Изображение от pressto на Freepik
Цифровые интеграторы уже несколько лет говорят об HR-системах как об устоявшемся тренде. Однако бизнес, который ещё в пандемию столкнулся с вынужденной реновацией удалённых рабочих мест, до сих пор сомневается в подобных решениях. Наш директор по развитию Олег Демченко рассуждает, хайп это или же закономерный итог развития корпоративных порталов.
Конкуренция за квалифицированные кадры заставила компании уделять много времени пересмотру HR-функций и так называемому digital-комфорту сотрудников. Пандемия ушла, но разговоры не утихают. Разбираемся, в чём причина и что стоит за HR-системами.
Путь сотрудника от момента, как он увидел вакансию, до момента, как он уволился, в HR-терминологии носит название EJM (employee journey map). Если мы визуализируем его, то увидим, что на нём есть этапы, которые в конкретной компании могут оказаться проблемными.
Все ли инструменты задействованы при поиске сотрудника? Как происходит онбординг и обучение? Хватает ли сотруднику инструментов для погружения в культуру компании? Доволен ли он своим грейдом, зарплатой, статусом, полномочиями? Получает ли он развитие в компании и порекомендует ли компанию, когда уволится из неё?
После того как сотрудник получил офер в компании, ему необходима адаптация: нужно грамотно донести до него информацию об организации, познакомить с коллегами, рассказать о его роли и функции в компании. Эффективность его дальнейшей работы во многом зависит от менеджмента, признания и отношения с коллегами, рост — от работы HR-специалистов. Они должны понимать уровень не только компетенций сотрудника, но и его притязаний, чтобы своевременно предоставить инструменты и возможности роста, как горизонтального, так и вертикального. В том числе с помощью постоянного повышения квалификации и обучения.
Даже этап увольнения имеет значение, ведь после этого жизнь сотрудника вместе с компанией не заканчивается. Он может давать обратную связь, отзывы, рекомендации своим коллегам. А может захотеть вернуться на прежнее место или занять новую позицию.
Как EJM связана с HR-экосистемой
Для каждого из этапов employee journey map есть полезные решения. Это и инструменты подбора, HCM-системы, корпоративные порталы, мобильный интранет, системы LMS, онбординг-системы, системы оценки 360, системы управления талантами и так далее. Это могут быть модули одной системы, а могут быть разные продукты.
Эти инструменты, формирующие, по сути, HR-экосистему, можно разделить на 4 группы.
Какая же экосистема может закрыть все эти потребности? Мой опыт работы на рынке показывает, что, к сожалению, единого идеального решения не существует. Самый распространённый инструмент для небольших компаний — «Битрикс24». Но если речь о крупной организации, то отдельные этапы EJM обычно требуют разных продуктов. С точки зрения бизнеса это разумно: вместо того чтобы кастомизировать одну систему, добавляя, скажем, обучение в функционал, который для этого не предназначен, логичнее взять готовые разработки из внушительного перечня, что есть на рынке.
Чтобы всё работало в комплексе, придётся позаботиться о системе «одного окна», которая наиболее удобна для пользователей.
Что такое HR-экосистема и какое место в ней занимает корпоративный портал
Это система объединённых сервисов с единой точкой входа и бесшовным переходом между ними. В экосистеме сотруднику не приходится каждый раз вводить логин с паролем и переходить по отдельным ссылкам: он работает в одном интерфейсе, хотя сервисы использует разные.
Мы же привыкли, к примеру, что информация о профиле сотрудника у нас появляется из учётных систем — «1С ЗУП», ERP, SAP, «БОСС-Кадровик» и так далее. Мы получаем из этих систем информацию об отпусках, контакты, структуру руководителей и тому подобное. Это обыденность: если нужно получить какие-то данные о сотруднике, мы их получаем из профиля, а не ищем в 1С. HR-экосистема работает так же: на корпоративном портале содержится информация из любых других систем.
Например, прямо на корпоративном портале во вкладке «Моё обучение» сотрудник может посмотреть, какие курсы прошёл и каких результатов добился. При этом проходить обучение на самом портале не нужно: человек просто «проваливается» в нужную LMS-систему и проходит обучение там. Если интеграция настроена правильно и используется сквозная авторизация, он даже не заметит, что использует другую систему, если, конечно, их дизайны радикально не отличаются.
Или пример с вакансиями. Казалось бы, как может быть связан подбор персонала, которыми занимаются исключительно HR-специалисты, со всей экосистемой и остальными сотрудниками? Но ведь чем больше сотрудников, тем больше потенциальных кандидатов они могут привести. Как только мы публикуем через нашу систему подбора вакансию, которая автоматически попадает на «ХедХантер», почему бы не настроить всё так, чтобы она публиковалась и на нашем корпоративном портале? Сотрудники смогут привести коллег, дать рекомендации и так далее. Лояльные работники компании — это огромный потенциал, чтобы быстрее закрыть вакансию достойным кандидатом.
Другой пример: «оценка 360 градусов» необязательно должна проходить в рамках корпоративного портала. Это может быть сторонняя система, а вот саму форму оценки можно интегрировать с корпоративным порталом.
Таким образом, корпоративный портал становится единой точкой входа в HR-экосистему: сотрудник просто заходит на портал, через функции сквозной авторизации переключается между системами и реализует любые потребности.
В2В-пользователям тоже нужен цифровой комфорт
С одной стороны, бизнес понимает, что большой набор систем — это сложная поддержка, сложная интеграция. С другой стороны, он понимает также, что digital комфорт сотрудников — это обязательное условие развития и выживаемости любого бизнеса.
Невозможно не учитывать, какую степень цифрового комфорта и какие сервисы предоставляет человеку текущее время в его обычной, повседневной жизни. Один только «Яндекс» в режиме «единого окна» — это доставка, маркет, такси, самокаты, музыка и другие сервисы. Современные приложения банков — это финансы, страхование жизни, поиск и бронирование отелей, билетов и так далее. Максимально эффективный клиентский опыт создаёт определённые ожидания: ваш сотрудник рассчитывает на удобные сервисы не только дома, но и на работе, где он проводит большую часть дня.
И B2B будет вынужден под это подстраиваться: уже сейчас digital-комфорт называют главным критерием выбора среди специалистов высокой квалификации. Но максимально эффективный положительный опыт получают все, и в ближайшее время тренд экосистем с «единым окном» только усилится и укрепит позиции.
Поделиться