Вне зависимости от способа прекращения трудовых отношений, будь то увольнение по «собственному желанию», «соглашению сторон» или «сокращению штата», необходимо провести выходное (финальное) интервью с теперь уже бывшим работником.
Понятие «выходное интервью» (exit interview) пришло к нам из западных компаний и означает собеседование, сопровождающее увольнение работника. Каждый увольняющийся уносит с собой мнение о компании, и в ее интересах позаботиться о том, чтобы оно было положительным, предотвратить возможные конфликты, расстаться мирно, без взаимных обид и недомолвок.
Финальное интервью имеет большое значение в формировании как внешнего, так и внутреннего бренда работодателя. Обиженный сотрудник в процессе трудоустройства может создать негативный имидж компании, рассказать много плохого о предыдущем месте работы, «слить» конфиденциальную информацию (например, кадровую, маркетинговую или финансовую). Он непременно захочет обсудить с прежними коллегами то, как несправедливо с ним обошлись, и что, возможно, скоро с ними поступят точно так же. Это может привести к тому, что какая-то часть персонала задумается об уходе, снизится трудовая мотивация и лояльность к руководству.
От того, с какими мыслями и эмоциями люди покидают компанию, зависит не только общий корпоративный настрой, но и впечатления внешних кандидатов. Таким образом, заключительное интервью призвано сгладить возникшие в ходе работы противоречия, продемонстрировать уважительное отношение к сотруднику и подчеркнуть важность выполненной им работы. Нередки случаи, когда в ходе финального собеседования удается удержать ценного специалиста, найдя пути решения возникшей у него проблемы или просто сняв эмоциональную напряженность.
«Разговор на прощание» позволяет получить много полезной информации, которой сложно добиться другими способами.
- Во-первых, он дает возможность узнать истинную причину увольнения сотрудника.
- Во-вторых, позволяет свежим взглядом оценить положение дел в компании, ведь на данном этапе многие склонны к более откровенному высказыванию своего мнения. Зачастую это конструктивная критика, причем позволяющая выделить те моменты, к которым большинство уже привыкло.
Увольнение по своей сути — это стресс. Даже если сотрудник уже предполагает, что подобная неприятность может его коснуться, все равно быть готовым к ней, а тем более спокойно реагировать на такие перемены не каждый способен.
Подготовка к выходному интервью
К проведению финального интервью необходимо как следует подготовиться.
- Проанализируйте, что конкретно вас не устраивает в работнике. Может быть, это как раз те качества, которые необходимы в соседнем отделе.
- Дайте человеку возможность самому осознать необходимость увольнения. Поставьте перед ним ряд конкретных задач с точными сроками выполнения, и результат скажет сам за себя
Можно выделить несколько ключевых моментов такого собеседования.
- Необходимо заранее согласовать с руководством условия ухода или удержания работника, чтобы не обещать того, что потом не будет выполнено.
- Беседа должна проходить в нейтральной обстановке, например в комнате для переговоров.
- Положительный эмоциональный фон и разговор исключительно о поступках, а не о личности сотрудника.
- Говорите ясно и прямо, с симпатией, но без сочувствия, которое лишь усилит эмоциональное напряжение.
- Задавать нужно открытые вопросы, на которые невозможно ответь только «да» или «нет».
- Можно попросить заполнить анкету, но лучше, чтобы это выглядело не как бюрократическая процедура для галочки, а как личная просьба. Хотя если работник настроен агрессивно, лучше опустить этот пункт – все равно объективной информации мы не получим.
- В психологии существует такой прием, как «позитив — негатив — позитив». Его смысл заключается в том, чтобы сначала перечислить положительные качества увольняемого сотрудника, потом объяснить, почему он больше не может работать в компании, а в завершение обнадежить и еще раз подчеркнуть его сильные стороны. Закончить беседу нужно на положительной ноте, ведь любому человеку всегда есть за что сказать спасибо.
- Соблюдайте все правила и юридические нормы при оформлении увольнения.
- В какие бы неблагоприятные обстоятельства ни попала ваша компания, помните: главная цель при увольнении — сохранить достоинство сотрудника. Обстоятельства меняются — люди остаются.
Перечень примерных вопросов для выходного интервью.
- Опишите как можно подробнее причины увольнения.
- Насколько адекватны были оборудование и помощь соответствующего персонала для выполнения Вашей работы?
- Насколько четко были определены Ваши служебные обязанности?
- Насколько адекватна и своевременна была необходимая для работы информация?
- Насколько компетентным было руководство и управление?
- Что бы Вы могли предложить в плане ресурсов, информации, тренинга?
- Насколько хорошо Вы были подготовлены для выполнения своей работы? Ваши предложения.
- Как бы Вы оценили свою работу с точки зрения ее интересности?
- Какие возможности были у Вас для развития специфических навыков?
- Достаточно ли было у Вас свободы для выполнения работы?
- Какая часть Вашей работы была самой трудной в понимании и изучении?
- Как Вы оцениваете возможности личностного развития в компании?
- Как складывались Ваши отношения с непосредственным начальником?
- Как бы Вы оценили способы, которыми Ваш начальник управлял подчиненными, делал распоряжения, реагировал на жалобы?
- Как складывались Ваши отношения с коллегами, были ли они дружелюбными, оказывали ли Вам помощь?
- Насколько хорошо, по Вашему мнению, налажена совместная работа подразделений?
- Что Вы можете сказать по поводу физических условий труда?
- Как Вы оцениваете уровень стресса на рабочем месте?
- Как Вы можете оценить рабочую нагрузку?
- Насколько удобно было Вам добираться из дома на работу и обратно?
- Насколько безопасна была Ваша работа?
- Как Вы оцениваете Вашу зарплату?
- Как Вы оцениваете дополнительные льготы?
- Что бы Вы могли сказать про политику компании? Что бы Вы предложили изменить?
- Что, по Вашему мнению, было привлекательной стороной работы?
- Что является привлекательной чертой компании?
- Что являлось наименее привлекательной чертой Вашей работы?
- Что, по Вашему мнению, является наименее привлекательной чертой компании?
- Какое наиболее важное изменение в компании Вы бы предложили?
- Какова самая главная причина Вашего увольнения?
Необязательно пользоваться всеми приведенными вопросами; выбирайте те, которые кажутся наиболее уместными.
Каждой компании так или иначе приходится увольнять людей — это одна из неприятных, но неизбежных функций бизнеса. Сейчас на рынке существуют организации, предоставляющие услугу по аутплейсменту. Они имеют ряд разработанных программ по процедуре увольнения и специально подготовленных менеджеров, которые облегчат переговоры с персоналом на стадии реструктуризации, сокращения или увольнения по соглашению сторон, подготовят людей к выходу на рынок труда без негативного багажа, к новым возможностям и максимально быстрому трудоустройству.
В программах аутплейсмента предусмотрено также обучение и для самих компаний. Правильное поведение в этот сложный для всех период является значимым элементом процесса. Подобную услугу для увольняющегося работника могут позволить себе крупные компании; небольшие же часто ограничиваются написанием хорошего рекомендательного письма, с которым человек пойдет к будущему работодателю.
Рекомендаций достоин каждый сотрудник. Если кто-то не смог работать на руководящем посту в вашей организации, это еще не значит, что он не будет хорошим исполнителем в другой фирме. В случаях если увольнение происходит в силу внешних обстоятельств, например при сокращении штата, тем более стоит всячески постараться обеспечить дальнейшее трудоустройство человека.
Сегодня любой компании, заботящейся о своем HR-бренде, стоит всерьез задуматься о введении традиции выходного собеседования.
Екатерина Худобко, старший консультант, AVICONN
Поделиться
понравились вопросы для выходного интервью