Общая структура исследовательской статьи

Порядок расположения разделов в рукописи (публикации) на примере полнометражной исследовательской статьи с рекомендуемым объемом разделов: - Название - Автор (авторы) - Краткое изложение (аннотация, abstract, summary + ключевые слова). - Основной текст: введение - 10% методика - 30% результаты - 40% обсуждение результатов - 15% заключение и выводы - 5% -Рисунки, таблицы, сноски, благодарности, указание организаций, оказывающих финансовую поддержку в проведении исследования включаются в текст. - Список литературы. Разумеется, что объем разделов может изменяться в зависимости от специфики типа публикации. Содержание последовательных разделов полнометражной исследовательской статьи: Аннотация — в очень краткой форме описывает цели, гипотезу, испытуемых, методические приемы, результаты и основные выводы работы. Аннотация не должна превышать 0.7 стр. (предпочтительно 0,5) или от 100 до 175 слов. Ключевые слова — основные понятия, использованные в тексте автором. Примеры ключевых слов из статей: адаптация, мотивация, компетенции, общие способности, активность, инициатива. Введение. После прочтения Ведения читатель должен знать, почему Вы решили провести именно это исследование, каковы Ваши цели, гипотезы и задачи. Порядок изложения материала. 1) Должна быть указана конкретная нерешенная проблема в области управления персоналом, для которой актуальным оказывается вопрос, решению которого посвящено исследование. Вклад, который внесет предполагаемое исследование в решение той или иной проблемы, определяет актуальность исследования. 2) Для теоретического обоснования исследования должны быть рассмотрены существующие концепции, методики и результаты уже опубликованных, наиболее новых исследований, которые логически непосредственно связаны с предполагаемым исследованием, а также проанализированы противоречия и «пробелы» в этих результатах. На основании такого анализа должна быть обоснована необходимость проведения именно данного исследования. 3) Должна быть четко сформулирована цель исследования в соответствии с актуальностью и новизной исследования. 4) Цель исследования конкретизируется в гипотезе исследования, представляющей собой высказывание, описывающее альтернативные исходы исследования, которые автор может обосновать теоретически, учитывая данные литературы. Предпочтительна наиболее полная формулировка гипотезы, включающая исследовательскую гипотезу, контргипотезу, условия, в которых эти исходы будут различимы, и критерии принятия/фальсификации гипотез. Сформулированные гипотезы должны четко соответствовать предполагаемому типу исследования. Например, недопустимо выдвижение гипотезы о причинно-следственных отношениях при использовании доэкспериментальных и квазиэкспериментальных планов исследования. Если предполагается проверка нескольких гипотез, то следует их представлять в виде упорядоченной системы альтернатив (гипотез и контргипотез) и их преемственности. 5) Должны быть сформулированы конкретные задачи исследования, решение которых необходимо для принятия/фальсификации гипотезы (гипотез) и общий способ их решения (в квалификационных работах обосновывается в специальном разделе текста). Из сформулированных задач исследования должна логически вытекать вся совокупность методических приемов исследования. Рекомендуется при описании концепций или теоретических положений использовать настоящее время глагола. При описании заслуживающих внимания экспериментов, проведенных другими исследователями, рекомендуют использовать прошедшее время глагола. Методика. Содержание этого раздела должно быть логически выводимо из Введения и касаться всех сведений, необходимых для описания факта (фактов) в разделе Результаты. Методика также включает все необходимые сведения для того, чтобы читатель смог повторить Ваше исследование, оценить корректность применения методик, конкретную их реализацию, способ формирования и характеристики выборки, план исследования, принципы выделения переменных, описывающих ситуацию и предмет исследования, критерии, в соответствии с которыми будут приняты или отвергнуты гипотезы. Описание методики исследования не должно касаться тех аспектов, которые не являются необходимыми для понимания сути работы и повторения исследования другими специалистами. Требуется, чтобы этот раздел был разбит на подразделы, количество и содержание которых диктуется спецификой Вашего исследования. Подразделы должны быть организованы так, чтобы наиболее точно представить методику (методики), которые Вы использовали. Перечислим обязательные подразделы. Испытуемые. Обязательно указывать количество, пол, возраст (следует использовать непараметрические оценки: размах и медиану, но не среднее и дисперсию), образовательный статус (и другие характеристики, если это требуют использованные методики, например, например, нормальное или скорректированное зрение при применении зрительной стимуляции и т.п.), способ формирования выборки (случайный подбор, добровольцы и т.д.), принципы выделения групп в соответствии с уровнями (условиями) независимой переменной и разбиения выборки на группы (рандомизация, попарное уравнивание и т.п.), количество испытуемых в группах, характеристики, по которым группы различаются. Важно описать способы привлечения испытуемых к участию в исследовании, например, оплату. Процедура исследования. Должен быть подробно описан план (дизайн) исследования. Один из способов построения этого подраздела заключается в пошаговом описании того, что происходило в исследовании. Начинать следует с описания общей ситуации исследования, которое включает задачу, предлагаемую испытуемым, специально выделяя способ маскировки реальной цели исследования. Для облегчения понимания этого подраздела эффективно применение схем и рисунков. В случае применения факторных планов исследования, более сложных, чем 2x2 предпочтительно представить план исследования как таблицу, а затем представлять результаты в таблицах аналогичного вида (если автор не предпочтет графическую форму). Обязательно буквальное приведение инструкции испытуемым, контроля понимания ими инструкции (если это необходимо). Если перед основным исследованием применяли специальные сессии с обучением или с демонстрацией выполнения задачи, следует указать их цель, длительность, порядок проведения и способы контроля уровня обученности. Должны быть специально оговорены способы общения между испытуемыми и экспериментатором, в частности для устранения нежелательного влияния знания испытуемыми условий и целей проведения исследования на валидность результатов. Если это важно, например, при использовании наблюдения, следует подробно описывать алгоритм работы исследователя, а при совместной работе многих наблюдателей (коллектива исследователей) должна быть приведена инструкция для них, указано их количество и профессиональная подготовка. При применении экспертных оценок следует указывать число экспертов, их профессиональный статус и важные в исследовании индивидуальные черты (пол, возраст) и приводить инструкцию для них. Показатели (наблюдаемые, фиксируемые и измеряемые в конкретной методике параметры), в некоторых случаях показатель является переменной. Следует привести обоснование выбора используемы показателей, исходя из задач исследования. Желательно, чтобы для показателя была определена формальная процедура его фиксации, не допускающая возможности произвольных истолкований. В случае, если измеряемая величина подвергается квантованию или иной дискретизации и ошибки измерения сопоставимы с диапазоном ее изменений (в пределах двух порядков), необходимо указать относительную величину средней погрешности измерений. При использовании расчетных величин (вычисляемых показателей) также желательно указывать величину их средней относительной погрешности. Регистрация показателей. Следует описать конкретные способы сбора и регистрации (фиксации) показателей. В случае применения стандартных приемов необходимо указание на источник стандарта. При проведении опроса должен быть указан способ сбора данных (очный контакт, телефон, почта). При использовании полиграфических методов регистрации показателей, особенно в случаях использования нескольких регистрирующих приборов или нескольких объектов исследования, следует описывать способы синхронизации записей. Должны быть использованы стандартные или четко описанные способы калибровки сигнала. При аналого-цифровых преобразованиях сигнала следует указывать частоту дискретизации показателя. Должны быть указаны способы выявления, элиминации или корректировки артефактов. Методика и аппаратура. При описании всех методик и приборов следует указывать конкретное название модели, ее спецификацию и важнейшие особенности со ссылкой на источники. При описании используемых тестов указывается их название, дата, место и автор валидизации или ревалидизации, основные психометрические характеристики, а также учреждение — производитель теста. При описании аппаратуры указываются их характеристики, фирма-производитель и страна. Уникальная аппаратура описывается более детально (возможно приведение схем и чертежей, которые должны быть соответствовать ГОСТу). При применении нестандартных или оригинальных (ранее не описанных в специальных публикациях) опросников (или подобных инструментов) следует приводить их подробное описание, вынося текст в приложение. Переменные. Для независимой переменной должны быть указаны пределы вариации, градации изменения, частоты предъявления (например, в виде закона распределения), должны быть перечислены все зависимые переменные, указан способ их вывода (или формирования) из регистрируемых показателей (статистические оценки исходных данных, применение каких-либо алгоритмов для их расчета) или указано, что используются «сырые» (исходные) данные. Должны быть описаны побочные (дополнительные, внешние) переменные, контролируемые в исследовании, а также способы их фиксации. Статистическая обработка данных. -Приемы: описательная статистика, снижение размерностей (напр., факторный анализ), классификационные процедуры (кластерный анализ, изучение сопряженности показателей - критерий c2, корреляционный анализ, дисперсионный анализ (ANOVA, MANOVA)), установление зависимостей (регрессионный анализ) и т.