Баланс работы и личной жизни: как добиться совпадения интересов сотрудника и компании

Елена Агафонова, генеральный директор Solution Management Group:

Я думаю, что, прежде всего, руководители должны задуматься, насколько они искренни в этом намерении. Нередко сталкиваюсь с тем, что в компании декларируют готовность к этому самому балансу работы и личной жизни, а на деле происходит жесткое подавление любых проявлений такого равновесия.

В первую очередь, важно договориться о понятиях. Что такое баланс работы и личной жизни? Как этот «баланс» понимает и реализует руководитель компании? Это очень важно. Всем нам нужны яркие примеры из жизни. Если руководитель не показывает пример такого баланса, сложно ожидать его реализации от сотрудников.

Далее. Какие именно интересы сотрудников и интересы компании должны совпадать? Желательно очень подробно обозначить эти интересы в виде задач с четкими показателями и сроками. И только следующим этапом искать пути достижения поставленных задач.

Ведь понятие «баланса» очень индивидуально. Одному сотруднику для выполнения задач компании при сохранении собственных интересов важно иметь гибкий график, возможность работать удаленно в то время, когда он может быть наиболее эффективен, заниматься спортом в течение дня. Другому, наоборот, необходимо приходить каждый день в офис в определенное время и покидать рабочее место, не задерживаясь ни на минуту. И штука в том, что нельзя придумать один «баланс» для всех! Мне представляется, что именно в персонификации «буксует» большинство современных, по прежнему глубоко иерархичных организационных структур, построенных на принципах недоверия и контроля. Часто можно слышать от директоров по персоналу такую жалобу: «Мы уже все для них сделали: и обучение разнообразное, и соцпакеты, и подарки ко всем праздникам, и разные специальные предложения от партнеров, а они все равно уходят. Чего еще нужно?» Я думаю, что нужен индивидуальный подход. Нужно интересоваться планами сотрудников, их целями в жизни, их сегодняшними приоритетами.

Второй аспект, который я бы выделила здесь, – это честность. Ведь не секрет, что многие работодатели «терпят» некоторых сотрудников не потому, что их интересы совпадают, а элементарно потому, что им страшно от них освободиться. То есть у сотрудника может быть и наблюдается полный баланс собственных целей, а вот у компании – не совсем. Особенно это касается высокопрофессиональных сотрудников, заслуженных экспертов. Работодателю просто страшно, что такой сотрудник уйдет к конкуренту, что на его место нужно будет долго и упорно готовить нового человека. Такая «священная корова» может наносить непоправимый вред корпоративной культуре тем, что создает прецедент подавления, «дисбаланса» интересов компании. Все видят, что он или она не приносит пользу, но в то же время пользуется незаслуженными благами наряду с теми, кто честно выполняет важные сегодня для компании задачи. Хотя когда задаешь прямой вопрос «Что именно вы потеряете, если уволите этого сотрудника?», четких ответов никто дать не может, но и ответственных решений принимать не торопится.

Елена Сардовская, директор по персоналу компании «Микротест»:

Здесь уместна фраза – «все гениальное просто». Выделю три ключевых момента:

  • Не допускать серьезных переработок у сотрудника. Весьма сомнительная экономия приводит к быстрому эмоциональному выгоранию работника и снижению его работоспособности.
  • Если ваш офис находится в крупном городе, а деятельность не требует присутствия на рабочем месте в строго определенное время, как, например, в банках или на производстве, то скользящий график как раз дает такой баланс. Качество работы сотрудников в данном случае измеряется не «отсиженными» в офисе часами, а выполненными задачами.
  • Сотрудник будет более лоялен, если компания будет интересоваться его увлечениями и поможет ему реализовывать их. Например: организация спортивных команд, участие в соревнованиях для тех, кто интересуется спортом; организация выставок фоторабот для тех, кто увлекается фотографией, и так далее.

