По данным исследования Работа.ру 44% работодателей признались, что в их компании есть бесполезные сотрудники.
42% работодателей решают вопрос с помощью увольнения, столько же (42%) проводят беседы с подчиненными.
17% работодателей понижают бесполезных сотрудников в должности, 16% составляют индивидуальный план развития, 15% сокращают зарплату или премию.
33% - ничего не делают, чтобы улучшить работу таких сотрудников.
Я – Наталья Якимова, основатель сервиса психологической поддержки сотрудников NEO-мастерская. Мы решаем вопросы бизнеса, связанные с психологическим здоровьем и повышением продуктивности сотрудников.
Для начала, давайте разберемся, кто такие бесполезные сотрудники и какие потери несет бизнес.
Не будем брать во внимание не профессиональных людей, т.е. тех, кто не может выполнять свои непосредственные обязанности – это вопрос к службе персонала. Как подбирали, как приняли и т.д.
Рассмотрим вполне приличного сотрудника, который вдруг стал – бесполезным. Бесполезным
- Отношения на работе. Большинство из нас проводят большую часть времени на работе, поэтому качество рабочей среды оказывает существенное влияние на наше самочувствие. Отношения на работе влияют как на культуру, так и на общее качество работы. Что может повлиять на качество работы и продуктивность, конечно – негативные конфликты. Конфликты вызывают стресс и требуют много времени для всех заинтересованных сторон, отвлекает внимание от достижения целей и приоритетов организации.
Конфликты могут возникать от незначительных разногласий до серьезных случаев издевательств или притеснений. Не все конфликты обязательно негативны, но даже незначительные разногласия между людьми могут накапливаться и обостряться, если они не будут рассмотрены и решены при первой же возможности.
Самый важный фактор, который требует коррекции (по мнению сотрудников) – уважение друг к другу и к чужому труду, это отметили 35% участников опроса Работа.ру. 23% считают, что для улучшения взаимоотношений в коллективе нужно усилить профессиональные качества коллег, столько же респондентов отметили, что хотели бы исправить отношение к взаимопомощи и поддержке. Каждый пятый (20%) хотел бы большего взаимопонимания между коллегами, примерно столько же (19%) уверенны, что взаимоотношения в команде улучшаться с приходом нового руководителя
По результатам другого исследования Работа.ру 34% опрошенных россиян сменили работу после конфликта с руководителем по собственной инициативе и 19% сменили работу из-за давления руководителя.
Самым раздражающим качеством коллег оказалась склонность к сплетничеству и интригам - так считают 36% опрошенных. Почти каждого третьего опрошенного (30%) раздражают коллеги с высоким самомнением, а также склонность к лицемерию и обману.
Исследователи выяснили, что в среднем сотрудники компаний тратят на выяснение отношений около 2 часов в неделю, что приводит к потерям до $40 млрд в год для бизнеса средней европейской страны.
Для примера, компания численностью 200 человек теряет на конфликтах в год более 7 млн рублей, компания численность 500 человек – более 18 млн рублей.
- Стресс на рабочем месте. К сожалению, стресс, депрессия и тревога являются частью современного человеческого состояния. Изменения в экономике и возросшие финансовые проблемы приводят к давлению на работе. Тяжелые рабочие нагрузки, сроки и требовательное начальство усугубляют проблему. Стресс приводит к серьезному падению производительности и в конечном итоге стоит огромных денег организациям.
По данным ВЦИОМ свыше 57% россиян сталкивались со стрессом в 2022 году, полагаю, что в текущем 2024 году ситуация не улучшилась.
При этом, чаще других стрессу подвержены и его переживают молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет – 79%, чуть реже молодые люди от 25 до 34 лет – 66%, еще реже люди среднего возраста от 34 до 59 лет – 63%.
Самый «популярный» стресс-фактор – накопленная усталость (36%), которой немногим уступили недостаток необходимых в работе ресурсов (26%) и большое количество задач (25%)
- Страхи. Почти 30% россиян боятся инфляции и роста цен, по 27% боятся падения доходов или тяжелой болезни, 25% переживают за своих детей, 20% боятся новой пандемии. Кроме этого, каждый пятый опасается терактов (18%), а каждый десятый боится не выплатить вовремя кредит (11%) или быть уволенным с текущего места работы (9%).
- Выгорание. С 2019 года профессиональный синдром эмоционального выгорания включен в Международный классификатор болезней, а значит – официально признан фактором, влияющим на состояние здоровья.
32% россиян выбрали выгорание, словом, 2023 года в области карьеры.
25% россиян увольнялись по собственному желанию из-за выгорания на работе. Интересно, что наиболее сильное выгорание испытывают представители IT и банковской сферы, а также специалисты из сферы управления персоналом, из медицины, далее сотрудники торговли, сферы производства и агропрома.
Одни из основных причин выгорания на работе – давление со стороны начальства и отсутствие достаточного количества ресурсов для нормального выполнения работы, эти причины выделили 40% респондентов. Однообразие и неинтересные задачи беспокоят по 37% респондентов.
Также причины выгорания – отсутствие карьерного роста, переработки и частые задержки на работе, отсутствие профессионального роста. Каждый четвертый (255) не понимает цели и конечного результата своей работы. 23% участников опроса демотивируют недостижимые цели.
Несмотря на то, что топ причин выгорания у представителей разных сфер примерно один и тот же, наблюдаются некоторая специфика. Например, IT-специалисты в первую очередь жалуются на неинтересные задачи, представители сферы торговли — на однообразие работы, сотрудники банковской отрасли — на давление со стороны начальства, а респонденты из сферы медицины — на отсутствие достаточного количества ресурсов и переработки.
И еще немного данных о том, что делают ставшие бесполезными сотрудники и что делают работодатели.
Постоянный стресс и выгорание являются наиболее значимыми факторами для того, чтобы начать искать новую работу, так ответили 41% россиян.
Несомненно, заработная плата и вознаграждения — это главные факторы, влияющие на выбор будущего работодателя, так ответили 75% опрошенных, на втором месте - возможности профессионального развития (45%), а на третьем — возможность соблюдать правильный баланс между работой и личной жизнью (40%).
Для каждого пятого (20%) — компенсационный пакет, бонусы и льготы. Здесь хочу обратить ваше внимание на то, что входит в компенсационные пакеты, бонусы и льготы. 63% представителей бизнеса наблюдают за психологическим здоровьем своих сотрудников. 41% из них постоянно общаются с сотрудниками, чтобы понять их эмоциональное состояние. В 17% случаев HR-специалисты разговаривают с сотрудниками в личной беседе. 5% организаций используют внутреннее анкетирование.
37% респондентов не заботятся о психологическом комфорте в коллективе.
Среди тех, кто изучает психологическое состояние сотрудников, 8% участников исследования предоставляют услуги психолога в ДМС. 4% опрошенных держат в компании корпоративного психолога, столько же (4%) проводит вебинары о ментальном здоровье, 2% обеспечивают горячую линию для помощи.
Трендом 2024 года у крупных копаний стала персонификация заботы о сотрудниках. Например, превентивная работа с такими проблемами команд как стресс, выгорание, конфликты, а также корпоративные программы психологической поддержки сотрудников.
Для сохранения здорового климата в коллективе и повышения эффективности и производительности сотрудников работают такие инструменты как регулярные чек-апы команды, выстраивание доверительных отношений. Руководителям стоит развивать навыки общения с командой так, чтобы не провоцировать тревогу и токсичную конкуренцию среди сотрудников, грамотно давать обратную связь, замечать признаки выгорания, плохого самочувствия, потери интереса к работе.
Программы психологической поддержки для сотрудников, например, индивидуальные консультации с психологом, групповые консультации, коучинговые сессии, обучающие программы – это тот ресурс, которые на сегодняшний день так необходим работодателям и сотрудникам, но так слабо используемый.
Какие результаты можно ожидать от подключения корпоративной программы психологической поддержки:
- Повышение продуктивности и качества работы сотрудников. Сотрудники, решившие психологические проблемы, на 70% лучше концентрируются на своих задачах.
- Увеличение вовлеченности сотрудников в работу
- Рост лояльности к компании
- Снижение рисков увольнения
- Усиление бренда работодателя
- Снижение тревожности сотрудников, повышение адаптированности к изменениям
- Улучшение взаимодействия с коллегами
- Повышение стрессоустойчивости
- Удовлетворенность работой и жизнью
Ссылки на исследования и статьи, использованные в статье:
press.rabota.ru/peremeny-v-otnosheniyakh-s-kollektivom
press.rabota.ru/za-chto-rossiyane-tsenyat-rukovoditeley
rg.ru/2022/07/25/vciom-bolshe-poloviny-rossiian-perezhivali-stress-v-2022-godu.html)
kommersant.ru/doc/5843891
vedomosti.ru/press_releases/2022/12/22/rossiyane-nazvali-glavnie-strahi-2023-goda
rabota.ru/dostizhenie-uspekh-i-vygoranie-rossiyane-nazvali-slova-goda-v-oblasti-karery
press.rabota.ru/26-rossiyan-otmechayut-maksimalniy-uroven-vygoraniya-na-rabote
rabota.ru/rossiyane-rasskazali-kak-vybirayut-buduschego-rabotodatelya
press.rabota.ru/63-rossiyskikh-kompaniy-zabotyatsya-o-psikhologicheskom-sostoyanii-sotrudnikov
Поделиться