Есть такое выражение: «что нас не убивает, то делает нас сильнее!» Похоже, традиционного «офисного планктона» этот принцип почти не коснулся. Конкурсы на теплые офисные местечки шкалят, а народ продолжает вереницей ходить на собеседования и заваливать своими «содержательными» резюме электронную почту работодателей и кадровых агентств. Кто виноват? Что делать? Вопросы, в данном случае, почти риторические…
«Кандидат: девушка 22 лет, с высшим образованием (менеджер-экономист), опыт: полгода проработала секретарем, потом сократили. Позиция: оператор call-центра с перспективой роста до менеджера продаж. Задаю вопрос: «Что вам нравится больше всего в работе секретаря»? Ответ: «Ну... трубки поднимать, поручения выполнять». Вопрос: «Вы умеете работать на результат? Поясните». Ответ: «Если мне, например, поручали документы в другой отдел отнести, я всегда быстро их относила!», — привела случай с собеседования Анна Иванова, директор компании «ТРИЭС-Новосибирск». И таких кандидатов, с наивным взглядом, невозмутимой улыбкой, смутными целями, туманными перспективами и желанием найти высокооплачиваемую и непыльную работу в офисе — пруд пруди.
До кризиса добрый, светлый офис пригревал многих таких «работников». Даже термин появился благодаря Пелевину — «офисный планктон». Этот вид частично исчез осенью 2008 года, когда столкнулись две тенденции: компании активно оптимизировали свои расходы на содержание офисов, резко уменьшился объем работы. Кто-то из «белых воротничков» изменился под влиянием рынка, переквалифицировался или нашел применение своим талантам, кто-то «повис на шее», кто-то умудрился найти новое теплое местечко, а кто-то до сих пор обивает пороги офисов и ругает мир за его несправедливость. Стоит сказать, что в сегодня спрос на офисных работников в два раза выше среднего, не учитывая замаскированные вакансии продажников и млмщиков.
«Тебе повезло, ты не такой как все...»
Во-первых, система высшего образования не согласована с рынком. Юные «недоросли» (да и их умудренные опытом родители) зачастую ничего не знают о потребностях рынка и не соотносят возможное образование с реальными перспективами. Это подтверждают результаты опроса, проведенного ВЦИОМ в сентябре 2009 года. Спрашивали родителей: о каком роде занятий для своих детей они чаще всего мечтают, и какие профессии кажутся наиболее престижными и доходными. Возглавляет рейтинг непоколебимый работник юридической сферы (20%). К тому же, юрист, с точки зрения россиян, является в настоящее время и самой доходной профессией (такого мнения придерживаются 14%). На втором месте – экономист! Вот и «штампуют» в платных вузах недопрофессионалов, которых оказывается намного больше, чем требуется, и вчерашние выпускники ищут работу в сфере продаж или офисного персонала.
Во-вторых, работает пропаганда. Если раньше рекламировали рабочие профессии, то сейчас герои времени работают в офисе. Даже песня такая у группы «Ленинград» есть: «Тебе повезло, ты не такой как все, ты работаешь в офисе». В-третьих, нет престижа средне-профессионального образования. В некоторых кругах существует мнение, что если ты не получил высшего образования, то можешь считать себя человеком второго сорта. А, получив «корочки», не каждый пойдет за прилавок или станок, даже хлебнув перипетий кризиса. В-четвертых, богатые «нулевые» годы породили целую прослойку работников (в основном женщин) у которых нет... профессии. Они знают офисный пакета ПК, «емайл и интернет», и имеют «желание общаться с людьми». В итоге в кризис оставили тех, кто незаменим и обладает именно профессиональными умениями и навыками. Страшно то, что и после того как им ясно дали понять, что они не нужны, большая часть молодежи и сокращенные «офисники» не ринулись обретать недостающие компетенции, а продолжают жаловаться на жизнь, искать доходное место в офисе, не желая ничего делать, чтобы обрести вожделенную новую специальность. Хотя зачастую они просто не знают, куда себя, кроме офиса, девать…
В-пятых, в эти же «богатые нулевые» у людей сбилась планка эффективности. Если у рабочего есть план, например, по деталям, у дворника – подмести определенную территорию, то какой план может быть у офис-менеджера или секретаря? Люди не понимают как они должны работать, чтобы хорошо зарабатывать.
Проблема класса
Для всего общества. Не слишком ли глобально? Нет! Этот класс, появившийся еще в 90-е годы, когда рухнула система распределений в вузах, растет. Он не приспособлен, подвержен депрессии, стрессам и растит таких же неприспособленных детей. В итоге, эта прослойка достаточно опасна для общества и государства, так как любое потрясение и их тут же сократят, и нужно будет снова профориентировать, учить, пристраивать... «А не могут, потому что не все рождены целеустремленными и вменяемыми. Большинство не виновато, что они такие, просто не умеют анализировать. Они как бы выходят к племени аборигенов Африки и кричат: «Кому нужны валенки»? И, несмотря на то, что валенки никому не нужны, продолжают ходить и предлагать товар рынку», — рассуждает Анна Иванова. Сегодня нужны продажники, автослесари, рабочие, повара, швеи, фармацевты, а «офисники» не нужны. Только это нужно понять и принять.
