В тренде – ценность сотрудника, который с точки зрения HR с каждым годом все более важен для компании. Сотрудник составляет даже большую ценность, чем клиент. Почему это происходит? Многочисленные исследования показали, что большинство проблем в компаниях – из-за низкой лояльности сотрудников. И наоборот, вовлеченная среда и самоотдача сотрудников способны спасти любую, даже самую безнадежную ситуацию в бизнесе. Вопрос ценить или не ценить своих сотрудников в современных компаниях уже не стоит, специалистов по персоналу больше интересует, как подобрать тимбилдинг для компании или как построить систему мотивации для максимальной вовлеченности и комфорта своих сотрудников.
Маркетинг внутреннего HR
В связи с принятием ценности сотрудника HR специалисты применяют маркетинговые инструменты внутри компании, нацеливая их на персонал. Цель – повысить лояльность сотрудников. Уже выработаны пути повышения лояльности:
- Исследование болей и потребностей сотрудников.
- Использование механики для активации, включая геймификацию.
- Учет современных стратегий подготовки информации: меньше текста, в текстах больше глаголов, упор на любительские видео и фото (вызывают доверие), персонализация и ассоциация (в вашем месседже каждый должен увидеть себя).
Если вы разделяете стратегию маркетинга в HR, в бюджете нужно учесть следующее:
- Сформулировать цель. Для этого определитесь, что для вас приоритетнее: вовлеченность, удержание или повышение мотивации.
- Составить посыл, который будет олицетворять вашу стратегию.
- Разработать коммуникационную стратегию для персонала.
- Спланировать коммуникации вне и внутри компании, механики-активации, привлекающие внимание сотрудников и вовлекающие их в рабочий процесс.
Human Experience Management
HXM (Human Experience Management) – дословно «управление человеческим опытом», относительно новое понятие. Эта область HR определяет не только зарплаты персонала, но и вопросы обучения, эффективности, построения карьеры. В рамках этого направления принимаются решение о необходимости пройти тренинг, обеспечить коучинг, подобрать лучший сценарий деловой игры, обсудить вопросы роста и поощрений. Собственно, сделать все, чтобы сотрудники были счастливыми. Потому что счастливый сотрудник всегда лоялен к компании и готов вкладывать свой потенциал в текущего работодателя, а не ждет удобного момента сменить место работы на более приятное. Кроме того, он как правило советует работодателя друзьям, привлекая в компанию сотрудников.
Внимание к комфорту сотрудника особенно актуально для компаний, работающих в сферах бизнеса с высокой конкуренцией на рынке и с высокой заработной платой. Например, в ИТ. Для таких отраслей мало предложить высокую зарплату, чтобы «заманить» хорошего специалиста.
В качестве инструментов HXM используются:
- Employee Journey Map или карта взаимодействия сотрудника с компанией. Подход пришел из маркетинга. Подобно пути клиента, изучается «путь сотрудника», начиная с первого взаимодействия – знакомства с вакансией – и продолжая собеседованием, адаптацией, работой, изменениями в карьере и даже жизнью после работы в компании.
- JTBD (Jobs To Be Done) или что нужно сделать, чтобы решить свою потребность. Концепция предполагает изучение проблем и потребностей клиента или сотрудника и предложение ему решения.
- EVP (Employee Value Proposition) или ЦПР – ценностное предложение работодателя. Тот пакет благ и пользы, который предлагает работодатель сотруднику.
- Создание профилей сотрудников.
- Дизайн-мышление, позволяющее исследовать потребности сотрудников.
Компании стремятся обучать своих сотрудников собственными силами, участвуют в тренингах для тренеров, ищут способы составления профилей своих сотрудников и приглашают для этого профессиональных внешних провайдеров. Распространено также обучение дизайн-мышлению, проведение тренингов по конфликтологии. Все это проделывается компаниями ради того, чтобы осчастливить сотрудников, предварительно определив:
- Что представляют из себя сотрудники компании.
- Что способно сделать их жизнь лучше.
- Как дать сотрудникам то, в чем они нуждаются.
Очень большое количество обучающих программ в компаниях – часто не прихоть работодателя, а желание самих сотрудников. Учитывая мечты своих работников о путешествиях и повышении своего уровня, компании устраивают выездные тренинги своими силами или отправляют сотрудников на внешние выездные семинары и тренинги, в том числе и проводимые за границей.
Эти два мощных тренда – HXM и маркетинг в HR – эксперты считают основными в HR в 2024-м. Человекоцентричный подход сам по себе становится сегодня трендовым не только в HR, но и в бизнесе в целом.
Для тех, кто желает учесть в этом году НХМ, но не знает, с чего начать, специалисты рекомендуют заложить в бюджет следующее:
- Определить цель построения управления человеческим опытом.
- Исследовать потребности своих сотрудников, сегментировать их и составить профили. Для этого можно использовать интервью (JTBD и глубинное), дизайн-мышление.
