Чтобы собеседование прошло успешно, кандидат должен понимать основы функционирования компании, в которой он хочет работать, а также владеть информацией об отрасли, в которой эта компания функционирует. Термин "деловая хватка" всплывает почти на всех собеседованиях, вне зависимости от профессиональной отрасли и должности. Рекрутеры хотят, чтобы кандидат любого уровня обладал деловой хваткой, поскольку это свидетельствует о том, что он действительно соответствует должности и сможет принести пользу компании.
Знание основ функционирования бизнеса или, как его часто называют, деловая хватка, подразумевает осознание потенциала компании, а также принятых в ней правил и норм, для достижения успеха, получения прибыли и повышения уровня удовлетворенности клиентов. Крепкая деловая хватка позволяет сотрудникам действовать в соответствии с ценностями и ключевыми принципами компании, вовремя узнавать о главных конкурентах и других влиятельных участниках рынка, реагировать на последние актуальные тенденции в отрасли. Кроме того, она позволяет лидерам принимать правильные решения, основанные на знаниях о сильных и слабых сторонах компании и способствующие росту и развитию предприятия.
Один из самых распространенных вопросов для оценки деловой хватки звучит так: "Опишите ситуацию, в которой вы продемонстрировали наличие деловой хватки и решили важную и срочную проблему, стоявшую перед вашей организацией". Многие неопытные кандидаты допускают типичную ошибку и начинают перечислять свои достижения и успехи на предыдущей работе, забывая о сути вопроса. Рекрутеру не нужна очередная история успеха. Он хочет услышать рассказ о том, как ваши знания о компании и ее потенциале помогли вам предотвратить реальную нежелательную ситуацию.
Сотрудники с деловой хваткой
Существует немало способов распознать кандидата, обладающего деловой хваткой и знаниями о том, как работает бизнес. Многие сотрудники, о которых идет речь, демонстрируют следующие качества:
- Принимают решения, руководствуясь их прибыльностью.
- Пытаются достичь значимых результатов, которые одновременно выгодны в финансовом плане.
- Отлично знакомы с особенностями функционирования разных отделов предприятия.
- Выбирают рабочие цели в соответствии с целями и задачами всей компании.
- Приносят пользу организации, узнавая о слабостях конкурентов и пользуясь этими знаниями по максимуму.
- Пользуется знаниями о компании и создает прецеденты, привлекающие потенциальных клиентов и других заинтересованных лиц.
- Постоянно следит за экономическими и технологическими тенденциями в своей отрасли.
- Принимая решения, всегда оценивает прибыли и убытки компании.
Почему рекрутеры продолжают задавать вопросы, призванные оценить деловую хватку?
Многие рекрутеры продолжают задавать вопросы для оценки деловой хватки, так как верят в то, что кандидаты, обладающие знаниями о компании и основах ее функционирования, могут принести ей ощутимую пользу. Сотрудник, обладающий деловой хваткой, способен принимать решения, соответствующие экономическим и отраслевым стандартам и удовлетворяющие нуждам организации и ее клиентов. В общем случае, сотрудник, обладающий деловой хваткой, способен работать с учетом экономии издержек и особенностей рынка, а также потребностей и интересов существующих клиентов и целевой аудитории.
Более того, многие рекрутеры задают вопросы для оценки деловой хватки в попытках оценить уровень заинтересованности кандидата в работодателе и сделать вывод о том, какую ценность он представляет и может представлять в будущем. Рекрутеры также используют эту возможность для того, чтобы рассказать о компании подробнее. Деловая хватка и знание основ функционирования предприятия играет важную роль не только в мире бизнеса. Эти навыки используются и в других отраслях, например:
- Деловая хватка требуется учителям, поскольку они должны быть в курсе последних образовательных тенденций, существующих в стране.
- Журналисты также должны обладать деловой хваткой, чтобы вовремя реагировать на последние новости и мировые события. Это позволяет им создавать качественные тексты, которые интересны читателям.
- Специалистам, работающим в издательствах, необходимы знания о том, что происходит в их сфере, чтобы издавать актуальные и успешные материалы.
- Администрация больниц должна знать, чем занимается каждое отделение, чтобы эффективно решать организационные вопросы.
Как выработать в себе деловую хватку?
Существует немало способов, благодаря которым люди, которые ищут работу, могут приобрести нужные знания о потенциальном работодателе и сфере, в которой он функционирует, например:
1. Кандидат может прочесть сайт компании и узнать о различных тенденциях и взглядах, которых она придерживается. Кроме того, он может попытаться получить дополнительную информацию с момента основания компании до текущего момента. Эта информация может пригодиться на собеседовании для того, чтобы впечатлить рекрутера. Рекрутерам нравятся кандидаты, которые выполняют подготовительную работу, интересуются компанией и ее ценностями.
2. Попытайтесь определить ключевых соперников и конкурентов в отрасли. Некоторые рекрутеры задают подобные вопросы, потому что многие кандидаты обращаются сразу в несколько компаний одновременно. Кроме того, вам пригодится знание о том, чем занимаются конкуренты, сведения об их рабочей силе, уровне текучести кадров и доле на рынке. Так вы сможете дать удовлетворительные ответы лицу, которое представляет потенциального работодателя.
3. Читайте газеты и книги, посвященные развитию бизнеса. Читайте разделы газет, посвященные бизнесу, чтобы сформировать представление о текущем положении дел в сфере промышленности и высоких технологий. Также используйте проверенные источники финансовой информации - например, The Financial Times и The Economist.
4. Постарайтесь узнать о кризисах и других экстренных обстоятельствах, которые повлияли на интересующую вас компанию. Вам необходимо понимать, как отрасль пережила этот кризис и какие меры были предприняты для предотвращения катастрофы.
5. Попытайтесь связать свой собственный опыт и знания, полученные при работе в отрасли, с потребностями работодателя. Убедитесь в том, что качества, которыми вы обладаете, могут пригодиться вам в работе. Многие рекрутеры просят описать реальные ситуации, в которых вам приходилось контролировать чрезвычайную ситуацию с использованием имеющихся знаний о функционировании предприятия.
Ниже представлены примеры вопросов, позволяющих установить наличие деловой хватки.
Вопросы могут формулироваться по-разному, но в любом случае они подразумевают рассказ о деловых качествах и высокий уровень осведомленности о делах конкретной компании, например:
- Что вы знаете об организации и об отрасли, в которой она работает?
- Какими способами вы можете внести свой вклад в общее дело - как в финансовом, так и в структурном плане? Владеете ли вы экономическими знаниями, позволяющими принимать оптимальные финансовые решения?
Помимо основных вопросов, рекрутеры могут задавать дополнительные вопросы, чтобы оценить уровень экономической осведомленности кандидата.
Примеры подобных вопросов:
- Расскажите о том, как вам удалось предотвратить серьезные затраты материалов и иных ресурсов компании. Какие шаги вы предприняли? Каковы были последствия? Как это восприняли ваши коллеги?
- Расскажите о том, как вам приходилось выполнять план продаж с минимальными издержками. Удалось ли вам достичь поставленной цели? Какие действия вы предприняли и какую пользу они принесли компании?
- Расскажите о своих идеях, которые позволили сократить издержки для вашей команды или отдела в целом. Какие шаги требовалось предпринять? Как это восприняли ваши коллеги? Каков был итог?
- Что вы знаете о статусе компании? Можете ли вы сравнить ее с компаниями-конкурентами?
- Помогали ли вы своему отделу справляться с финансовым кризисом? Если да, то какие шаги вы предпринимали? Как воспринимали изменения ваши коллеги? Чем все закончилось?
- Доводилось ли вам разбираться с просьбой клиента, которая выходила за рамки вашей компетенции? Если да, то как вы с ней справились? Каких результатов достигли? Был ли клиент доволен вашей работой?
- Доводилось ли вам принимать рискованные рабочие решения? Если да, то каким образом вы контролировали ситуацию? Насколько удовлетворительными были результаты?
- Доводилось ли вам продвигать идеи, которые давали вашей компании преимущество перед конкурентами? Если да, то как они были восприняты? Удалось ли компании воспользоваться вашими идеями?
Существует немало других вопросов, позволяющих рекрутерам оценивать деловую хватку потенциальных сотрудников во время собеседования.
Вот еще примеры:
- Как вы думаете, что такое деловая хватка и как она влияет на профессиональную деятельность людей?
- Пробовали ли вы развить в себе деловую хватку? Если да, то как?
- Читаете ли вы газеты? Если да, перечислите основные темы, которые в настоящее время затрагиваются в разделах, посвященных финансам?
- Определите главные проблемы, существующие в нашей отрасли (в краткосрочной и долгосрочной перспективе).
- Определите область, работая в которой вы могли бы приносить максимальную пользу и содействовать развитию предприятия.
- Если бы компания выдала вам миллион долларов, куда бы вы его вложили?
- Существуют ли ролевые модели, которым вам хотелось бы подражать? Кто эти люди и почему они вас вдохновляют?
- В чем отличия между человеком, который учится, и человеком, который работает? Какие действия вы предприняли, чтобы облегчить этот переход?
- Приведите пример ситуации, в которой вы играли важную роль в работе команды.
- Доводилось ли вам демонстрировать свои лидерские качества в большой команде?
- Доводилось ли вам безукоризненно выполнять требования клиента?
- Есть ли у вас к нам вопросы? (это каверзный вопрос, с помощью которого рекрутеры пытаются узнать, насколько вы любознательны и заинтересованы в конкретном работодателе)
Перед тем, как отправиться на собеседование, проработайте самые разные вопросы во избежание паники и непредвиденных ситуаций. Только так вы сможете предстать перед рекрутером в самом выгодном свете.
Первая публикация: 2016-11-30
- wisestep.com
Поделиться