Как улучшить эффективность дистанционного обучения сотрудников предприятия

Как сделать дистанционное обучение эффективным? Главное - нужно грамотно подойти к выбору программы и учебного центра.

Обучение сотрудников организации, безусловно, актуально на любом этапе работы: при поступлении на новую должность, при расширении должностных полномочий, при совершенствовании знаний по основной специальности.

В век стремительно развивающихся интернет-технологий дистанционное обучение становится всё более популярным, так как расширяет границы знаний, давая возможность сотруднику любой организации независимо от её географического расположения обучиться в самых разных и престижных учебных центрах.

Привлекательность дистанционного обучения обусловлена прежде всего тем, что оно проводится без отрыва от работы. При этом сотрудникам компании не нужно отправляться в командировку, а работодателям, соответственно, нести командировочные расходы, искать замену для таких сотрудников на период их обучения.

Иногда к дистанционному обучению прибегают в случае, если нужно быстро и без лишней суеты получить «корочку» в соответствии с требованиями закона. Тогда обучение превращается в формальность. Но, к сожалению, такие предложения на рынке существуют и будут существовать, пока на них есть спрос.

Но как сделать дистанционное обучение эффективным в случае, если и сотрудник, и работодатель заинтересованы в качественном обучении по интересной и перспективной для организации программе обучения?

Для этого руководителю предприятия или лицу, ответственному за обучение сотрудников, потребуется выполнить ряд действий по определению программы и учебного центра, которому можно доверить обучение.

На выбор учебного центра дистанционного обучения могут повлиять:

  • наличие лицензии на ведение образовательной деятельности, если для реализации программы требуется такая лицензия (например, если по окончании обучения выдаётся документ о повышении квалификации или о переподготовке, то лицензия должна быть обязательно). Проверить наличие лицензии можно на сайте Рособрнадзора РФ;

  • объём и содержание программы обучения. Для того, чтобы понять, какие вопросы будут изучены сотрудником в рамках обучения, программа обучения или учебный план должны быть размещены в открытом доступе;

  • исчерпывающая информация о средствах и методах обучения. Иными словами, из описания технологий дистанционного обучения должно быть понятно, каким образом оно осуществляется. Например, путём ежедневного живого общения преподавателя со слушателем посредством интернет-трансляции, самостоятельным изучением лекционного материала, просмотром видеолекций и т. п. Кроме этого, должно быть понятно, как проходят практические занятия, в каких формах, в какие сроки.

Чаще всего информацию о программах дистанционного обучения можно найти на сайтах учебных центров. Такой сайт, если он претендует на сайт высокого уровня, не должен после изучения размещённой на нём информации оставлять у слушателя каких-либо вопросов и (или) вынуждать слушателя дополнительно связываться для их выяснения с разработчиками сайта.

Какие методы позволят работодателю убедиться в эффективности обучения?

ВО-ПЕРВЫХ, учебным центром должна быть реализована система контроля за прохождением обучения. Она может быть автоматизированная и неавтоматизированная. Например, портал дистанционного обучения может фиксировать объём материала, который был просмотрен обучаемым путём сдачи обязательного промежуточного контроля (например, теста или контрольной работы), либо фиксацией переходов по текстам лекционного материала, либо путём направления обучающих материалов отдельными частями и т. п. Чаще всего учебный центр предоставляет работодателю результаты контроля по его запросу. Однако в некоторых системах дистанционного обучения реализованы специальные сервисы для отражения всех результатов пройденных заданий, например, виртуальная зачётка.

ВО-ВТОРЫХ, в рамках обучения должна быть реализована возможность общения с преподавателем (в форме интернет-консультаций, вебинаров и т. п.). Это гарантирует получение ответов на возникшие вопросы в ходе обучения и способствует дополнительному усвоению пройденного материала. Более того, если в организации работодателя появляются вопросы из практики, это отличная возможность обсудить их со специалистом, преподающим курс. Нужно понимать, что иногда такие консультации специалиста могут стоить дороже самого обучения.

В-ТРЕТЬИХ, в программу обучения должны быть включены разные виды практических заданий (например, деловые игры, тестирование, контрольные, проектные задания и т. п.). Для большей эффективности практические задания должны быть индивидуальными. Это позволяет сформулировать контрольные вопросы для каждого из обучающихся и проверить их действительные знания.

Самым популярным видом итоговой аттестации при дистанционном обучении является тестирование. Чтобы исключить возможность использования интернета и других источников информации при прохождении теста, система дистанционного обучения должна предусматривать защиту от подобных действий. Например, может быть ограничено время на прохождение теста, при повторной сдаче теста варианты вопросов должны полностью меняться и т. п.

Многолетняя работа в системе дистанционного обучения и накопившийся опыт работы с разными организациями и порталами дистанционного обучения позволяют сделать вывод о том, что в отсутствии описанных выше форм и методов дистанционного обучения невозможно оценить эффективность такого обучения. Ещё раз повторимся, что для разумных финансовых вложений в образование своего персонала нужно грамотно подойти к выбору программы и учебного центра.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий