Научное наследие Ж. Пиаже, посвященное развитию детского познания и мышления, считается одним из важнейших явлений современной психологии. Несмотря на признание формальнологического подхода Пиаже, многие исследователи, в том числе П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.Ф. Обухова, М. Доналдсон, Р.В. Конелэнд, отмечают его ограниченность и стремятся рассматривать ментальную деятельность как новую психическую реальность, возникающую на определенных этапах развития.
Н.И. Чуприкова, опираясь на исследования Вернера, Уиткина, Гегеля, Сеченова, Миллера, связала гипотезу Гальперина и Эльконина о причинах феноменов Пиаже с процессами дифференциации познавательных структур и процессов, определяющих интеллектуальное развитие. Она выдвинула и подтвердила гипотезу о том, что за различными приемами обучения сохранению лежит процесс формирования дифференцированного отражения различных свойств объектов.
В настоящей статье мы рассматриваем эту закономерность в контексте пространственного мышления (ПМ). Гипотеза исследования заключается в том, что развитие ПМ осуществляется за счет дифференциации его основных подструктур - детского пути овладения пространственными образами и ориентацией в пространстве.
Согласно Пиаже, Рубинштейну, Поддьякову, Шемякину, Мински и исследованиям Якиманской, ребенок последовательно выделяет в окружающих его предметах пространственные характеристики. Пиаже, изучая овладение ребенком математическими понятиями, выявил, что после трех лет ребенок дифференцирует геометрические фигуры только по одному основанию - замкнутости. По мере взросления ребенок начинает дифференцировать объекты и по другим признакам.
Пиаже выделяет качественные операции, структурирующие пространство: порядок пространственной преемственности, сохранение длины, поверхности, выработка системы координат. К 15 годам, по мнению Пиаже, процесс дифференциации завершается.
Рубинштейн, наблюдая генезис восприятия детьми окружающего пространства, отмечал, что ребенок оперирует мало расчлененными и дифференцированными схемами, недостаточно выделяя отдельные части, качества, свойства.
Поддьяков выделяет три способности, появляющиеся на ранних этапах развития: устанавливать тождество предметов простой формы, зрительно анализировать сложную форму объектов, наглядно представлять перемещения предметов в пространстве.
Шемякин предлагает дифференцировать людей по способу ориентации в пространстве: Карта путь (отслеживание пройденного пути) и Карта обозрение (создание целостной картины пространственных отношений).
Мински выделяет две релевантные характеристики ПМ: установление местоположения и ориентацию. Он проследил становление систем отсчета и пространственных фреймов, выделив локальные и глобальные структуры.
Якиманская и ее сотрудники выявили три типа оперирования пространственными образами, отражающие особенности испытуемых: изменение пространственного положения созданного образа, изменение структуры образа, и длительное изменение и положения, и структуры образа.
В наших исследованиях мы выделили пять базисных подструктур ПМ: топологическая, проективная, порядковая, метрическая и алгебраическая.
Топологическая подструктура позволяет выделять и оперировать гомеоморфными пространственными характеристиками (непрерывность, компактность, связность, замкнутость).
Проективная подструктура связана с толерантностью (отношением сходства) и позволяет распознавать, представлять и ориентироваться среди пространственных объектов с любой точки отсчета.
Порядковая подструктура позволяет вычленять свойства квазипорядка, устанавливать отношения иерархии.
Метрическая подструктура связана с количественными преобразованиями, определением числовых значений величин.
Алгебраическая подструктура позволяет соблюдать законы композиции, устанавливать обратимость преобразований.
Мы выделили четыре уровня развития ПМ, характеризующиеся дифференциацией и интеграцией подструктур.
- I уровень: слаборазвитая, доминирующая подструктура.
- II уровень: доминирующая подструктура и слабо выраженные остальные.
- III уровень: сформированы все подструктуры, но с ярко выраженной ведущей.
- IV уровень: все подструктуры устойчивы и интегрированы, ведущая подструктура отсутствует, определение отношений ситуативно.
На первом этапе развития происходит дифференциация ПМ по всем показателям, от топологических свойств к проективным, порядковым и алгебраическим. Последовательное развитие ПМ сменяет дифференциация интеграцией.
Дифференциация - это процесс выделения отдельных подструктур ПМ.
Интеграция - это объединение и взаимосвязь отдельных подструктур в единую систему.
Интеграция подструктур приводит к появлению ГМО (группы мыслительных операций) в алгебраической подструктуре. ГМО характеризуется способностью человека выполнять в представлении (без наглядных опор) совокупность преобразований и их композиций, а также заменять композицию одним преобразованием.
Процессы дифференциации и интеграции не ограничиваются отдельными подструктурами, они происходят и в структуре мышления в целом, обеспечивая переход от III к IV уровню.
IV уровень развития ПМ характеризуется отсутствием ведущей подструктуры, выделение отношений ситуативно.
Проведенный анализ ставит под сомнение утверждение Пиаже о завершении интеллектуального развития к 15 годам. Дифференциация основных подструктур ПМ завершается к этому возрасту, но не развитие в целом. После 15 лет происходит интеграция основных подструктур, обеспечивающая IV уровень.
В заключении, наше исследование подтвердило гипотезу о цикличной смене процессов дифференциации и интеграции как механизма развития ПМ.
Поделиться