Публичность и неравенство. Или непростая работа модератора

Публичность включает в себя иерархии: участники действа не равны.

Существует несколько подходов к рассмотрению того, какими базовыми принципами определена и чему подчиняется любая публичная ситуация и действующие в ней лица. Мне ближе подход, основанный на том, что публичность включает в себя иерархии: участники действа не равны. По ситуативным статусам они не равны всегда (например, один хозяин площадки, другой гость); по социальным статусам они не равны часто. Психологически неравенство это суть власти. И вопросы взаимодействия акторов коммуникации всегда связаны с вопросом власти: кто главный?

модератор

Например, задача спикера парламента быть модератором коммуникации. Модера́тор (от лат. moderor — умеряю, сдерживаю) — человек, имеющий более широкие права по сравнению с другими участниками процесса. То есть, имеющий свою, ситуативную власть (конечно, относительную и ограниченную временными рамками самого процесса). Посмотрите, как спикер британского парламента постоянно призывает именно к порядку. Его функция, как модератора – обеспечивать выполнение правил, регламента. Наказывать за невыполнение. Подобно сотруднику дорожной полиции. Мы так его и называем: представитель власти. Вот и модератор любого публичного мероприятия такой же представитель власти. Коммуникация требует управления, и обеспечивает его человек на специальной, предназначенной для этого позиции.

В идеальном случае модератор не должен высказывать собственное содержание. Он не заинтересован в итоге дискуссии. Его власть распространяется только на регламент мероприятия, на право давать и не давать слово, устанавливать время выступлений, разрешать конфликты, не высказывая собственного отношения к содержанию процесса коммуникации. Именно поэтому, например, в парламенте Британии спикер лишён права голоса.

Хороший модератор старается как можно реже говорить сам, еще реже высказывать свое мнение или отвечать на содержательные (в отличие от организационных) вопросы. Поэтому большую часть адресуемых ему реплик и суждений он передает для ответа и отреагирования другим участникам процесса. Его основная задача обеспечить процесс коммуникации, а что станет содержанием и результатом дискуссии – это забота остальных участников.

Конечно, помимо того, что модератор удерживает встречу в регламенте, он помогает точно выдерживать повестку дня и старается, по возможности, направлять дискуссию в то русло, которое отвечало бы поставленной цели мероприятия. Здесь очень важно словосочетание «по возможности» - жёсткое продавливание собственной точки зрения, собственного содержания приведёт к тому, что дискуссия свернётся до формального присутствия участников.

Посмотрите видео к этому тексту. Это хорошая иллюстрация того, что такое работа модератора. Понимаемая, как исполнение функции управляющего (от слова «правило») процессом коммуникации. Конечно, каждый модератор окрашивает работу своим эмоциональным фоном, в зависимости от темперамента. Но, в целом, позиция эта очень непростая. Это тяжелый труд – недаром по старинной традиции будущего спикера британского парламента буквально тянут за руки на свое рабочее место в момент, когда он впервые принимает на себя эти обязанности.

Алексей Пронюшин, «Человек Публичный» consulting & training

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий