Введение:
Данная статья посвящена изучению практического мышления как самостоятельного вида интеллектуальной деятельности. Цель исследования – разработка психодиагностической методики, позволяющей оценить уровень и особенности практического мышления, не зависящего от профессиональной специализации, а являющегося частью общих способностей, проявляющихся в различных жизненных ситуациях.
Гипотеза:
Высокий уровень развития практического мышления может рассматриваться как один из факторов успешности практической профессиональной деятельности, подобно тому, как развитое теоретическое мышление способствует успеху в обучении, научной работе и других теоретических сферах.
Методологические основы:
Анализ отечественных и зарубежных исследований по практическому мышлению позволил определить основные подходы к изучению этой проблемы и выбрать направление разработки диагностического инструмента.
Обзор зарубежных исследований:
Изучение практического интеллекта в зарубежной психологии было обусловлено поиском альтернативных подходов к измерению интеллекта, ввиду неудовлетворительных результатов попыток выявить единый g-фактор.
- Д. Векслер: Разделил тест на вербальную и невербальную шкалы, включающие задания на действие, манипуляции с предметами.
- Р. Амтхауер: Включил в свой тест задания, оценивающие математические способности, пространственное мышление и память, как элементы практического интеллекта.
- Р. Стернберг: Выделил практический интеллект как способность решать задачи повседневной жизни, в том числе задачи социально-практического характера, связанные с общением и управлением.
- Социальный интеллект: Исследовался в тестах Ф. Мосса, Е. Долла и Дж. Гилфорда, как способность понимать и правильно интерпретировать поведение других людей.
- Исполнительный интеллект: Изучался в контексте успешности в бизнесе и менеджменте. Дж. Коттер выделил 5 ключевых функций, требующих исполнительного интеллекта: постановка целей, распределение ресурсов, контроль, организация и развитие отношений.
- Мудрость: Рассматривается как практический аспект интеллекта, проявляющийся в умении решать жизненные проблемы и ориентироваться в сложных ситуациях. А. Клэйтон, С. Брент и Д. Уотсон определили мудрость как когнитивную способность, включающую в себя опыт, социальные знания и прагматические навыки решения проблем. Дж. Михем подчеркивал важность критической рефлексии, баланса знания и сомнения для развития мудрости.
Обзор отечественных исследований:
В отечественной психологии понятие практическое мышление чаще всего использовалось для описания мышления детей.
- Л.С. Выготский: Использовал практический интеллект для характеристики мышления детей раннего возраста, связывая его с действиями.
- С.Л. Рубинштейн: Выделил теоретическое и практическое мышление, считая, что практическое мышление осуществляется в ходе практической деятельности и направлено на решение конкретных задач.
- А.Н. Леонтьев: Разделил внешнюю и внутреннюю деятельность, практическую и теоретическую деятельность. Он видит в мышлении связующее звено между практической и теоретической деятельностью.
- Б.М. Теплов: В работе Ум полководца раскрывает концепцию практического мышления, отмечая, что оно сосредоточено на переходе от абстрактного мышления к практике.
Основные характеристики практического мышления:
- Специфичность задач: Практическое мышление направлено на решение конкретных задач, с которыми сталкивается человек в повседневной жизни, в профессиональной деятельности, а также в экстремальных ситуациях.
- Тесная связь с практикой: Практическое мышление непосредственно вплетено в практическую деятельность, и его результаты проверяются на практике.
- Временная ограниченность: Практические задачи требуют решения в определенные временные рамки.
- Приспособляемость: Практическое мышление характеризуется гибкостью и умением приспосабливаться к конкретным обстоятельствам.
- Детальность: Практическое мышление уделяет внимание деталям и конкретным условиям решения задачи.
- Прагматизм: Практическое мышление нацелено на нахождение оптимального решения, приносящего практическую пользу.
Разработка методики диагностики практического мышления:
В рамках исследования был разработан тест, включающий задания, отражающие разнообразные жизненные ситуации, с которыми сталкивается человек. Задания позволяют оценить прагматизм, умение применять общие принципы к конкретным условиям, способность решать проблемы в сложных ситуациях, а также гибкость в общении, внимание к деталям и другие важные характеристики практического мышления.
Заключение:
Разработка методики диагностики практического мышления представляет собой важный шаг в изучении этого вида интеллектуальной деятельности. Полученные в результате исследования данные могут быть использованы в различных сферах, в том числе в профессиональной ориентации, подборе персонала и разработке программ обучения практическим навыкам.
Поделиться