В компании Coca-Cola отдельное внимание уделяется проблемам управления талантами.
В этой заметке я поделюсь услышанным на презентации, на которой я побывал 5-го февраля.
История
1990-е годы – появился термин «Управление талантами»
1996 – консалтинговая компания MCKinsey сделала доклад, в котором впервые был поднять и сформулирован вопрос о «Войне за таланты»
Конец 1990-х – основным инструментом поощрения работников вместо денежных средств стали акции и опционы
Конец 2000-х – сложилось 2 представления об управлении талантами
2010 в Coca-Cola HBC Eurasia появился отдельный департамент «Управление талантами»
Определения
На текущий момент нет однозначного определения термина «Талант». Есть 2 базовых понимания:
- Талантливыми считаются все работники, но скорость их развития может быть разной, и от этого будет зависеть необходимый инструментарий для их развития
- Талантливыми считаются только определенная группа работников, обладающих определенным опытом, навыками и умениями (компетенциями)
Внутри компании Coca-Cola используют термин Hi-Po – высокопотенциальный работник
Из чего складывается талант
- Результативность (Perfomance)
- Способность к обучению (Learning Agility)
- Следование ценностям компании (Values)
- Мотивации и Амбиции
Объективность оценки работников (отнесения их к Hi-Po) достигается с помощью инструментов:
- Форумы развития
- Центры развития
- Наблюдения за сотрудниками (обратная связь, круговая обратная связь)
Hi-Po vs Hi-Pro
Можно выделить 2 типа сотрудников: Высокопрофессиональные и Высокопотенциальные
Высокопрофессиональные (Hi-Pro) |
Высокопотенциальные (Hi-Po) |
Экспертность в определенной функциональной области |
Инновационный (нестандартный подход) для достижения целей |
Хорошо работают со стандартными задачами |
Могут хорошо справляться в условиях неопределенности |
Стиль мышления более узкий (функциональный) |
Более широкий круг интересов |
Могут испытывать сложности при изменениях и в процессах, рода работы, зоны ответственности роли |
Лидеры изменений |
Сотрудники, на которых легко положиться, хорошие наставники для других |
Сотрудники, которые предлагают уникальные решения, не готовы стоять на месте, более требовательные |
Из чего состоит Talent Management
В управлении талантами можно выделить несколько связанных компонента
- Планирование (Talent Demand);
- Привлечение (Attraction);
- Идентификация / Найм (Recruiting Strategy);
- Адаптация / Развитие (Development);
- Оценка (Perfomance Management);
- Планирование карьеры (Succession & Career Planning);
- Вознаграждение (Rewarding);
- Удержание (Retention).
Привлечение талантов
Процесс привлечение талантов можно разделить на несколько этапов
- Создать тягу (притяжение);
- Создать правильно позиционирование;
- Выбрать стратегию.
На что можно и на что нельзя повлиять, приходя в компанию:
Нельзя на:
- Историю компании;
- Ценности компании;
- Бренды компании.
Можно повлиять на:
- Стратегию компании;
- Бренд работодателя;
- Основной стиль лидерства.
Вовлеченность персонала
Вовлеченность может оказывать влияние на следующие показатели талантов
- Результативность;
- Удержание;
- Преемственность.
Результаты опроса вовлеченности работников Coca-Cola и следования целям
Стратегия по привлечению талантов
Стратегия по привлечению талантов может состоять из следующих компонентов
- Выращивание внутри компании;
- Привлечение извне;
- Привлечение из компаний входящих в группу компаний.
Каким может быть соотношение у этих компонентов
75-15-10
То есть, 75% талантов выращивается с нуля в компании, 15% берется с рынка и 10% берется из группы компаний.
Методы развития талантов
В Coca-Cola используются следующие инструменты
Программа ускоренного развития (Fast Forward) – направлена на выявление, развитие и удержание талантов.
Развитие талантов – стратегия выращивания изнутри, способствует увеличению уровня преемственности (succession rate) и подготовить сотрудников к эффективному переходу на новые позиции.
У программы ускоренного развития есть 2 этапа:
- FF1 – развитие от специалиста до супервайзера;
- FF2 – развитие от супервайзера до менеджера.
Инструменты программы ускоренного развития:
- 70% - проекты, погружение в бизнес;
- 20% - коучинг, shadowing и работа с ментором;
- 10% - тренинги.
Программа подготовки будущих менеджеров
Программа подготовки будущих менеджеров состоит из нескольких этапов:
- 1-й год – построение бизнес-осведомленности (кросс-функциональные назначения, реализация бизнес-проекта).
- 2-й год построение функциональной осведомленности (развитие функциональных и менеджерских компетенций).
Виды центров оценки в Coca-Cola
- Стандартная оценка – используется для оценки кандидатов как внутренних, так и внешних на конкретную вакансию;
- Acceleration – используется для оценки потенциала сотрудника к роли следующего уровня. Отдельный вариант – Group / Future leaders – для определения потенциальных сотрудников на руководящие позиции;
- Development (functional) – используется для оценки сотрудника применительно к текущей роли. Помогает определить зоны развития и стать более эффективным.
Ключевые позиции и Ключевые сотрудники
Right people in Right place – Ключевые сотрудники на ключевых позициях
- Обеспечивают стратегическое развитие компании, формируют стратегические задачи на 3-5 лет;
- Обладают потенциалом для следующего уровня управления, будут расти в компании, развивать преемников, обеспечивать непрерывный процесс и стабильную результативность;
- Результативны и успешны в данной роли, инновативны, приносят устойчивую прибыль Организации.
Right people in Right place at the Right time
Ключевые позиции:
- Влияние на результаты компании;
- Инвестиции в развитие сотрудника до такой позиции;
- Навыки, знания и образования: специфические требования;
- Поиск и привлечение: время и ресурсы;
- Наличие на рынке труда таких позиций.
Ключевые сотрудники
- Тип позиции, которую занимает сотрудник;
- Результативность и потенциал;
- Преемственность (для ключевых позиций).
Проблемы в управлении талантами
Управлять талантами интереснее, но обычно это достаточно сложные и требующие внимания сотрудники.
По статистическим данным, только 20-30% руководителей, лидеров готовы брать в свою команду потенциальных (талантливых) сотрудников. Остальные хотят видеть «свою копию» но послабее.
Характеристики талантливых работников
Талант осведомлен:
- знает основные тенденции рынка труда;
- идет по пути, что не только компания выбирает его, но и он выбирает компанию;
- обращает внимание на то, совпадают ли его ценности с ценностями компании;
- при выборе компании обращает внимание на дальнейшие возможности;
- для них важно знать, кто будет их руководителем и чему у него можно поучиться.
Талант может быть палкой о двух концах
- Высокая эффективность, но большие запросы;
- Им быстро становится скучно;
- Их часто раздражают коллеги (менее талантливые);
- Неугомонные новаторы – ими движет недовольство рутиной (хорошо – не всегда достаточно) и своеобразная лень (разве так не быстрее);
- Они нуждаются в высоких целях (помимо финансовых аспектов) в качестве мотивации;
- Более темпераменты, потому что небезразличны. Принимают все на свой счет.
Талант требователен
- Стремится:
- К личностному росту;
- К постоянному движению вперед;
- Везде успеть;
- К осмысленности и результату;
- К действию и выбору;
- К чувству собственного достоинства;
- К непринужденности.
Поделиться