Менеджеры, объединяйтесь!
Конечно же, нельзя всех «офискников» поголовно называть «планктоном». Среди них есть и действительно грамотные специалисты, ставящие перед собой цели, и понимающие к чему стремится. Много таких работало в банках, крупных компаниях, и оказалось на улице во время кризиса. Некоторые переквалифицировались, некоторые нашили работу с менее привлекательными условиями, а некоторые… Всех удивила, например, группа из 150 петербургских уволенных офисных работников, которые попросили у государства земли, решили сменить белые воротнички на резиновые сапоги, создать коммуну и отправится работать в поля.
В разгар финансовых катаклизм в 2008 году в Новосибирском региональном отделении партии «Единая Россия» была создана Антикризисная рабочая группа по работе с офисными служащими. По решению руководителя рабочей группы Игоря Гришунина в СМИ ее представляет Светлана Смольникова, директор кадрового агентства «Люди Дела». По ее словам, сегодня деятельность группы позволяет многим соискателям найти новую работу в той же сфере, то есть, в офисе. Обратившись в антикризисную группу, они могут пройти собеседование, получить советы и рекомендации от специалистов, которые помогут сориентироваться на рынке труда. Бесцельным, не готовым обучаться и развиваться, просто предлагают сменить сферу деятельности. «Такие люди, которые ходят на работу, чтобы отсидеть положенное время, стараясь при этом как можно меньше делать, не думающие о развитии и перспективах, — будут всегда, и это никак не изменишь. А компаниям просто невыгодно брать таких сотрудников, особенно, в кризис», — считает Светлана Смольникова.
В качестве резюме еще один случай с собеседования, рассказанный Анной Ивановой: «Кандидат — девушка 24 лет, высшее образование (менеджер-экономист), работала по полгода в трех местах продавцом. Позиция: менеджер активных продаж. Спрашиваю: «В какой сфере Вы хотели бы развиваться? Что нравится, привлекает Вас?» Ответ: «Я хотела бы развиваться в области общения с людьми и в документообороте». Переспрашиваю: «Как Вы себе это представляете? Будете больше общаться и быстрее «документооборачивать»? Немая сцена. Соискательница выдает: «Ну... я давно хочу работать в отделе кадров». Говорю: «Ладно, что вы делаете для исполнения своей мечты»? Жду ответа, например, «книжки читаю, 1С изучаю, уже вот это знаю и умею». Ответ: «Пока только хочу!». Получается, что проблема не в кризисе и не в реакции рынка на него, а в полной безответственности таких товарищей и поиске проблемы вне себя…
Выноска:
Если кроме ПК на уровне пользователя вы особо ничего не умеете...
-
Определите список самых востребованных на рынке труда специальностей, для этого можно просто собрать газеты за несколько выходов и прочитать их полностью. Можно посмотреть предложения на джоб-сайтах. Вспомнить детские мечты.
-
Оцените условия работы на них и требования. Для этого прочитайте все попадающиеся вакансии, позвоните в компании.
-
Узнайте, где принимают без опыта, где готовы учить, где есть курсы.
-
Почитайте в библиотеке, Интернете книжки, статьи по каждой специальности. Так вы более четко сможете определить, что вам нравится и кажется наиболее перспективным.
-
Посетите занятия по профориентации. Бесплатно их можно пройти в Центре занятости. Ваша задача — определить, какая сфера вам нравится. Может — ногти наращивать, может — инвентаризации проводить.
-
Определите свои исходные данные по вакансиям, которые вам приглянулись, и требования работодателя по навыкам и умениям. Выясните, чему вы можете научиться самостоятельно (купить книжку, выучить теорию), чему вас научит работодатель в процессе работы, за что СТОИТ заплатить на курсах. Например, программу возможно освоить у подруги дома, технику продаж можно вызубрить, прочитав учебники или статьи, а вот как стричь людей — это уже на курсы.
-
Определите срок, необходимый для обучения. Изыщите бюджет для необходимых курсов, либо попросите направление в Центре занятости.
-
Не ленитесь прочитать максимум по теме вашей будущей работы самостоятельно! Многому — очень многому — можно научиться и без денег!
-
Если вы учитесь — не халтурьте! Получайте максимум знаний, за которые вы заплатили! Не стесняйтесь остаться после занятий, задать дополнительный вопрос, посетить практическое занятие с другой группой.
-
Работу ищите, еще обучаясь на курсах. Разместите резюме, в крупные компании можно сходить даже если вакансий нет, — они часто появляются. На собеседовании акцентируйте внимание на свежие знания, практику на курсах.
Выноска:
Анна Плесовских, координатор по маркетингу АНКОРа, приводит такие данные: из 800 разосланных приглашений для сокращенных служащих на обучающие семинары и тренинги пришло только 25 (!) человек, то есть около 3%. Проблема в трудоустройстве "офисников" в том числе кроется в пассивности, отсутствии стремления что-либо изменить у самих кандидатов...
Источник: http://www.hr54.ru/
Контакт: Анна Иванова, tries@tries-nsk.ru
Поделиться