Стратегия Минцберга 5П

Стратегия Минцберга 5П (5 Ps of Mintzberg) – это модель, которая поможет вам разработать свою стратегию, изучив ее с пяти разных точек зрения.

Большинство людей и компаний используют очень упрощенный подход к разработке стратегии. Возможно, они проводят мозговой штурм через SWOT-анализ, а затем из этого пытаются проложить свой путь к мировому господству.

К сожалению, это очень упрощенный подход, который вряд ли даст большие результаты. Чтобы правильно реализовать свою стратегию, нужно потратить много времени на размышления и разработку. Помочь нам в этих раздумьях готов эксперт по вопросам управления Генри Минцберг, который разработал стратегию «5П» – пять различных формулировок (или подходов) для разработки стратегии.

О стратегии «5П»

Минцберг впервые написал о стратегии «5П» в 1987 году. Каждый из пяти «П» является альтернативным подходом к разработке стратегии. Ими являются:

  1. План / Plan
  2. Прием или уловка / Ploy
  3. Принцип поведения / Pattern
  4. Позиция / Position
  5. Перспектива / Perspective

Понимая каждый метод «П», можно разработать надежную бизнес-стратегию, в полной мере использующую сильные стороны и возможности вашей организации.

Давайте рассмотрим «5П» более подробно, а также изучим инструменты, которые можно использовать в каждой области этой модели.

1. Стратегия как план

Хорошая стратегия должна иметь план. Перечень и направление действий, который вы намереваетесь принять, или ряд правил, которые вы намерены соблюдать.

Цель плана – доставить вас оттуда где вы находитесь сейчас, туда где вы хотите быть.

Планирование, как правило, сразу приходит в голову, когда люди думают о разработке стратегии. Инструменты планирования включают:

  • Во – первых, PEST анализ, SWOT анализ , и мозговой штурм – инструменты помогающие вам определить возможности.
  • Во-вторых,  методы управления изменениями и управления проектами , которые помогут вам планировать достижения.

Однако проблема планирования заключается в том, что планы разработаны специально и заранее. Планирование является неотъемлемой частью разработки стратегии, но этого недостаточно для того, чтобы обеспечить выработку отличной стратегии. Вот почему нам нужны четыре других П.

2. Стратегия как прием

Минцберг говорит, что вы можете придумать прием/уловку, что-то, что конкуренты от вас не ожидают.

В бизнесе нет возможности избежать конкурентов. Приемы / уловки – это особая тактика, чтобы попытаться перехитрить конкурентов или разрушить то, что они делают.

Примеры / уловки включают в себя:

  • Снижение цен для сдерживания конкурентов.
  • Подача заявок на патенты.
  • Угроза судебного иска.
  • И т.д.

Приемы и уловки, как правило, являются краткосрочной тактикой, и стратегическая уловка или две могут быть хорошей идеей. Но важно не сосредотачиваться на ваших конкурентах сильно, чтобы не терять из виду свой долгосрочный стратегический план.

3. Стратегия как принцип поведения

Определить нашу стратегию как план и некоторые уловки недостаточно. В некоторых случаях стоит оглянуться на то, что уже произошло, и описать стратегию компании с точки зрения сложившихся моделей.

Чтобы использовать этот элемент «5П», обратите внимание на шаблоны поведения, которые вы видите в команде и организации. Затем спросите себя, могут ли стать эти шаблоны неотъемлемой частью вашей стратегии.

4. Стратегия как позиция

Позиция – это еще один способ определить вашу стратегию. Позиция сообщает вам, где вы находитесь на игровом поле относительно ваших конкурентов.

Примеры позиций включают:

  • Быть самым дешевым.
  • Иметь много функций.
  • Обслуживать конкретную клиентскую нишу.
  • Иметь широкую региональную сеть обслуживания клиентов.

Позиция отвечает на вопрос: «Как мы собираемся забрать часть рынка себе?»

5. Стратегия как перспектива

Выбор, который организация делает в своей стратегии, в значительной степени зависит от ее культуры. Так же, как модели поведения могут рассматриваться в качестве стратегии, модели мышления будут определять перспективы организации и то, чего она может достичь.

Например, взгляд бухгалтерии на мир будет сильно отличаться от высокотехнологичного стартапа в Силиконовой долине.

Предположим, вы чувствуете, что ваш рынок относительно стабилен и ждет продукт самого высокого качества. В этом случае вы создаете свою культуру вокруг высококачественного исполнения и контроля затрат.

И наоборот, на новом рынке наиболее важным фактором может стать скорость разработки новых продуктов. В этом случае вы будете строить свою культуру вокруг быстрого развития и будете спокойнее относиться к ошибкам.

Для того чтобы перспектива была полезной, ее должны разделять все члены организации. Она также должна поддерживаться действиями, которые в организации предпринимаются каждый день. Таким образом, большая часть работы высшего руководства будет заключаться в том, чтобы убедить всех разделять одну и ту же перспективу.

Пример стратегии 5 П

В качестве примера пяти “П” стратегии Минцберга, рассмотрим компанию Apple. Конечно, только Apple знает собственную истинную стратегию, мы просто используем этот пример как средство для демонстрации 5 P в действии. Итак:

  1. План : продолжать последовательно создавать самую легкую в использовании и самую интуитивно понятную потребительскую электронику. Продолжать расширять экосистему устройств и приложений.
  2. Прием: Apple часто опережает конкурентов с точки зрения инноваций. Таким образом, в качестве приема / уловки компания может угрожать подать в суд или предъявить иск любым конкурентам, которые копируют их технологии. Можно для этой цели выкупать компании у которых большой портфель патентов на изобретения.
  3. Принцип поведения: Apple реагирует на вызов конкуренции посредством инноваций. Это то, что нужно продолжать поддерживать. Некоторые из этих нововведений являются полными неудачами, а другие – великолепными успехами.
  4. Позиция: продукты Apple позиционируются как high-end. С этим трудно конкурировать.
  5. Перспектива: Одна из ценностей Apple – «думать по-другому». Это все о том и для того, чтобы создавать лучшие продукты на рынке и делать это инновационным способом.

Использование «5П»

Вместо того чтобы пытаться использовать «5П» как процесс, которого следует придерживаться при разработке стратегии, подумайте об этих пяти подходах как о различных точках зрения, которые можно учитывать при разработке надежной и успешной стратегии.

Как итог – в процессе стратегического планирования есть три момента, в которых особенно полезно использовать «5П»:

  1. Когда вы собираете информацию и проводите анализ, необходимый для разработки стратегии, – как способ убедиться, что вы трезво смотрите на мир.
  2. Когда вы придумываете начальные идеи – как способ проверить, что они реалистичны, практичны и надежны.
  3. В качестве окончательной проверки стратегии, разработанной вами, для устранения несогласованности и аспектов, которые, возможно, были не полностью учтены.

Использование пяти подходов Минцберга в этих трех точках будет выявлять проблемы, которые в противном случае подорвали бы реализацию вашей стратегии.

В конце концов, гораздо лучше определить эти проблемы на стадии планирования, чем узнать о них после того, как вы потратили несколько лет – и миллионы долларов – на реализацию плана, испорченного с самого начала.

trainingtechnology.ru

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1