"Кадровик. ру", 2011, N 9
ПАСПОРТ РАБОЧЕГО МЕСТА - ИНСТРУМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
Для эффективной деятельности современной компании, в которой применяются современные технологии и система менеджмента качества и развиты внутрикорпоративные коммуникации, необходима четкая организация трудового процесса на каждом рабочем месте. В этих целях кадровая служба вместе с отделом охраны труда и руководством может оформить паспорта рабочего места. А для того чтобы оценить, соответствуют ли санитарно-гигиенические факторы существующим нормам, стоит пригласить представителей специализированной организации.
Важная роль при организации труда работников отводится рационализации рабочих мест и созданию комфортных, а главное - безопасных условий. Статья 209 ТК РФ определяет рабочее место как место, в котором сотрудник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Согласно той же статье условия труда - это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Аттестация рабочих мест, согласно нормам трудового законодательства, предполагает оценку условий труда на рабочих местах. В ходе такой проверки выявляются вредные и (или) опасные производственные факторы, по ее итогам планируются мероприятия по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями. Не стоит забывать, что обязанности по обеспечению охраны труда возлагаются на работодателя.
Любое рабочее место должно наилучшим образом отвечать своему назначению и обеспечивать при этом выполнение основных и вспомогательных обязанностей с наименьшими усилиями на затраченный труд. Для этого необходимо:
- усовершенствовать организацию рабочих мест (удобная планировка, освещение, техническое и технологическое оснащение);
- улучшить обслуживание (обеспечение канцтоварами, мебелью, сырьем, материалами и инструментом);
- уменьшить вредное воздействие факторов, влияющих на здоровье сотрудников (шум, вибрация, микроклимат, радиация);
- укрепить трудовую и исполнительскую дисциплину труда, а также лояльность работников к компании (соблюдение распорядка дня, требований по эксплуатации оборудования);
- улучшение условий труда и отдыха на местах (регламентированные перерывы в работе, психологическая разгрузка, санитарно-гигиенические нормы, соблюдение охраны труда и техники безопасности);
- оптимизировать использование рабочего времени (соблюдение трудовой дисциплины, нормирование труда, устранение помех во время работы). Чтобы разработать паспорт рабочего места, кадровику надо предварительно провести следующие мероприятия:
1) изучить специальную литературу, нормативную справочную информацию (ГОСТы, СанПины, классификационный справочник должностей);
2) подготовить внутренние локальные документы (правила внутреннего трудового распорядка, положение об охране труда, положения о подразделениях, должностные инструкции и др.);
3) провести всесторонний анализ существующего рабочего места в соответствии с нормативной документацией.
Структура паспорта рабочего места состоит из девяти разделов и представлена в приложениях 1 - 7. Рассмотрим содержание каждого раздела подробнее.
Раздел 1. Назначение рабочего места
Рабочее место представляет собой закрепленную за сотрудником или группой работников часть производственной площади, оснащенную необходимым оборудованием для эффективного выполнения работы в соответствии с должностными обязанностями. В данном разделе определяется, каково назначение данного рабочего места и какие характеристики оно имеет.
Раздел 2. План работы
В данном разделе представлен индивидуальный план работы сотрудника на определенный период с указанием конкретных задач, которые он должен выполнить за данное время. Руководствуясь этим планом, работник может заранее организовать свою деятельность.
Раздел 3. Функционально-организационная структура
Функционально-организационная структура управления - это состав (специализация), взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей, выполняющих функции управления. Позволяет работнику оперативно знакомиться с любыми изменениями в организационной и штатной структуре компании.
Раздел 4. Регламентирующие документы
В данном разделе представлены следующие локальные нормативные документы, необходимые для организации рабочего места:
- положение об оплате труда и премировании;
- положение об охране труда;
- положение об аттестации;
- положение о подразделении;
- должностная инструкция.
