6 примеров ответственного отношения к трудовым практикам

Корпоративная социальная ответственность крупных компаний касается целого ряда сфер (в ежегодном отчете Cisco, например, 49 пунктов). Одна из них – ответственность перед сотрудниками.

Ниже – 6 примеров ответственного отношения к трудовым практикам из опыта российской ИТ-аутсорсинговой компании ICL Services.

1. Комплаенс и связь с первыми лицами компании

Сотрудникам необходима уверенность в том, что их мнение учитывается и влияет на ситуацию в компании, а также чувство защищенности. Вот какая система сформирована в ICL Services в ответ на эти ожидания.

  • Основные рабочие процессы подробно регламентируются процессными документами, которые находятся в общем доступе. Они позволяют с уверенностью принимать решения в сложных ситуациях.
  • В сложных нерегламентированных ситуациях тоже есть ориентир – Кодекс корпоративной этики. Над его содержанием непосредственно работали более 50% сотрудников (формат – личные обсуждения и общие опросы). Менеджмент компании и КРКРК HR-служба фактически выступили организаторами и модераторами общей 6-месячной дискуссии, периодически подводя предварительные итоги, представляя их на суд сотрудников и внося коррективы. Кодекс действительно стал носителем корпоративного духа.
  • Наконец, любой сотрудник имеет инструменты, чтобы гарантировать соблюдение требований комплаенс в масштабах компании. Это «красная кнопка» – средство мгновенного онлайн-уведомления ответственных сотрудников (комплаенс-менеджера, топ-менеджеров) о нарушениях в сфере прав человека, законодательства в целом, риска репутационных угроз компании, а также грубого нарушения корпоративных ценностей.
  • А если остаются вопросы и сомнения, в ICL Services отлажена двусторонняя коммуникация «сотрудник-менеджер». Наиболее интересный ее канал – между сотрудниками и директоратом.
    В этом канале два ключевых компонента. Во-первых, это специальные адреса e-mail для конфиденциальных вопросов (по зарплате, для вопросов топ-менеджерам и др.). Доступы к такой почте есть только у ответственных лиц. А в неотложных случаях каждый сотрудник имеет право напрямую обратиться к директору и исполнительному директору компании.
    Во-вторых, ежеквартально топ-менеджеры проводят встречу с сотрудниками – Strategy update. Топ-менеджеры рассказывают всей команде ICL Services об основных событиях, достижениях и целях компании; сотрудники могут публично задать самые важные вопросы, внести предложения и получить ответ от первых лиц. Если кто-то не может посетить встречу лично (например, сервис требует неотрывного присутствия на рабочем месте), он может посмотреть онлайн-трансляцию или, позже, просмотреть видеозапись события.

2. Ответственность в области оценки профессиональной эффективности

Кроме защищенности, каждому сотруднику необходимы:

  • ясное представление о результатах, которые компания ожидает от его труда;
  • уверенность в объективной оценке его работы и прозрачные критерии этой оценки;
  • справедливое вознаграждение.

Для этого в ICL Services разработана автоматизированная система оценки эффективности на основе KPI. Ее основные принципы:

  • прозрачность – все критерии оценки известны всем участвующим сторонам (и сотрудникам, и их руководителям);
  • объективность – высокая степень автоматизации защищает от ошибок из-за человеческого фактора;
  • обоснованность – KPI каждого сотрудника подобраны так, чтобы отражать его вклад в бизнес-результаты компании.

Отметим, что перед началом использования система в течение 9 месяцев проходила «альфа-тестирование» (примерно 15% сотрудников) и «бета-тестирование» (100% сотрудников работали с системой оценки и давали обратную связь, необходимую для ее настройки и улучшения). Это еще один из примеров открытости и ответственности компании перед своим сотрудниками.

3. Ответственность в вопросах корпоративного обучения

Профессиональное развитие специалиста входит и в его собственные интересы, и в интересы компании. Поэтому в ICL Services считают, что это ответственность обеих сторон. В компании создана уникальная система возможностей для обучения:

  • бесплатное внутреннее обучение силами корпоративных тренеров (soft skills и ИТ-специальности);
  • корпоративная деловая библиотека;
  • обучение на внешних курсах более чем 50 провайдеров за счет компании (на условиях «ученического договора»);
  • сертификационные экзамены (также за счет компании);
  • обучение на онлайн-курсах, включая неограниченный доступ к iLearn (учебный портал глобальной корпорации Fujitsu – одного из основных партнеров ICL Services; iLearn содержит сотни курсов по soft skills, ИТ-стандартам и специальностям);
  • языковое обучение во внутренней школе иностранных языков или на внешних курсах;
  • разработка индивидуального плана развития совместно с экспертами в области T&D;
  • наличие программы подготовки управленческого кадрового резерва (65% выпускников этой программы, работающих в ICL Services, заняли руководящие позиции;
  • программа подготовки внутренних тренеров – 3-месячный курс, который позволяет сотрудникам нарастить компетенции тренера, лидера и оратора.

Говоря на языке цифр, совокупное финансирование программ обучения и развития традиционно составляет примерно ~2,5% от общего фонда оплаты труда ICL Services. И ответственность сотрудников – воспользоваться предлагаемыми возможностями.

К слову, они это делают: внутреннее обучение ежегодно проходят 95% сотрудников, внешнее – не менее 70%, а сертификационные экзамены сдают 84%.

4. Ответственность в отношении условий труда

Эта ответственность может выражаться по-разному. Есть видимая сторона – современные офисы, наличие медкабинетов и столовых, обустроенные корпоративные спортплощадки и так далее. А кое-что менее очевидно – например, аттестация рабочих мест.

Безопасность рабочих мест в ICL Services проверяется независимыми внешними экспертами с государственной аккредитацией. Оценивается наличие/отсутствие вредных факторов, угрожающих здоровью сотрудников. Согласно результатам, полученным в 2015 году, условия труда соответствуют нормативным требованиям.

5. Открытость компании в вопросах найма

Еще один пример ответственности ICL Services – открытость по отношению к соискателям. Компания пользуется всем современным инструментарием рекрутинга, но особое внимание уделяет программам, которые делают ее наиболее открытой и доступной для кандидата.

Во-первых, это постоянное участие в ярмарках вакансий и встречах со студентами, когда соискатели могут узнать любую информацию в личном разговоре с рекрутером.

Во-вторых, это программа рекомендаций: сотрудники приглашают на работу своих знакомых. Компания стимулирует рекомендателей через систему бонусов и философию ответственности за команду: «если вы пригласите в ICL Services правильных людей, в команде будет комфортно и мы добьемся вдохновляющих результатов». Соискатели получают от сотрудников максимально объективную оценку плюсов и минусов работы, и это дает феноменальные результаты! Например, в одной из команд по поддержке приложений почти половина сотрудников вместе учились в университете, а потом пришли в ICL Services по рекомендациям друг друга.

6. Другие аспекты ответственности

ICL Services стремится учитывать обстоятельства, в которых находятся сотрудники компании. На практике это, например, означает, что:

  • один из родителей получает не только декретный отпуск, но и дополнительный ежемесячный выходной вплоть до совершеннолетия ребенка;
  • работающим в ICL Services людям с ограниченными возможностями предоставляются особые условия – 2 дополнительных дня к отпуску;
  • сотрудники, в чьей жизни произошло радостное (свадьба, рождение ребенка) или трагическое (смерть близких) событие, могут рассчитывать дополнительный отпуск и дополнительные выплаты.

***

ICL Services как компания и работодатель стремится выстроить со своими сотрудниками доверительные и взаимно ответственные отношения. Описанные примеры не претендуют на звание полного списка необходимых для этого эффективных практик. Но нужно отметить, что в сочетании они действительно хорошо работают.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться