевые факторы. Ниже вы можете узнать о преимуществах и ограничениях централизованного и децентрализованного управления, изучив эти семь ключевых факторов:

1. Скорость принятия решений

Малые и развивающиеся компании могут выиграть от консолидации власти, так как это помогает ускорить процесс принятия решений. Централизованная организационная структура иногда может препятствовать вкладу других, например, высшего руководства при принятии решения по какому-либо вопросу. Такая структура может быть более эффективной для частных компаний с целевой моделью получения прибыли, например, для местной сети продуктовых магазинов.

Децентрализация идеально подходит для крупных компаний, имеющих национальное или многонациональное присутствие. Она также может быть лучше для бизнеса, производящего ряд продуктов, для создания, продажи и маркетинга которых необходимы знания из разных отраслей. Компании, являющиеся лидерами в своей области, как правило, используют более децентрализованные модели из-за масштабов выпускаемой ими продукции.

2. Создание стандартных внутренних показателей

При разработке внутренних показателей эффективности для компании легче создать стандартизированный формат в централизованной системе. Структура управления сверху вниз позволяет компании консолидировать стандарты коммуникации и отчетности с минимальными возможностями для отклонений. Если показатели успеха достаточно просты, то, возможно, централизация организационной структуры будет более выгодной.

Децентрализованная система позволяет отдельным отделам или командам самостоятельно выбирать методы отчетности, что может хорошо работать в компаниях с разрозненными продуктовыми линейками. Внедрение активной коммуникации между менеджерами и руководителями может помочь ответить на вопросы, которые могут возникнуть при составлении отчетности, чтобы свести к минимуму путаницу в результатах деятельности. Новые отрасли также могут выиграть от децентрализации, так как это может помочь иметь более адаптируемые показатели эффективности.

3. Отношения с клиентами

Если компания хочет развивать прямые отношения со своими клиентами, она может добиться большего успеха при децентрализованной структуре, поскольку в этом случае меньше ограничений в отношении общения и работы с клиентами. Способность оптимизировать каналы социальных сетей на полную мощность является отличительной чертой децентрализации, поскольку она позволяет компаниям взаимодействовать с несколькими географическими рынками с минимальными трудностями. Обслуживание клиентов в режиме онлайн по электронной почте или в социальных сетях легче осуществлять при наличии гибких правил поведения.

Централизованные организационные структуры часто имеют особую политику взаимодействия с общественностью, что позволяет им лучше контролировать имидж своего бренда. Компании, работающие в таких отраслях, как производство детских СМИ или товаров для новорожденных, обычно общаются с общественностью с помощью надежной команды по связям с общественностью. Для рассмотрения жалоб вместо автоматизированной онлайн-системы они могут иметь штатную группу обслуживания клиентов с подробными знаниями и опытом.

4. Распределение талантов

При распределении персонала для выполнения задач компании с централизованным управлением обычно имеют организованную систему распределения рабочих обязанностей. Более старые организации иногда имеют специализированное программное обеспечение для обучения сотрудников, чтобы гарантировать, что почти всегда есть кто-то, кто может выполнять соответствующие задачи. Расширяющиеся компании, ускоряющие темпы найма, также могут выиграть от централизации, поскольку она создает функциональный процесс приема на работу.

Децентрализованная компания, скорее всего, назначает и перераспределяет работу по мере необходимости или спорадически, что может быть полезно для новых отраслей с переменчивыми приоритетами. Роли и обязанности могут регулярно меняться, поэтому им обычно проще распределять работу по мере необходимости. Предоставление сотрудникам возможности переходить с одной должности на другую также может способствовать снижению уровня выгорания и текучести кадров.

5. Профессиональные возможности

Компания с централизованной организационной структурой может компенсировать отсутствие разнообразия в карьерных возможностях повышенной безопасностью работы. Иногда зарплата и льготы сотрудника совпадают со сроком работы, что означает, что ожидать компенсации в зависимости от того, как долго он проработал в компании, вполне нормально. Централизованные организации также могут нанимать сотрудников внутри компании и продвигать их по службе на основе старшинства.

В децентрализованной организации гораздо больше возможностей для профессионального развития, поскольку компания может создать кадровую структуру, адаптируемую к постоянно меняющимся потребностям своей аудитории. При непостоянной иерархии у сотрудников может быть больше шансов на повышение и карьерный рост. Децентрализованные организации часто позволяют сотрудникам изучать варианты карьерного роста, субсидируя обучение новым навыкам.

6. Определенная субординация

Четкая субординация, присущая централизованной организационной структуре, может быть полезна для сотрудников, которым требуется более четкое руководство в отношении их обязанностей и ожиданий. Централизованная структура достаточно хорошо работает для того, чтобы дать людям четкие указания. Предприятиям, которые нанимают или заключают контракты с людьми со специальным образованием, обычно выгодно иметь структуру управления сверху вниз .

Неоднозначный характер децентрализованной системы может запутать ожидаемые рабочие процессы, но повышенная автономия желательна для сотрудников, предпочитающих гибкий график работы. Компании, в которых много сотрудников, работающих удаленно, могут использовать комбинацию уменьшенного надзора и инструментов самоотчета для оптимизации управленческих обязанностей. Децентрализация также помогает оптимизировать глобальную франшизу компании, позволяя различным национальным филиалам управлять своим персоналом и операциями.

7. Поток информации

Децентрализованная организация способствует более быстрому и плавному потоку информации между различными отделами и от высшего руководства вниз. Отрасли, которые зависят от постоянно меняющегося и непостоянного рынка, выигрывают от того, что могут обновлять информацию по своему усмотрению. Когда бизнес становится свидетелем нескольких изменений, происходящих в течение короткого периода, он может рассмотреть возможность децентрализации.

При централизованной структуре команда может получать новые знания опосредованно, через инициативы руководителей и директивы менеджеров. Это потенциально оставляет некоторых сотрудников без обновлений, но жестко контролируемый поток информации может повысить ясность и снизить вероятность противоречивых интерпретаций. Компании, которые полагаются на коммерческие тайны и соглашения о неразглашении, часто выигрывают от внедрения централизованной организационной структуры.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Источник: 
  • indeed.com
Перевод: 
  • Дмитрий Л

Поделиться