Ирина Колбукова, директор по организационному развитию и управлению персоналом компании Orange Business Services в России и СНГ:

Работодатель должен обращать особое внимание на соблюдение баланса рабочей и личной жизни. Даже если у сотрудника достаточно интенсивный график работы, компания должна позаботиться о том, чтобы работник успевал жить полноценной жизнью: проводить достаточно времени с семьей и друзьями, заниматься любимым хобби, развиваться вне работы. Бывают случаи, когда некоторые вопросы могут быть решены в индивидуальном порядке между сотрудником, руководителем и HR-менеджером, особенно если возникает тяжелая или деликатная ситуация, как, например, проблемы в семье или со здоровьем.

Есть внутренние программы и процедуры, которые распространяются на всех работников компании, например возможность работать удаленно (хотя бы один день в неделю) или с достаточно гибким графиком. То есть сотрудник отрабатывает в день 8 часов, но точное время начала работы не установлено, так как кому-то удобнее приходить раньше, чтобы отвозить детей в школу, а кому-то удобнее остаться подольше вечером и, соответственно, прийти позже утром. Это, скорее, касается удобства и комфортности работы. Помимо этого, компания должна видеть в каждом сотруднике не только профессионала, но и человека со своими увлечениями и интересами. Например, в нашей компании существует специальная программа на глобальном уровне Orange Passion, в которой сотрудники рассказывают о своих увлечениях, интересах, личных проектах в разных сферах жизни (спорт, искусство, музыка, путешествия и т.д.), а затем мы материально поощряем обладателей самых интересных хобби.

  • Во-первых, это повышает лояльность сотрудников,
  • во-вторых, это помогает коллегам лучше узнать друг друга, найти единомышленников и друзей по интересам.

Примером баланса работы и личной жизни, а также отличной командообразующей деятельности может быть совместное участие коллег в спортивных мероприятиях и секциях (например, создание футбольной команды, проведение лыжных соревнований и т.д.). Компания должна помнить о поощрении не только профессиональных, но и личных достижений сотрудников.

Анна Рид, Евгения Удалова (HR-команда компании CUSTIS):

Сейчас под «личной жизнью» подразумевают очень многое: персональное развитие, семью, друзей, увлечения... Как часто говорят, это «все, что не работа». Такое разделение между работой и личной жизнью появилось совсем недавно.

До середины ХХ века человек в основном работал для того, чтобы добыть средства к существованию. Работа во многом определяла личность человека, его положение в обществе и формировала отношение к нему. Фактически человек воспринимался прежде всего как представитель своей профессии (врач, цирюльник, столяр, рабочий), и можно было легко по внешнему виду определить его род занятий. Да и семью заводили, ориентируясь в большей мере на деловые качества будущего супруга или супруги (сумеет ли детей прокормить, поле вспахать, дом в порядке содержать), чем на любовь и душевную близость.

В конце 50-х – начале 60-х годов прошлого века наступил перелом. Благодаря развитию производства образовательный уровень рабочих и служащих резко повысился, и денежные стимулы постепенно перестали играть ключевую роль в поддержании высокого уровня производительности. Теперь люди хотели не просто работать, но и получать удовольствие от работы. Можно сказать, что в это время и зародился «конфликт» между работой и личной жизнью. Человек стал делить свое время между двумя сферами, и личная жизнь начала обретать все большую ценность.

Итак, современный работодатель стоит перед очень сложной задачей: обеспечить высокую производительность труда и сделать так, чтобы сотрудники были довольны тем, чем они занимаются 8 и более часов в сутки. Работодатель должен убедить сотрудника отдавать ему самое ценное для современного человека – его время, энергию и творческий потенциал.

Решение напрашивается само собой: сотрудник должен расценивать время, уделяемое работе, как время, которое он посвящает личной жизни. Возможно ли это?

В нашей компании на первое место выдвигаются заинтересованность сотрудника, степень его вовлеченности в процесс работы и осмысленность деятельности. Причем эта заинтересованность связана не с финансовым вознаграждением, а с творческими элементами в решении рабочих задач. Это позволяет сделать так, чтобы работа в компании воспринималась сотрудником как часть персонального развития, а значит, стала частью личной жизни.

Что происходит, если компании удается достичь такого эффекта? Сотрудник начинает ходить на работу не за зарплатой, а потому что ему интересно. Мы стараемся, чтобы наши специалисты рассматривали работу как средство самовыражения и самореализации, и не привязываем их к денежному вознаграждению за отработку установленного количества часов. Разумеется, мы создаем множество возможностей для профессионального развития. Например, сотрудники посещают все крупные конференции и семинары по нашей тематике не только в качестве слушателей, но и как докладчики. Это ADD, Req Labs, Software People, которые проводятся в Москве, Питере, Киеве и других городах. Также мы предоставляем площадки для сбора профессиональных сообществ, так что у наших специалистов есть возможность общаться с коллегами из других компаний, обмениваться опытом и идеями, практически не отходя от рабочего места.

Компания организует корпоративное и внешнее обучение, создает условия для обмена знаниями и опытом, способствует налаживанию горизонтальных связей между разными направлениями и проектными командами, тем самым создавая прочные внутрикорпоративные связи.

Еще один хороший пример – это внутренние семинары по мотивам тренингов и прочитанной литературы. Прийти и послушать такой семинар могут все сотрудники компании. Наша HR-команда тоже с удовольствием их посещает. Благодаря такому подходу к работе с персоналом выигрывает и сама компания, и сотрудники. Ведь мы, делая все для роста персонала, в итоге получаем команду профессионалов, которые могут справиться с любой поставленной задачей. И главное, нашим сотрудникам интересно приходить на работу каждый день.

Но личная жизнь – это не только личное развитие. Это еще и семья, друзья, увлечения и спорт. Мы стараемся сделать так, чтобы сотрудники могли уделять им как можно больше времени. Это может показаться странным, но мы так не думаем. В распоряжении наших сотрудников все общекорпоративные инструменты планирования рабочего времени.

Гибкий график работы, принятый в компании, позволяет каждому сотруднику оптимально планировать свой день, ведь у всех есть личные интересы, увлечения и различные вопросы, которые необходимо решить в течение рабочего дня. При таком подходе, когда сочетаются отсутствие фиксированного присутствия на работе и ориентация на достижение результата, можно подобрать наиболее удобный режим работы и успеть все, что запланировано.

Мы предоставляем нашим специалистам возможность удаленной работы, что позволяет убить двух зайцев. Иногда присутствие дома необходимо: например, случилась внештатная ситуация, и вы ждете специалиста, заболел ребенок или вы просто неважно себя чувствуете. В таких случаях, конечно, удобнее остаться дома и работать по мере возможности – компания относится к этому с пониманием.

Наши сотрудники могут достаточно гибко планировать свой отпуск: разбивать его на части, брать по одному дню или, наоборот, уходить в длительный отпуск. В последнем случае, естественно, необходимо заранее согласовать эту возможность с руководителем, чтобы проектная группа могла спланировать свою деятельность в отсутствие ключевого специалиста.

В компании приветствуется присутствие членов семьи на корпоративных мероприятиях. Это касается и детей сотрудников, для которых мы готовим специальную развлекательную программу. При этом решается сразу несколько вопросов: не нужно искать человека, с которым можно оставить ребенка, и договариваться с ним на определенное время, а потом спешить с корпоратива обратно; ребенок под присмотром и всегда рядом.

Что еще может помочь нам как работодателю достичь баланса между работой и личной жизнью персонала и тем самым позволить нашим сотрудникам сконцентрироваться на решении производственных задач?

Спортивные мероприятия, ДМС, пикники, возможность воспользоваться офисным водителем (чтобы он забрал бабушку из аэропорта), хороший монитор (чтобы не болели глаза), новогодние подарки для детей…

На первый взгляд может показаться, что это мелочи. Однако из этих мелочей состоит ежедневная работа сотрудников, благодаря им они могут сделать приятный сюрприз своим близким или с гордостью сказать: «А мне действительно нравится работать в этой компании!»

Ринат Шамильевич Сабитов, к.п.н., директор Центра Прикладной Психологии «Альфа»:

Баланс – это равновесие физического тела; в жизни достичь его очень нелегко, но к нему стоит стремиться. «Очеловечивая» этот термин, я бы применил понятие психологического баланса, несколько отличного от физики тел, то есть оптимального сочетания двух важных сфер жизни человека: общественной и личной. И здесь не идет речь о каком-то процентном содержании – 50/50, 80/20 и т.п. Здесь важен индивидуальный подход – как каждый человек сам для себя определяет оптимум.

Это зависит и от социального и экономического благополучия страны, где проживает человек, и от менталитета нации, к которой он принадлежит, в частном случае – от устроенности личной жизни, психологической зрелости человека и многих других факторов. Перекосы в ту или иную сторону, определенный дисбаланс возможны, но это не должно становиться нормой.

Еще один важный момент – то, как человек психологически воспринимает такого рода перекос. Две важнейшие области человеческой реализации, социальная и личная, у психологически зрелого человека всегда уравновешены наилучшим для него и общества образом. Причем область личных отношений – это не только семья, но и друзья, и хобби и т.п. В случае оптимального сочетания не страдает ни сам человек, ни его социальное окружение. Если человеку удается определить условие «равновесия» между этими областями, можно говорить о состоятельности его как индивида, его гибкости и способности вкладываться в ту или иную область в случае ситуационных перекосов. Это позволяет быть успешным, жить качественной и полной жизнью, ощущать гармонию внутри себя.

В случае серьезной разбалансированности в сторону работы можно говорить о дисфункциях, поскольку трудоголизм и многие зависимости имеют одинаковую психологическую природу. Несмотря на то, что зависимость от работы традиционно одобряется и даже поощряется обществом, а зависимости другого рода считаются пороками…

«Бегство в работу» от обыденной жизни может быть связано с невозможностью испытывать так называемые «маленькие житейские радости», неспособностью обеспечить себе домашний комфорт. В качестве рационализации трудоголизма используются такие оправдания, как материальная или рабочая необходимость, требования карьеры и т.п. Даже хобби трудоголиков обычно связаны с ролью добытчика, кормильца. Это работа на садовом участке, охота, рыбалка и т.п. Если трудоголик не может реализовать себя на основной работе, хобби может стать его единственным интересом в жизни. Работа для трудоголика – отнюдь не одна из составных частей его жизни: она полностью заменяет собой привязанность, любовь, развлечения, другие виды активности.

В чем же отличие обычного трудолюбивого человека от трудоголика? Трудолюбивый человек имеет перед собой цель, ему важен результат своего труда, для него профессиональная деятельность – всего лишь часть жизни, способ самовыражения, средство самообеспечения и создания материальных благ. Для трудоголика все наоборот: результат работы не имеет смысла, работа – это способ заполнения времени, такой человек нацелен на производственный процесс, а не на результат. Семейные отношения, сама семья трудоголиком воспринимаются как помехи, отвлекающие от работы и вызывающие раздражение и досаду. Трудоголизм является такой же формой саморазрушения, как и другие зависимости. Он приводит к переутомлению, нехватке сил на другие занятия и сужению круга интересов. Трудоголикам некогда и неинтересно пользоваться результатами своего труда, они постоянно жертвуют собственными потребностями.

Оторванный от своего «наркотика» отпуском, болезнью, выходом на пенсию, трудоголик скучает, чувствует себя ненужным и никчемным. На пенсии у него могут развиться психосоматические расстройства, и он меняет форму саморазрушения – становится ипохондриком, убивая время в бесконечных хождениях по врачам. Нередко организм включается в эту игру всерьез, и человек быстро погибает от появившихся будто из ниоткуда болезней…

К сожалению, трудоголик оказывает влияние на других членов семьи, не получающих от него эмоциональной поддержки, вследствие чего и сфера личной жизни тоже страдает.

В этой ситуации стоит обратиться за квалифицированной помощью к психологу, который не только определит причину и следствие, но и научит правильно отдыхать, восстанавливаться для дальнейшей качественной жизни, где будет место не только работе, но и близким людям, а также духовному и физическому развитию.

В любом случае психологически зрелому человеку, которого устраивает дисбаланс в пользу работы, нужно честно признать: «Это мой выбор. Мне так удобно. Моя работа – это моя уважительная причина избегать решения задач в личной сфере». Впрочем, такое признание, пусть даже самому себе, маловероятно…

Однако помните, что эффективная работа не может занимать круглые сутки. Иначе при таком режиме работы человеку грозит профессиональное выгорание. Это нужно четко осознавать и сотрудникам, и руководителям организаций. 

hrbrand.ru

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1