Искусственный интеллект сегодня играет большую роль в преобразовании индустрии HR и опыта персонала: снижается предвзятость в отношениях между сотрудниками, повышается эффективность оценки кандидатов, улучшаются взаимоотношения внутри коллектива, более широко применяются метрики, модернизируется процесс обучения и внедрения в рабочий процесс.
Подбор персонала и привлечение талантов — сегодня это те области, в которых решения на базе ИИ наиболее эффективны. Растет число стартапов и поставщиков услуг, которые нацелены на HR и предоставляют компаниям продукты для автоматизации HR:
- трансформация бизнес-процессов (Skillaz);
- поиск кандидатов (например, Textio);
- проведение интервью (myInterview);
- найм и онбординг (Talla);
- коучинг (Saberr);
- обслуживание сотрудников (ServiceNow).
Но, по словам Летиции Витауд, исследователя-футуролога труда и потребления, большинство HR-отделов современных корпораций превратились в управляемые процессами «машины», которые управляют людьми как активами, а не уникальными людьми, требующими индивидуального внимания. Вместо этого отделы кадров используют системы для набора больших объемов данных, начисления заработной платы, оценки эффективности и проведения обучения. Подобные алгоритмы оставляют мало места для персонализации, гибкости и творческого подхода. Однако с другой стороны, именно автоматизация позволяет HR-специалистам заняться менее рутинными и более креативными задачами.
Что можно автоматизировать в HR
Так что все-таки можно доверить сегодня ИИ-алгоритмам, а что — оставить в компетенциях людей и как избежать перегибов, связанных с «беспристрастностью» автоматических систем. Как тут не вспомнить недавнюю новость про то, что в компании Amazon людей увольняет ИИ, не спрашивая совета и без утверждения HR-руководителя. Но это как раз тот самый случай, когда автоматизация HR-процессов доведена до абсолюта.
По словам Рэвина Джезутасана, управляющего директора Willis Towers Watson, автоматизация способствует развитию бизнеса не за счет устранения рабочих мест, а за счет устранения определенных рабочих функций, в которых люди неэффективны, непоследовательны или подвержены риску. С практической точки зрения эксперты ожидают, что автоматизация сократит число сотрудников широкого профиля, ответственных за повседневные повторяющиеся транзакционные задачи, включая HR-специалистов. В то же время больше сотрудников отдела кадров будут выполнять аналитические функции и более активно участвовать в других мероприятиях организации.
Недавний отчет KPMG показал, что практически все HR-функции можно полностью или частично автоматизировать: из 21 обязанности только пять относительно менее восприимчивы к автоматизации:
- Построение высокопроизводительной рабочей системы.
- HR и бизнес-стратегия.
- Организационная эффективность.
- Управление изменениями.
- Трудовые отношения.
Но уже понятно, что автоматизация повлияла на HR таким образом, что ряд направлений трудно представить без ИИ и устранения человека от выполнения рутинных задач.
Кадровое планирование
Сегодня специалистам по персоналу необходимо пересмотреть состав трудовых ресурсов своих компаний: количество и спектр сотрудников, работающих полный и неполный рабочий день, подрядчиков и оборудования. Слабость многих HR-специалистов заключается в том, что они узко разделены: кто-то смотрит на таланты, кто-то — на производительность, а кто-то — на вознаграждение. Тогда как умная платформа, работающая в этой сфере, способна делать сложные выводы и принимать решения о кадровом планировании за доли минуты. Главный вывод для HR: рабочие места больше никогда не будут статичными, а значит, именно автоматизация этих процессов позволит реагировать на изменения максимально эффективно.
Анализ данных
Автоматизированные функции легко измерять, записывать и анализировать, поэтому огромные объемы данных являются побочным продуктом автоматизации. Все более мощные инструменты управления персоналом, включая умные информационные системы о человеческих ресурсах (HRIS), генерируют огромные массивы данных. В результате многие говорят, что менеджеры по персоналу будут становится специалистами в области анализа данных. Например, клиенты системы управления человеческим капиталом Workday могут использовать функцию анализа рисков удержания, чтобы быстро выявлять и понимать опасность ухода сотрудников.
Внедрение автоматизации
Ключевой этап планирования автоматизации — это рассмотрение его воздействия на людей. Иногда работодатели смотрят только на потенциальный результат и на то, сколько сотрудников они могут сократить. Но при этом не принимают во внимание сотрудников, которым придется остаться и работать с новыми технологиями. Кроме того, важно выбирать такого подрядчика, который бы обеспечил качественное внедрение продуктов, желательно собственной разработки. Skillaz непосредственно до внедрения инструментария помогает заказчику разобраться, какая именно архитектура подойдет для решения тех или иных задач.
Найм
Поиск сотрудников и последующий процесс найма тоже становятся все более автоматизированными. Это меняет роль специалистов по персоналу, у которых появляется больше времени, чтобы сосредоточиться на функциях более высокого уровня. Современный отдел кадров должен обеспечивать не только поиск квалифицированных кадров, но и выигрывать в эффективной конкуренции за них и обеспечении быстрых предложений, поскольку задержки часто приводят к потере перспективных кадров.
Например, HireVue, занимающаяся видеоинтервью и оценкой кандидатов, анализирует результаты игровых тестов соискателей и их записанные ответы на вопросы, чтобы облегчить найм для своих клиентов. Кроме того, есть функция составления сложных психографических профилей кандидатов, которой занимается ИИ-алгоритм.
Обучение
Автоматизация превращает обучение сотрудников в огромную область возможностей: растет использование самых разнообразных тренажеров и электронного обучения. Старый процесс обучения «мастер-ученик», при котором сотрудники медленно обучаются своей профессии, дополняется, а в некоторых случаях, и заменяется цифровым обучением.
HR также может играть роль в обучении алгоритмов. Важно отметить, что сотрудники могут, например, непреднамеренно привносить в системы предубеждения — расовые или гендерные. И за этим стоит следить.
Администрация
Благодаря автоматизации HR-сотрудники получили возможность создавать цифровые кадровые записи. Это позволяет им обновлять и отслеживать основные этапы трудоустройства. Подобные платформы дают сотрудникам доступ к собственным записям, а те, в свою очередь, могут самостоятельно выполнять простые кадровые операции.
Если компании внедрят кадровое «самообслуживание», то HR-профессионалы меньше будут работать с повседневными операциями, но значит, и бизнес будет меньше будет нуждаться в прежнем количестве HR-специалистов.
Все чаще люди будут работать с машинами и алгоритмами, которые являются беспристрастными, оперируют гигантскими потоками данных и ничего не скрывают. Но это вызывает и определенные опасения, что автоматизация может привести не только к сокращению HR-персонала, но и ужесточению условий труда. В процессе внедрения автоматизации важно ставить во главе угла именно людей, поскольку в конечном итоге, все эти процессы происходят не только ради показателей эффективности, но и для создания такого опыта, который бы позволил сотрудникам быстрее обучаться, проявлять свои таланты и заниматься не рутинными задачами, а более креативными и потенциально более полезными для бизнеса идеями.
Поделиться