Менеджер может заниматься или отправкой в туристические поездки, чаще зарубежные, жителей своей страны (что в современной России более распространено), или приемом иностранных граждан. В обязанности специалистов данной области входят беседы с клиентами и их консультирование по поводу выбора туров, бронирование для них авиабилетов, отелей, оформление страховки и иных необходимых документов.
Менеджер постоянно контактирует с авиакомпаниями, страховыми агентами, принимающей стороной, различными туристическими агентствами. Проводит маркетинговые исследования рынка туристических услуг и находит наиболее выгодные предложения в плане оплаты, сроков и качества работы принимающей стороны.
Оперативно разрешает возникающие проблемные ситуации. (А они при организации поездок возникают с завидной регулярностью: то авиарейс отменят, то в последний момент выяснится отсутствие мест в гостинице, то экскурсионный автобус сломается или попадет в аварию, то турист свой паспорт потеряет — возможны сотни подобных накладок, которые нужно разрешать быстро и профессионально).
Работа менеджера, специализирующегося на реализации туров, очень похожа на деятельность менеджера по продажам. Однако у тех, кто непо¬средственно организует туры и сопровождает группы, она ближе к работе гида-экскурсовода. В любом случае менеджер должен располагать полной информацией о стране, в которую направляет людей, знать предпочтения своих клиентов, чтобы при отсутствии необходимых путевок предложить интересную замену. Типичный рабочий день чаще проходит в офисе на рабочем месте (за исключением тех менеджеров, которые непосредственно сопровождают группы). Менеджер общается с клиентами, ведет перегово¬ры, работает в Интернете.
Работа в основном сидячая. Может понадобиться выезжать в банки, консульства, забирать путевки и отвозить их в офисы или непосредственно на вокзал или в аэропорт и т. д. Вакансии имеются в многочисленных туристических фирмах.
Для работы понадобится высшее гуманитарное образование, желательна специализация «Организация туризма» (хотя довольно часто хорошие менеджеры по туризму получаются и из людей с другим образованием, например, филологическим или историческим). Обязательно знание хотя бы одного иностранного языка, а лучше - нескольких.
Осваивать профессию желательно людям, имеющим высокую стрсссоустойчивость, развитые коммуникативные и организаторские способности, внятную речь, хорошую память, способность убеждать собеседника, ответственным, умеющим общаться с людьми лично и по телефону. Работа не рекомендуется страдающим серьезными нервно-психическими расстройствами, а также имею¬щим дефекты речи.
В связи с развитием туристического бизнеса в нашей стране, ростом количества турфирм, а также благосостояния граждан на ранке труда данная профессия обладает повышенным спросом. Однако видна ярко выраженная сезонность спроса: он растет обычно в летний период, во время отпусков, а также накануне новогодних каникул. Заработная плата примерно равняется средней зарплате в промышленности. Часто менеджер получает проценты с продажи туров, и зарплата напрямую зависит от результативности его работы.
Одним из плюсов профессии является возможность отправляться в отпуск в различные страны значительно дешевле, чем обычно: по горящим турам или спецпредложениям. Иногда путешествовать удается и вообще бесплатно, отправившись в служебную командировку для ознакомления с маршрутом того или иного тура. Хотя все же следует помнить, что основное содержание работы большинства из этих специалистов - не личное участие в поездках, а их организация и продажа.
Карьерный рост: стать старшим менеджером, директором туристической фирмы. Опытный менеджер в состоянии со временем открыть свою туристическую фирму: сначала это, скорее всего, будет турагентство (оно само не организует поездки, а лишь продает туристические услуги, предлагаемые третьими фирмами), а потом удастся стать и туроператором — начать самостоятельно организовывать поездки.
Поделиться