Когда речь идёт о форумах, мультиблогах и других системах, подразумевающих не просто взаимодействие с пользователем, а взаимодействие пользователей между собой, когда система является не источником и безликим поставщиком услуги, а только посредником между двумя или более людьми, всегда появляются два шумных термина: «социальная сеть» и «карма».
— Карма — это репутация, по которой строится рейтинг пользователей, — говорят мне.
— Карма нужна, чтобы отличать хороших пользователей от плохих, — говорят, и тут же другие, — нам нужно показывать список самых популярных авторов, у которых самая большая карма.
— Ой, мама, — говорю я.
Теперь обо всём по порядку.
1. Краткие определения
1.1. Карма
1.2. Репутация
1.3. Рейтинг
2. Сводная таблица характеристик
3. Проблематика
3.1. Карма
3.2. Репутация
3.3. Рейтинги
4. Зачем это может понадобиться?
4.1. Рейтинги
4.2. Карма
4.3. Репутация
1. Краткие определения
1.1. Карма
«Карма» буквально означает «действие, деяние». Из оригинальных определений кармы в буддизме наиболее характерно утверждение «результат деяния имеет прогрессирующие последствия в виде длительного страдания и многочисленных стимулов для воспроизводства аналогичных деяний». Применительно к коммуникационным и социальным сервисам кармой можно называть характеристику со следующими свойствами:
- Карма накапливается в результате действий пользователя.
- Карма характеризует «гармоничность» существования пользователя в системе.
- Карма используется системой для поощрения «правильных» действий и предотвращения «неправильных».
Важное следствие: карма — это личное дело пользователя и системы.
1.2. Репутация
Репутацию часто определяют как «описывающий намерения и [моральные] нормы пользователя образ, созданный на основе его предыдущего поведения». Т.е. в первом приближении ничем не отличается от кармы. Большинство авторов всё же видят отличительные особенности репутации в том, что она строится исходя из опыта взаимодействия других людей с данным пользователем и обладает следующими отличительными свойствами:
- Репутация формируется из оценок действий пользователя другими пользователями. Вес оценок может зависеть, в свою очередь от репутации оценивающих.
- Репутация находится под влиянием «фактора забывания» — она устаревает.
- Репутация характеризует вероятность того, что пользователь будет следовать той или иной модели поведения (например, «занижает цену»). Репутация контекстна.
- Репутация может вычисляться через социальную сеть.
- Репутация используется другими пользователями для принятия решений, полагающихся на дальнейшую деятельность данного пользователя (по сути, репутация суть такой прогноз).
Видно отличие репутации от кармы: репутация — крайне социальное явление.
Отступление в подтверждение социальности
В социально-окрашенных репутационных системах часто наблюдается эффект Поллианы, заключающийся в том, что «пользователи гораздо чаще оставляют положительные отзывы, нежели отрицательные, таким образом внося существенную диспропорцию». Это происходит из-за опасения или, напротив, ожидания того, что оцениваемый «отплатит тем же».
1.3. Рейтинг
Rating — в буквальном переводе «оценка, отнесение к тому или иному разряду». Терминологически «рейтинг» — количественный показатель успешности чего-либо, например, оценка популярности той или иной программы по количеству зрителей, смотрящих или слушающих ее; или показатель, определяющий место игрока в мировой классификации. Из этого легко следуют свойства рейтинга:
- Рейтинг — это количественный показатель, по которому можно сформировать ранжированный список всех участвующих в рейтинге.
- Рейтинг характеризует успешность той или иной деятельности, модели поведения (например, «комментируемость»). Рейтинг контекстен.
- Рейтинг может вычисляться по некоторой формуле, на базе тех или иных откликов из системы (например, количества комментариев к сообщениям пользователя).
- Рейтинг используется пользователем для идентификации своего места в сообществе, требующем определённую модель поведения; кроме того, рейтинг используется для тех же целей самим сообществом.
В отличие от рейтинга, из описания кармы и репутации нигде не следует их «количественность», напротив, куда важнее «качественная» составляющая. Ещё одно отличие рейтинга — синтетичность. Если карма и репутация пытаются эмулировать происходящие в реальном мире процессы (причинность и реальную репутацию соответственно), то рейтинг — изначально синтетическая сущность.
2. Сводная таблица характеристик
Характеристика | Карма | Репутация | Рейтинг |
Контекст | система в целом | социальная сеть | рейтингующее сообщество |
Зависимость от времени | не зависит | сходит на нет | зависит от контекста |
Как формируется | детерминирована действиями пользователя | вычисляется на основе оценок следования поведенческой модели | вычисляется на основе тех или иных сигналов (контекстно) |
Размерность | качественная характеристика (малое число градаций) | качественная характеристика (малое число градаций или даже бинарная), может быть более одной на пользователя | количественная характеристика (число или позиция в списке), может быть более одной на пользователя |
Примеры | отчасти карма на slashdot.org | ebay.com “Member is a power seller!” и карма slashdot тоже! | ebay.com «Positive Feedback: 98.4%" или тысячники в ЖЖ |
3. Проблематика
Какие проблемы есть у всех этих механизмов? Разные, поскольку и механизмы-то разные.
3.1. Карма
Проблема кармы заключается в использовании её не по назначению, а в качестве глобального рейтинга. Это, например, погубило аналог кармы на Plastic. Если у меня карма 1900, а у тебя карма 1912, и мы догадываемся, что комментарий чуточку добавляет к карме, то я начинаю комментировать и комментировать и комментировать и комментировать. И комментировать. Получаю карму в 1950 и успокаиваюсь, предоставляя беспокоиться тебе. Поэтому важное следствие «карма — личное дело пользователя и системы» часто можно усилить до «а детали — личное дело системы».
Можно считать, что карма может расти только в отрицательную сторону — это характерно для сдерживания Player Versus Player в MMORPG. Правда, при этом карма лишается своего свойства стимулирования хорошего поведения, оставаясь только кнутом. Лучше выглядит slashdot, который даёт три градации кармы, в случае положительной кармы делая пользователя чуть более заметным.
Если же карма «неположительна», то за ней может последовать проблема превращения кармы в механизм «отмщения» или «травли» — с помощью провокаций принуждение пользователя к таким действиям, за которыми последует снижение кармы.
3.2. Репутация
Ключевая проблема репутации — проблема асимметрии оценки (см. эффект Поллианы чуть выше). Люди склонны искажать реальную оценку, накладывая на неё свои ожидания/опасения от восприятия факта такой оценки. При этом анонимность оценок приводит к ощущению безнаказанности и ещё большим искажениям. Репутационные модели в большинстве своём учитывают подобную асимметрию.
Вторая ключевая проблема репутации — использование её не по назначению, а, например, в качестве рейтинга. Контекстность репутации и малое число градаций (качественность, а не количественность) призваны решать именно эту проблему. Если ты можешь или быть «суперторговцем», или не быть им, и «суперторговцев» > 2% от общей массы (т.е. размер статусной группы превышает максимально осмысленный размер рейтинга), то становится гораздо меньше рейтингового смысла в том, чтобы быть «суперторговцем» (только ради меряния инструментом с соседом).
3.3. Рейтинги
Основная проблема рейтингов в том, что в плане участия он интересен не более 1% от всего числа пользователей массового сервиса. Если говорить, к примеру, о рейтинге популярности авторов, то за пределами первой сотни участие в нём бессмысленно. В плане потребления подобный рейтинг интересен разве что неофиту. А вот в плане наблюдения за колебаниями первой десятки — интерес может оказаться более живым, при должных плясках вокруг этого рейтинга.
4. Зачем это может понадобиться?
4.1. Рейтинги
Начнём с самого простого.
«Самые популярные авторы» — это, конечно, рейтинг. Рейтинги нужны, чтобы рекомендовать пользователям список из 10 источников, а не из 200 тысяч.
А ещё рейтинги нужны пользователям. Пользователям нужны «пузомерки», нравится нам это или нет. И каждый попавшийся на глаза предмет они рассматривают как пузомерку, даже если это дозатор для спагетти.
4.2. Карма
В первую очередь нужна не сама карма, а механизмы определения «хорошего» и «плохого» поведения пользователей.
Для того, чтобы говорить о том, что нам нужна карма, нужно твёрдо признать себе, что мы можем отличать хорошее поведение от плохого и сможем объяснить эти различия системе. Для начала — попробовать объяснить нам самим.
После этого нужно понять, что мы можем предложить пользователям в качестве награды и расплаты за поведение. Как слэшдот торгует видимостью комментариев, например.
Если же это непонятно, то и думать о карме не стоит.
Стойте, а зачем же она нужна? Потому что это некоторая мода? Отчасти. А ещё отчасти и потому, что с помощью этого механизма можно уменьшить дисперсию вокруг статистически формируемых данных из-за «плохого» поведения пользователей. Если эти данные, например, результат «народной классификации» — закладки-таги, то с помощью механизма кармы мы сможем исключить тех, кто злонамеренно помещает в закладки все сообщения собственного авторства, чтобы таким образом выделяться в лентах других пользователей (этакий спам через механизм фольксономии).
4.3. Репутация
Репутация — это способ дать дополнительную информацию о пользователе тому, кто с ним не знаком напрямую (или только чуточку самую знаком). Это способ, например, рассказать при добавлении во френды «этот пользователь пишет довольно часто», или «этот пользователь никогда не отвечает на комментарии в своём журнале». Или «этот пользователь часто френдит в ответ». Или, например, «этот пользователь постоянно пишет в ru_girls». Или «кажется, этот пользователь интересно пишет». Или даже «этот пользователь любит поучаствовать во флэшмобах».
Информацией о репутации можно помогать пользователю заводить хорошие, годные связи и остерегать его от плохих, негодных. Причём наверняка найдутся и те, кто захочет френдить любителей флэшмобов, и те, кто захочет содержать их в Бобруйске мицголлисте банлисте.
Репутация нужна в тех местах, где мы не можем выделить однозначно «хорошие» и «плохие» модели поведения. Т.е. мы можем понять, что пользователь «флэшмоббер» или даже «кащенит», но не готовы заявлять позицию Abuse Team и намеренно мешать таким пользователям жить на нашем сервисе. А вот помочь другим, страдающим от этого явления, будет здорово. Глядишь, вредители и сами уйдут =)
Вот, собственно, и всё.
Хотите мораль?
Источник: NPJ
Поделиться