"Мое дело - подарок подарить, а ты уже сам думай, что с этой хренью делать!" - бодро высказалась незабвенная Масяня в далеком докризисном 2002-м… С тех пор в подходе к корпоративным подаркам и поздравлениям мало что изменилось - в лучшем случае большинство сотрудников получат на Новый год опостылевшие ежедневники, пишущие средства и прочую канцелярщину. Однако, по данным опроса "ВД", количество компаний, которые закупали новогодние сувениры для своих сотрудников, за последние два года снизилось с 76 до 53%. Остальные обойдутся традиционным корпоративным походом в ресторан или кафе. Самые экономные, а таких оказалось 8%, ограничатся накрытием новогодней "поляны" в стенах родного офиса. Однако, как оказалось, празднование Нового года бывает удачным и не очень. И бюджет здесь играет не самую существенную роль.
Новый год к нам мчится...
"Чем ближе праздник, тем чаще возникает вопрос выбора подарков для сотрудников компании. Безусловно, стоимость и разнообразие подарков упирается в бюджет компании, и Новый год, как и любой праздник, - это головная боль менеджеров по персоналу. Особенно сейчас, когда нужно уложиться в лимитированный бюджет. Одно дело, когда коллектив небольшой, до 40 человек, а другое дело - когда это огромная компания. Ведь, помимо поздравлений, подарков, в этот бюджет нужно уместить еще и расходы на корпоратив, подарки и поздравления клиентов", - рассказывает Леонида Яцунь, руководитель группы рынков B2B рекрутинговой компании Brain Source International.
При этом желательно, чтобы подарки были интересными, неожиданными и полезными, а обстановка их вручения создавала праздничное настроение. Поэтому журналисты "ВД" обратились к эйчарам и сотрудникам компаний с просьбой вспомнить самые удачные идеи относительно подарков и способов проведения новогодних корпоративов.
В большинстве случаев наши эксперты отдали предпочтение различным подарочным сертификатам, которые позволяют "индивидуализировать" подарки.
"Большой популярностью сегодня пользуются сертификаты в различные магазины, на оригинальные подарки-впечатления, необычные экскурсии. Все это можно найти в интернете, задав нужные критерии поиска. Плюс таких подарков состоит в том, что каждый человек может выбрать вещь или впечатление на свой вкус: от мастер-класса по бильярду до полета на воздушном шаре, от дегустации вина до урока верховой езды", - считает Вера Тамко, руководитель отдела рекрутинга консалтинговой компании Staff Service (рекрутинг, аутсорсинг, штат - 25 чел.).
Еще более смело поступили в рекламном агентстве "Агат", договорившись с одним из интернет-магазинов о том, что каждый из сотрудников сможет выбрать подарок на свой вкус из специально подготовленного каталога (учитывающего персональный бюджет).
Также достаточно привлекательными показались варианты различных подарочных наборов "к новогоднему столу", включающих шампанское, конфеты, икру и прочее. И хотя, казалось бы, времена продуктового дефицита остались в далеком прошлом, сотрудники с удовольствием принимают такие подарки.
Для работников небольших компаний, готовых тратить "живые деньги", может показаться привлекательным модный нынче хенд-мейд. Изделия могут быть самыми разнообразными - оригинальное мыло ручной работы, интерьерные свечи, вязаные или валяные игрушки, расписные бокалы и прочие милые сувениры.
Еще более оригинальным и малозатратным способом поздравили сотрудников в компании "Атолл-люкс". "В разгар кризиса мы где-то вычитали, что в одной иностранной компании сотрудникам дарили выходной день. Тогда мы тоже решили выдать каждому сертификат на один оплачиваемый выходной. Все были очень рады такому подарку. В этом году мы тоже планируем продолжить эту традицию", - рассказал Сергей Задорожный, директор ООО "Атолл-люкс" (туристическое агентство, штат - 25 чел.).
Впрочем, как известно, субъективная стоимость подарка зависит не от его реальной цены, а от того, как он преподносится.
Не "что", а "как"
"Самое главное - это хорошо продумать идею праздника и уже от нее и "плясать". К примеру, можно сделать вечеринку тематической, выбрав общедоступный формат. Например: гавайская пати, Дикий Запад или дискотека восьмидесятых. У кого не найдется ярких футболок, пары джинсов или платья из "маминого сундука"? Стоит мотивировать сотрудников к хорошей подготовке, заранее проинформировав о наличии призов: за лучший костюм, его защиту, нестандартный подход и т. д. Ваши сотрудники сделают все за вас, а призы могут быть полезными и недорогими, которые соответствуют тематике вечеринки. Главное, что нужно знать при подготовке мероприятий и подарков, это: важно не то, что вы дарите, важно, как вы это преподносите!" - считает Вера Тамко.
Для того чтобы сделать корпоративную вечеринку веселой и незабываемой, на помощь приходят разнообразные игры. "В прошлом году мы играли в "анонимного Деда Мороза". Каждый из сотрудников написал письмо Деду Морозу, в котором пожелал себе какой-либо сувенир. Затем методом жеребьевки для каждого был выбран персональный даритель, который и обеспечил подарок. Затем на вечеринке каждый должен был с помощью наводящих вопросов, на которые можно было отвечать только "да" или "нет", найти "своего" Деда Мороза", - рассказала Лариса Мироненко, директор по персоналу ООО "Автокоминг" (ремонт, продажи авто, штат - около 200 чел.).
Для тех, кто любит загадки и готов побегать, чтобы разгадать их, придумано немало новогодних корпоративных квестов. Об опыте проведения такого мероприятия рассказала Вера Тамко. "Один из наших партнеров, IТ-компания, подошел к организации корпоратива достаточно креативно. Они устроили квест для сотрудников с финальной остановкой в питейном заведении. Обыграли вопросы и задания в IТ и новогодней тематике. А когда все достигли места назначения, каждую команду награждали вкусными коктейлями, различными деликатесами и дополнительными выходными, которые можно взять на протяжении года", - поделилась г-жа Тамко. Еще один из вариантов квеста "для ленивых" предполагает поиск различных подсказок о местонахождении подарков в офисе. Подсказки могут быть спрятаны в самых различных местах - в вазонах с цветами, на тыльной стороне системных блоков и даже под крышками туалетных бачков. "В результате полуторачасовых поисков и азартной беготни куча подарков обнаружилась под столом в кабинете генерального директора", - рассказала Валентина Лях, менеджер по персоналу ООО "Форкраст" (дистрибуция и продажа автомобильных красок, масел и автоэмалей, штат - 95 чел.).
Бесполезные траты?
"Сегодня компании понимают всю важность корпоративных мероприятий, мотивации сотрудников, формирования команды и, не всегда обладая достаточным бюджетом, каждый год все же находят все новые и интересные идеи "экономных поздравлений", - считает Вера Тамко.
Впрочем, это мнение разделяют далеко не все. "Я считаю, что достаточно ограничиться поздравлениями и скромным фуршетом. Новый год - это семейный праздник и отмечать его нужно дома. А на работе следует работать", - поделился своим мнением Александр Дробкович, директор компании "Супер-Престо" (изготовление и доставка пиццы, штат - 11 чел.).
В свою очередь материально озабоченные сотрудники предпочитают дорогому застолью и подаркам денежную премию. "На прошлой работе нам всегда давали тринадцатую зарплату. Нужно ли говорить, насколько это было актуально? К сожалению, сейчас подобные радости входят в разряд очень редких исключений", - посетовала Алла Бойко, главный бухгалтер одной из крупных отечественных компаний.
Так стоит ли вообще придумывать все эти подарки, сюрпризы, если всем угодить все равно невозможно? Однако, по данным компании WST- Consulting, на предприятиях, где сотрудники довольны тем, как отмечаются праздники и проводятся корпоративные мероприятия, лояльность персонала значительно выше. "Трудно сказать, что здесь первично, а что вторично. Но мы точно знаем, что в тех компаниях, где сотрудники оценивают праздничные мероприятия, которые проводятся в их компании, на "отличном" и "высоком" уровнях, текучесть кадров на 2-4% в год ниже, чем в тех компаниях, где сотрудники оценивают этот уровень как "удовлетворительный" и "плохой", - сообщил Леонид Чермис, руководитель проектов WST-Consulting.
Аналогичной точки зрения придерживается и психолог Лариса Семенко, утверждающая, что расшевелить сотрудников, уставших после трудового года и длинной депрессивной осени, может быть "жизненно необходимо". Чтобы подарки не оказались ненужными, а затраты и усилия, связанные с подготовкой корпоратива, не стали бесполезной тратой денег, сил и времени, г-жа Семенко советует вспомнить о том, что "Новый год - это праздник, который предполагает возвращение в детство. Поэтому, даже если бюджет минимален, гораздо лучше сделать выбор в пользу "веселого", чем напоминающего о суровых буднях подарка"... А для этого, возможно, придется отказаться от привычных стереотипов. "Хотя корпоративная символика часто присутствует на новогодних подарках, мне кажется, что это не лучший выбор. Визитницы, блокноты, календари, чашки, ежедневники с логотипом компании - все это слишком прозаично и скучно. Тем более что все это по большому счету является необходимыми для работы принадлежностями. Такими, как, например, визитные карточки. И если руководство компании считает необходимым для имиджа, чтобы сотрудники пользовались такими вещами, - их нужно просто выдать, независимо от наличия "подходящей" даты", - уверена Лариса Семенко.
Поэтому новогодняя сказка со всеми ее атрибутами - смехом, розыгрышами, чудесами и превращениями - так нужна для поддержания позитивного мироощущения у сотрудников, формирования лояльного отношения к компании и коллективу. Ведь, как говорили в старину: "хорошо работать может тот, кто умеет хорошо отдыхать".
Источник: Власть денег
Поделиться