Главная задача любого руководителя — не заставить сотрудников беспрекословно выполнять приказы и быть марионетками, а мотивировать их на более высокую производительность труда. Для этого нужно сформировать определенную стратегию.
Руководитель должен четко обозначить обязанности каждому работнику, распределить зоны ответственности, установить сроки выполнения задач, реагировать на случаи, когда сотрудникам нужна помощь и поддержка.
Чем лучше начальник помогает подчиненным и всей команде — тем эффективнее будет работать предприятие. Стоит отметить, что за результаты коллектива отвечает по итогу именно руководитель, как говорится, рыба гниет с головы.
Лучшие качества руководителя организации
Их стоит разделить на личные и профессиональные. Зачастую, они взаимосвязаны. Начнем с одного из самых главных — это ответственность. Она проявляется в том, что начальник не стесняется признавать свои ошибки, не расхваливает собственные достижения, ценит время людей. Эмпатия тоже важна для создания в компании комфортной атмосферы.
Профессиональные качества руководителя включают знания и опыт работы как эксперта в своей сфере деятельности.
К деловым качествам можно отнести умение быстро и объективно обрабатывать информацию; способность принимать самостоятельные решения; оперативно мыслить и действовать, а также ориентироваться в сложной ситуации; навыки многозадачности; умение разумно использовать ресурсы; способность грамотно распределять роли и четко ставить задачи, способность выстраивать стратегии развития; умение налаживать коммуникации с партнерами. Когда нужно действовать быстро, руководитель должен контролировать собственные эмоции, быстро принимать решения.
К личным качествам идеального руководителя относятся: адекватная самооценка, самоконтроль и самокритика, целеустремленность, решительность и настойчивость, уравновешенность, выдержка и стрессоустойчивость. Сюда же можно отнести коммуникабельность, тактичность и уважение к подчиненным.
Хороший начальник должен быть требовательным, чтобы завоевать авторитет у персонала, быть готовым внедрять новые методы работы.
К важным качествам также можно отнести эрудицию, широту взглядов, базовые знание смежных профессий и отраслей; стремление к получению новых знаний и опыта; критическое восприятие.
Советы экспертов
Несмотря на то, что руководитель является доминирующим звеном в коллективе, лучше если он будет общаться с работниками на равных, прислушиваться к их мнению. Когда они почувствуют, что могут рассчитывать на его поддержку, станут трудиться более усердно.
Сам лидер должен мыслить позитивно и стремиться к саморазвитию, приучая к этому своих коллег, подавая пример. Крайне важно выполнять свои обещания и следовать собственным принципам, люди чувствуют себя безопасно только с тем, у кого слова не расходятся с делом.
Задача лидера — уметь преодолевать кризис. В такие моменты работники беспокоятся, поэтому им нужна поддержка и определенность, понимание, что ждет компанию в будущем.
Грамотный руководитель должен дипломатично уладить эти ситуации, снять напряжение в коллективе. Общаться с сотрудниками нужно честно и открыто.
Хороший руководитель знает, что правильно организованная работа принесет выгоду всему коллективу. Он должен дружить с тайм-менеджментом. Закрывать глаза на ошибки не нужно, но и ругать за них — метод не лучший. Рекомендуется разбирать все «косяки̱̍» спокойно и вдумчиво, выясняя причину. И делать это не при всем коллективе, а лично.
Распространенные ошибки руководителей
Многие руководители видят в сотрудниках не людей, а рабочие инструменты, рабочую силу. Это неправильно, в таком случае полноценное продуктивное взаимодействие невозможно.
Еще одна ошибка, когда начальник по умолчанию недооценивает потенциал своих подчиненных. Чувствуя себя не столь полезными, у них снижается мотивация, ухудшается настроение и уменьшается продуктивность. Но если команда действительно слабовата, нужно не махать рукой на коллектив, а помогать ему расти.
Бежать за недостижимыми идеалами не нужно. Лучше стараться работать над ошибками здесь и сейчас. Перфекционизм в работе — не плюс, а минус, если придираться к мелочам, баланс невозможен.
Что ценят в руководителе сотрудники
Работники недовольны, когда руководитель без пояснений просто ставит задачи и требует их выполнения. Они предпочитают видеть в нем наставника. Также сотрудники ценят, когда начальник уважает чужое мнение и не перекладывает свою ответственность на других. Хороший руководитель объяснит сотруднику непонятные моменты. Совместный разбор ошибок помогает сделать рабочие процессы более эффективными. Также работники очень любят, когда их хвалят, потому что зачастую начальник только ругает за плохую работу
Сотрудник — это личность, которая хочет ощущать себя профессионалом. Когда руководитель чрезмерно контролирует подчиненных, у них падает мотивация. Любят тех руководителей, которые готовы оптимизировать рабочие моменты, предоставить современное оборудование и сервис.
Как развить лидерские качества
Если руководитель считает, что ему есть к чему стремиться, то нужно развивать в себе ряд качеств и навыков. Чтобы стать настоящим лидером, полезно будет читать книги про менеджмент, ходить на семинары и тренинги, участвовать в конференциях.
Также следует проводить анализ собственной работы, повышая эффективность, исправляя ошибки. Стоит учиться формировать команду, направленную на достижение общей цели. Чтобы не взваливать на себя весь груз, рекомендуется учиться делегировать полномочия руководителям более низшего звена. Также будет не лишним пробовать различные системы мотивации и применять самую успешную. Что касается личностных качеств, очень важно сохранять спокойствие. Начальник-истеричка вряд ли завоюет авторитет у подчиненных. В руководителе должны сочетаться жесткость, требовательность и человечность.
Он должен понимать, что карьерный рост — приоритет для большинства его подчиненных. Поэтому нужно предоставлять им возможность проявлять инициативу, поощрять их вклад в общее дело. При этом ему самому необходимо демонстрировать пунктуальность, быть примером для подражания. Опоздания на совещания, забывчивость, несерьезное отношение к выполнению обещаний — признаки плохого руководителя.
Отметим, что на сегодняшний день самой эффективной системой управления персоналом считается мягкое лидерство. Когда отношения в компании построены на доверии, развитии и поддержке, повышается производительность и прибыль.
Поделиться