- Разработать ЦПР. Четко определитесь, какую ценность вы предлагаете вашим сотрудникам и в чем ваше преимущество перед конкурентами.
- Составить Employee Journey Map и сосредоточиться на преодолении проблемных точек.
Обучение сотрудников
Это направление исходит из предыдущих. Сотрудники хотят расти и их нужно этим обеспечивать. Вопрос стоит не в том, нужно ли обучать персонал, а в том, что выбрать: заказать в бизнес центре тренинги, внедрить коучинг-систему внутри или открыть в компании целый университет.
Из чего выбирают? Основные форматы обучения такие:
- Конференции.
- Тренинги.
- Внешние коучи.
- Обучение через практики (learning by doing).
- Разработка собственных курсов.
- Корпоративные академии или университеты, внутренние тренеры, коучи, эксперты.
Выбор зависит от специфики, возможностей и концепции каждой компании. Глобальное исследование Deloitte показывает, что отсутствие собственной системы образования в компании является одной из причин ухода людей из компании. Особенно это касается представителей поколения Z, для которых основным критерием выбора места работы является возможность обучаться и развиваться. Кстати, «зеты» считают, что ответственность за обучение несет работодатель.
Как выстроить эффективное обучение персонала в 2024-м:
- Создайте автоматизированную систему обучения, или начните создавать, поскольку это процесс небыстрый. Начать можно с организации корпоративной библиотеки и создания системы тренингов.
- Подберите конференции, которые желательны для посещения вашими сотрудниками в 2024-м.
- Определите навыки, которые сотрудник сможет применить на практике сразу после обучения.
- Если обучение в компании уже налажено, подумайте, что можно улучшить. Тренды последних годов – AR и VR, геймификация и прочее, помогут оживить процесс и сделать его более эффективным.
Вместо почты мессенджеры
Мы недавно писали о программах и приложениях, используемых для корпоративного общения. За последний год тенденция перехода из незаменимого ранее почтового клиента в мессенджеры значительно возросла. Многие аналитики констатируют победу Slack и Telegram над Gmail.
Работа в мессенджерах экономит время и облегчает коммуникации в команде. Но вряд ли стоит отказываться от корпоративной почты вообще. Пусть там остаются серьезные официальные письма, тогда как в мессенджерах можно решать короткие текущие вопросы.
Важными преимуществами мессенджеров являются:
- Прозрачность.
- Быстрая обратная связь.
- Командная работа.
В мессенджеры уместно перевести процессы адаптации и оценок, опросы, оперативные консультации. Для автоматизации однотипных процессов уместно встроить в корпоративный мессенджер чат-бота, который будет развиваться и становиться все более «обученным».
Как осуществить переход и что учесть в бюджете:
- Выбрать мессенджер для корпоративного общения.
- Настроить общение в мессенджере.
- Подключить и настроить чат-бота.
Agile и Lean
Agile – это уже не только о программной разработке. Методологию начали использовать и в HR. Это самый спорный тренд, о котором отзываются с восхищением, называя великой философией, нейтрально, и негативно, считая, что подход слишком переоценен.
Мы в ManGO! Games считаем, что Agile – это ответ на частые изменения в бизнес-среде. Интерактивное применение чего-либо будет в таком мире более уместным, чем, скажем, фундаментальное планирование на год или несколько лет вперед. Подход предполагает продвигаться небольшими порциями, внедрять шаг за шагом, каждый раз сверяя полученные результаты с выбранным курсом.
Такой подход вызван и желанием сэкономить на нововведениях, попросту говоря, не платить за то, что может и не сработать. Так формируется трендовый «бережливый» подход к управлению – lean. Этот подход, помимо всего прочего, предполагает выявление, как новшества воспринимаются сотрудниками. И опять HXM – им пронизаны все HR-тренды.
Бережливый подход и внедрение «шаг за шагом» позволяют не тратить огромные бюджеты на бесперспективные нововведения и направить средства на более выгодные решения.
Для внедрения этого подхода в бюджете нужно заложить следующее:
- Отказ от «долгоиграющих» проектов и переход на пошаговую реализацию.
- Популяризация lean-подхода в компании.
- Обучение в связи с новым подходом.
HR-аналитика
В HR, точно так же, как в продажах, аналитика полезна для поиска эффективных решений. Важно смотреть на ситуацию в команде системно, и со временем это позволит увеличить продуктивность и ROI каждого сотрудника.
Тенденции среди работодателей в этом направлении проверял портал Rabota.ru. В результате оказалось, что 56% российских компаний используют HR-аналитику, а 7% компаний содержат штатного HR-аналитика.
Как учесть этот пункт в бюджете:
- Определитесь с объемом и целями аналитики.
- Заложите в бюджет сбор и визуализацию данных.
- Учтите стартовую аналитику и будущее ее развитие.
Поделиться