Книга В дореволюционной России А.А. Никольской: взгляд на историю русской возрастной и педагогической психологии

Книга В дореволюционной России, написанная психологом А.А. Никольской, известным своими работами по истории русской возрастной и педагогической психологии, является ценным источником информации об этой области науки в дореволюционный период.

Автор делится своим глубоким пониманием темы, структурируя книгу на три раздела, соответствующих авторской периодизации истории развития этой области:

Раздел I: Становление русской возрастной и педагогической психологии (середина 50-х - начало 70-х гг. XIX в.) посвящен анализу условий и предпосылок зарождения возрастной и педагогической психологии в России. В центре внимания - комплексное изучение ребенка, которое послужило фундаментом для развития этих научных дисциплин, а также школьной гигиены.

Раздел II: Формирование основных областей исследования возрастной и педагогической психологии (70-90-е гг. XIX в.) демонстрирует новые тенденции в развитии русской науки, в том числе психологии. Автор подчеркивает влияние возникновения научных школ, участие русских ученых в международных съездах и публикацию их работ в зарубежных журналах, что свидетельствует о становлении русской науки как неотъемлемой части мировой научной мысли. В этом разделе рассматриваются следующие ключевые направления исследований:

  • Психофизическое развитие ребенка
  • Психологические основы обучения
  • Развитие личности

Раздел III: Теоретическая и научно-организационная деятельность в области возрастной и педагогической психологии (начало XX в. - Октябрьская революция) является самым объемным разделом книги. Автор демонстрирует интеграцию отечественной психологии в мировую науку, описывая:

  • Создание лабораторий и институтов
  • Организацию съездов и журналов
  • Издание книг по возрастной и педагогической психологии

Этот раздел содержит богатый справочный материал, позволяющий читателю ориентироваться в соответствующей литературе. Отдельно автор рассматривает теоретические и методологические проблемы педагогической психологии, анализируя научные споры того времени о предмете, методах исследования, соотношении с другими науками, целями и задачами воспитания, движущих силах развития ребенка.

Книга предоставляет подробный анализ направлений исследований, связанных с физическим, умственным и эмоциональным развитием ребенка, а также работы по проблемам воли и характера. Отдельное внимание уделяется образованию в России в начале XX века, включая создание учебных заведений нового типа, независимых от государственного контроля.

В заключительном разделе Итоги развития возрастной и педагогической психологии в XX веке схематично представлены основные направления исследований в этой области отечественной психологической науки, а также намечены задачи по их освоению современной психологической наукой и педагогической практикой.

Книга А.А. Никольской В дореволюционной России представляет собой ценный источник информации о истории возрастной и педагогической психологии в России. Автор подчеркивает гуманистическую направленность в постановке проблем, прослеживаемую в работах Ф.Ф. Эрисмана, И.А. Сикорского, М.М. Рубинштейна, А.П. Нечаева, В.М. Бехтерева, Г.И. Челпанова и других выдающихся деятелей русской науки. Именно это делает актуальным переиздание их трудов и изучение их идей в контексте современных исследований.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться