В 1920 г. этолог Э. Л. Торндайк ввёл в оборот понятие социального интеллекта. Оно обозначает способность субъекта оценивать, прогнозировать и влиять на социальное поведение других субъектов. В определённом смысле это было продолжением идей, изложенных в работе Чарльза Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» (1872).
Позднее из социального интеллекта выделяется эмоциональная составляющая.
В 1966 г. Б. Леунер (B. Leuner) публикует работу «Эмоциональный интеллект и эмансипации» (возможно, он и придумал, и ввёл в оборот термин «эмоциональный интеллект»). В 1985 г. Уэйн Пейн (Wayne Payne) опубликовал докторскую диссертацию под названием «Исследование эмоций: развитие эмоционального интеллекта».
В конце 1980-х гг. Л. С. Майковская интерпретировала понятие артистизма как способность человека вызывать «нужные» эмоции у собеседника (аудитории) и тем самым успевшее достигать целей коммуникации. В соответствии с этим пониманием ею был разработана и апробирована система актёрско-режиссёрских тренингов по развитию артистизма. Диссертация по анализу феномена артистизма и результатам тренингов была защищена в 1992 г. [[1]] (кто связан с этой сферой, понимает, какая временная дистанция существует между реализацией экспериментальной части и защитой диссертации).
С 1990 г. Джон Мейер (John Mayer) и Питер Сэловей (Peter Salovey) развивают своё понимание эмоционального интеллекта.
В 2004 г., обобщая и анализируя сложившиеся подходы, Р.Д. Робертс, ДЖ. Мэттьюс, М. Зайднер, Д.В. Люсин указывают: «В широком смысле к эмоциональному интеллекту (ЭИ) относят способности к опознанию, пониманию эмоций и управлению ими; имеются в виду как собственные эмоции субъекта, так и эмоции других людей (Goleman, 2001; Matthews, Zeidner, Roberts, 2003; Mayer, Salovey, 1997; Люсин, 2004)» [[2]].
Если отвлечься от атрибутивных инструментов - «опознание, понимание эмоций», а остановиться на цели («управление эмоциями - своими и других людей»), то описание эмоционального интеллекта как способности субъекта вызывать «нужные» эмоции и собеседника (аудитории) и успешнее достигать желаемых результатов коммуникации, соответствует пониманию артистизма, разработанным Л. С. Майковской в конце 1980-х гг.
То есть указанные понятия артистизма и эмоционального интеллекта идентичны, речь идёт об одном и том же феномене, только первый термин больше отражает практическую направленность (развитие, тренинг), а второй больше академическую (анализ, измерение).
В 2010 г. А. А. Панкратова, исследуя и анализируя сложившиеся подходы к развитию эмоционального интеллекта приходит к выводу: «актёрско-режиссёрский тренинг является наиболее эффективным методом формирования эмоционального интеллекта» [[3]]. Таким образом, анализ 20-летней истории исследований и практики тренингов подтвердил правильность подхода к развитию артистизма (эмоционального интеллекта), предложенного Л.С. Майковской - актёрско-режиссёрский тренинг. Обсуждаемый феномен и был назван ею артистизмом – потому, как артистическая деятельность – это и есть сфера проявления «чистого эмоционального интеллекта».
Правда в публикациях на тему эмоционального интеллекта имя Л.С. Майковской, можно сказать «отечественного основоположника», деликатно умалчивается, то ли в силу недостаточной профессиональной эрудиции авторов, то ли оттого, что продукт в западной обёртке продаётся успевшее…
[1]. Майковская Л. С. Подготовка будущих учителей к художественно-коммуникативной деятельности (артистизм действий). Автореф. дисс. к.п.н., -М., 1992.
[2]. Р.Д. Робертс, ДЖ. Мэттьюс, М. Зайднер, Д.В. Люсин. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология (Журнал Высшей школы экономики). 2004. № 4. С. 3—26.
[3]. Панкратова А.А. Эмоциональный интеллект: примеры программы формирования [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. N 1(9).
Поделиться