Ни одной компании в мире, даже признанным авторитетам вроде Google еще не удавалось полностью избежать кадровых ошибок, поэтому рано или поздно вы неизбежно столкнетесь с необходимостью кого-то уволить. Это очень сложно, даже если выгода от такого решения очевидна.
В Интернете полно статей о том, как уволить неугодного сотрудника, но все они, как правило, касаются самой беседы об увольнении. Если вы начали готовиться к увольнению, уже назначив встречу, скорее всего, вы уже допустили несколько существенных ошибок.
Неважно, кто вы - основатель компании, руководитель или представительно отдела персонала. Никогда никого не увольняйте, если вы к этому не готовы! Подготовка - это не только выбор праильных слов, призванных сообщить о вашем решении, но и глубокое понимание причин, вынудивших вас его принять, а также их последствий. Вот пять вопросов, которые вы должны задать себе прежде, чем от кого-то избавиться.
1. Почему?
Этот вопрос с гарантией всплывет в беседе об увольнении сотрудника. Многие пытаются от него уклониться. Во первых, потому, что беседа об увольнении - далеко не лучший повод для конструктивной критики. Недостатки можно обсудить до или после нее - например, назначить еще одну встречу спустя несколько недель, а не бросаться обвинениями, услышав вопрос: "Почему вы меня увольняете?" Даже если вы знаете, почему, приберегите эту информацию для более подходящего момента.
Другое дело, если вы не знаете, почему, и вообще не уверены, что хотите расставаться с сотрудником. Все, кто участвует в принятии этого важного решения, должны определиться с причинами, даже если они не согласны с ними на все 100%. Помните, что хуже сомнений может быть только отсрочка решения, которая создает неблагоприятную атмосферу и только ухудшает ситуацию.
2. Когда?
Интуиция подсказывает, что увольнять людей нужно в пятницу вечером или в понедельник утром. Интуиция неправа - увольнять нужно тогда, когда вы приняли решение и продумали все важные моменты его реализации - от фразы "Вы уволены!" до процедуры расторжения трудового договора.
Почему не стоит медлить? Каждый, кто хоть раз состоял, скажем, в неудавшихся любовных отношениях, знает, как долго тянется время с момента принятия решения о разрыве до непосредственного разрыва. Если вы проявите нерешительность, вам придется разбираться с последствиями - например, лгать другим членам команды или включать увольняемого сотрудника в важные проекты, тем самым подрывая доверие в коллективе и саботируя рабочие процессы.
3. "Что дальше?"
Уволив кого-либо, вы должны продолжить движение вперед и выработать запасной план. Что если увольнение нарушит работу всей команды? Продумайте, кто возьмет на себя освободившиеся обязанности - будет посещать собрания или проводить их, составлять планы и отчеты и т.д.
Вне всякого сомнения, это будет непростой период, поэтому вам понадобятся помощники. Если помочь некому, возьмите ответственность на себя. Так вы лучше поймете особенности должности и в следующий раз не ошибетесь в выборе сотрудника.
Приготовьтесь к тому, что увольняемого сотрудника будет больше волновать его собственная судьба, а не судьба компании. Скорее всего, он задаст вопрос о своем будущем. Расскажите ему о компенсациях, выходном пособии и организационных моментах увольнения.
4. "Как сообщить о решении?"
После ухода сотрудника вы должны рассказать всем остальным членам коллектива, почему это произошло. В конце концов, эти люди сообща делали одно и то же дело, и увольнение должно было пойти ему на пользу. Если вы промолчите, люди будут предполагать худшее или сочинять свои собственные истории, объясняющие произошедшее. Скорее всего, им не удастся угадать истинные мотивы, и они начнут в вас сомневаться.
Сообщая о решении, подчеркните, что оно было принято исходя из интересов компании. Если вы допустили ошибки, признайте их и обязательно выслушайте тех, кто захочет высказаться. Проявите уважение к ушедшему - скорее всего, он успел подружиться с кем-то из бывших коллег.
5. "Что если я неправ?"
Увольнение - это кошмар, которого никак нельзя избежать. Впрочем, вы можете проанализировать ситуацию и попытаться предотвратить ее в будущем. Преодолев сложный период, выделите время, возьмите бумагу и ручку и запишите выводы, которые вы сделали.
Помните, что этот анализ необходим в первую очередь компании. В некоторых случаях попытки сохранить неудачного сотрудника вызывают куда больше проблем, чем его увольнение. Если за это решение отвечаете только вы, напомните себе, что оно принесет пользу не только компании, но и сотруднику. Если бы он остался, он не чувствовал бы себя счастливым и не смог бы добиться успеха, поэтому отбросьте чувство вины и не казните себя.
Вам еще предстоит повысить и наградить немало других сотрудников. Кое-кого из них, к сожалению, придется уволить. Произносить фразу "Вы уволены!" невероятно тяжело, однако настоящий лидер должен уметь вести сложные беседы. Как и во многих других жизненных делах, ключ к успеху в них - это подготовка. Не стоит недооценивать ее значимость. Ответьте на вопросы и будьте честны с собой.
Первая публикация: 2017-06-07
- Theundercoverrecruiter.com
Поделиться