д. Выбор того или иного статистического приема должен быть, в случае необходимости, обоснован специально, например, через анализ параметров распределения — моно или полимодальности, нормальности и т.д. Для сложных приемов следует описывать наиболее важные особенности, например при применении факторного анализа должно быть указано каков способ выделения факторов, метод вращения и т.д. При применении критериев Фишера, t-теста, и др. принято указывать число степеней свободы, величину критерия и уровень значимости. --Критерии: критерии принятия статистического решения должны быть четко указаны, если применяется несколько критериев, следует точно ограничить условия их применения. Для специальных приемов обработки следует приводить весь набор критериев оценки решений или наиболее важные из них. Например, при применении многомерного регрессионного анализа следует указывать принятые уровни критериев толерантности, Дарбина-Уотсона, нормальности распределения остатков и т.д. Если статистическая обработка проводилась с помощью стандартного пакета статистических программ, необходимо привести название и версию пакета. В случае использования стастистических приемов, выходящих за рамки стандартного набора, который входит в статистические пакеты, обязательна ссылка на источник или достаточно подробное описание применяемой процедуры. При коррекции результатов, полученных с помощью стандартных программ статистической обработки (например, при введении поправок на объем или отклонения выборки от нормального распределения), необходимо описание соответствующей процедуры. Результаты. Представляют собой описание события или явления и должны быть логическим следствием применения определенных методических процедур и способов обработки. Основная цель этого раздела — введение и обоснование всех сведений, необходимых для выработки определенного отношения к гипотезе исследования (которое дается в разделе Обсуждение результатов). Этот раздел статьи представляет собой первый этап оформления нового факта — предмета будущих проверок, воспроизведения и верификации. В Результатах дается описание фактов в наименее обобщенном виде, который задается в Методике через показатели и переменные, включая вычисляемые переменные. Такое описание является обобщением, поскольку данные получаются в рамках гипотезы, которая является основанием обобщения, в терминах переменных, представленных в шкальных оценках, заданных конкретными методиками, которые сами также являются «свертками», обобщениями проведенных ранее исследований. Степень обобщения фактов в разделе «Результаты» ограничена, с одной стороны, исходными данными, а с другой — обобщениями-интепретациями, опирающимися на результаты других исследований, которые должны быть даны в Обсуждении результатов. В разделе Результаты недопустимо как описание «сырых» (исходных) данных, так и приведение любых интепретаций. Одиночные реализации, сырые данные могут быть приведены в Методике для иллюстрации способа измерения показателей или (если этого требует тип публикации) приводятся полностью или частично в Приложении. Основное требование при написании этого раздела — описывать только оригинальные результаты автора без ссылок на другие исследования и без интепретаций! Раздел Результаты может включать подразделы, соответствующие задачам исследования. В каждом подразделе могут быть выделены фрагменты, представляющие: (1) описательные статистики анализируемых переменных; (2) классификации изучаемых явлений, объектов, событий; (3) оценки сопряженности (связи) переменных; (4) описание динамики переменных; При применении сложных статистических или вычислительных приемов, должны быть приведены значения всех необходимых критериев: например, при использовании приемов, требующих нормальности распределения — оценка нормальности; для множественной регрессии — оценки критерия толерантности (позволяющего избежать использования коллинеарных векторов), Дарбина-Ватсона (оценивающего влияние автокорреляции данных на оценку их связи), анализ остатков и др.; для факторного анализа — значение детерминанта исходной матрицы, критерия Кайзера-Мелкина-Олькина и т.п. Предпочтительно выделение в специальный подраздел описание установленных зависимостей. Для демонстрации зависимостей между номинальными переменными, применяют таблицы сопряженности. В таблицах, представляющих, например, корреляционные, ковариационные матрицы или факторные отображения, предпочтительно опускать значения, не достигающие критерия значимости, обоснованного в разделе Методика, или приведенного в подписи к таблице. Значимость величин, данных в таблице, следует обозначать символами, раскрывая их в подписи к таблице. Если значения, приведенные в таблице, не могут превосходить по величине единицу, как, например, значения коэффициентов корреляции, то нули и десятичные точки (запятые) принято опускать. Для иллюстрации описательной статистики применяют диаграммы частотных распределений: гистограммы (столбчатые диаграммы), полигоны (диаграммы, в которых точки, отображающие частоты соединяются прямыми линиями), секторные диаграммы, в которых относительные частоты (обычно проценты) изображены в виде секторов, имеющих соответствующие площади. На гистограммах и полигонах в отличие от секторных диаграмм могут быть показаны также характеристики рассеяния (дисперсия, стандартная ошибка, стандартное отклонение, размах). На гистограммах и полигонах могут быть указаны реальные или относительные частоты встречаемости величин иллюстрируемых переменных. В случаях, когда это особенно важно для дальнейшего вывода, можно представлять реальные распределения величин (переменных). Хотя эти графические приемы могут быть использованы для данных, оцененных в любых типах шкал, гистограммы, полигоны и секторные диаграммы почти полностью исчерпывают возможности представления данных, измеренных в номинальных шкалах. При применении многопараметрических тестов или батарей тестов результаты иллюстрируют профилями (например, по правилам, предусмотренным тестом MMPI), индивидуальными или усредненными по группе испытуемых. Правила построения профилей совпадают с правилами построения полигонов. Для иллюстрации классификации изучаемых объектов применяют дендрограммы. Для номинальных шкал точки дендрограммы изображают классифицируемые объекты, а линии (ветви дерева) — генетическое родство объектов, либо их субординацию. Для шкал более высокого типа классификации, выполненные, например методом иерархического кластерного анализа, изображаются дендрограммами, в которых точки представляют объекты в процессе их деления, ветви — пути этого деления, а длина ветвей — расстояния между классами, выделенными при анализе. Если для иллюстрации многомерных классификаций важно показать роль отдельных переменных, описывающих объекты, приводят проекции множеств точек, изображающих объекты, на соответствующие плоскости. При этом допускается схематическое выделение групп объектов («облака»), полученных при классификации, например штриховой линией. Для иллюстрации сопряженности величин (связи между переменными) применяют либо отображение всего множества значений сопряженных величин (диаграммы рассеяния), либо результаты корреляционного анализа: графики, отображающие связи между величинами (кривые зависимостей), или непосредственно изображение величин корреляций, связывающих переменные (например, корреляционные плеяды). Обсуждение результатов. Этот раздел представляет собой заключительный этап оформления нового факта и формирование определенного отношения к гипотезе исследования. Он содержит наибольшую степень обобщения факта в соответствии с целью исследования и определением его значения в контексте уже проведенных и будущих исследований. В этом разделе должна быть достигнуто согласование полученного знания со знанием уже принятым научным сообществом, доказана новизна полученного факта и актуальность исследования. Этот раздел может быть разделен на подразделы в соответствии с задачами исследования. Последовательность изложения содержания раздела (или его подразделов): 1 - дается краткая формулировка основного факта (результата) исследования; 2 - приводятся доказательства неартефактности полученных результатов (надежность и репрезентативность методики и результатов); 3 - интерпретируется связь независимой и зависимых переменных (внутренняя валидность); 4 - проводится сопоставление полученных результатов с результатами других исследований для выявления их соответствий и/или противоречий (внешняя валидность); 5 - дается интерпретация полученных результатов в соответствии с целью исследования (конструктная валидность); 6 - приводится сопоставление с другими возможными интерпретациями; 7 - логически обосновывается отношение к гипотезе исследования и приводятся доказательства его непротиворечивости. Если раздел Обсуждение результатов включал несколько подразделов, то необходимо обобщение содержания отдельных подразделов. Заключение. Может быть отдельным разделом или заключительным фрагментом Обсуждения результатов, в котором содержатся предположения о возможных следствиях проведенного исследования и формулируются возможные цели для следующих работ. Выводы. Утверждения, содержащие итоги последовательных этапов оформления факта — в соответствии с последовательностью задач и целью исследования, а также гипотезы (как развитие парадигмы), вытекающие из Обсуждения результатов. Количество выводов определяется числом задач, к которому могут быть добавлены утверждение, соответствующее цели исследования, и утверждение, содержащее предположение для следующих исследований. Список литературы. В этом разделе приводится все цитированные источники.