Регламентирующие документы должны давать необходимый и достаточный минимум информации каждому сотруднику, использующему паспорт рабочего места. Они содержат сведения о перечне, последовательности и нормативах выполняемых работ, обязанностях, степени ответственности и правах работника, производственных связях, об организации труда и его обязательных приемах.
Раздел 5. Организационно-распорядительные документы
Документы, содержащиеся в этом разделе (приказы, процедуры), максимально детализируют процесс работы на каждом рабочем месте. Сотрудники могут своевременно с ними ознакомиться.
Справка. Паспорт рабочего места - внутренний нормативный документ, в котором указываются соответствующие санитарно-гигиенические нормы, вредные факторы производства и правила техники безопасности.
Раздел 6. Пространственное расположение рабочего места
В данном разделе уточняются планировка служебных помещений и расположение рабочего места в пространстве. Рабочие места должны быть организованы в строгом соответствии с рабочим процессом и потоками документации. При этом полезно обратить внимание на следующие практические рекомендации:
- Структурные подразделения и работники, часто контактирующие между собой в трудовой деятельности, должны быть размещены недалеко друг от друга.
- Шкафы, стеллажи и другое оборудование необходимо располагать так, чтобы обеспечить к ним доступ.
- Предметы, которыми пользуются во время работы чаще, должны располагаться по возможности на уровне рабочей зоны.
- Площадь отдельных рабочих мест должна соответствовать санитарным нормам и специфике профессиональной деятельности.
- Рабочие места сотрудников компании, занятых приемом большого числа посетителей, следует расположить поблизости от входа в служебное помещение.
Экономия времени и сил работника является важным критерием при организации рабочих мест в компании.
Раздел 7. Оснащение рабочего места
Оснащение рабочего места - совокупность расположенных в его пределах оборудования, инструментов, технической и технологической документации, средств охраны труда. Проверка оснащения позволяет выявить участки, на которых автоматизация труда низкая либо работа и вовсе выполняется вручную.
Раздел 8. Условия труда на рабочем месте
В данном разделе условия труда на рабочем месте оцениваются на основании сравнительного анализа санитарно-гигиенических и психофизиологических факторов. Показатели должны подбираться в ходе предварительного изучения и отражать те факторы, которые наиболее существенно влияют на формирование условий труда. Учитывается их воздействие на здоровье и работоспособность сотрудника. Для измерения параметров опасных и вредных производственных факторов, определения показателей тяжести и напряженности трудового процесса можно привлечь организацию, уполномоченную заниматься такой деятельностью (например, обратиться в центр государственного эпидемиологического надзора). Полученные в ходе проверки значения сравнивают с действующими нормами, предельно допустимыми уровнями (ПДУ) и ГОСТами.
Раздел 9. Перечень документов на рабочем месте
В данном разделе уточняется, какие из представленных в перечне документов будут использоваться на бумажных носителях, а какие - в электронном документообороте компании.
Применение паспорта рабочего места позволяет повысить работоспособность и эффективность труда, сохранить здоровье работников. Кадровикам этот документ поможет сэкономить время на адаптацию нового сотрудника и избежать возможных ошибок, связанных с его введением в должность.
Приложение 1
Примерное содержание паспорта рабочего места
Содержание
Куратор раздела |
|
1. Назначение рабочего места |
Отдел кадров |
2. План работы (на текущий квартал) |
Руководитель |
3. Функционально-организационная структура: |
Отдел кадров |
3.1. компании; |
|
3.2. подразделений, групп |
|
4. Регламентирующие документы: |
|
4.1. положение об оплате труда и премировании; |
|
4.2. положение об охране труда; |
|
4.3. положение об аттестации; |
|
4.4. положение о подразделении; |
|
4.5. должностная инструкция |
|
5. Организационно-распорядительные документы: |
|
5.1. приказы; |
|
5.2. процедуры |
|
6. Пространственное расположение рабочего |
Административно - |
6.1. в здании; |
|
6.2. в помещении |
|
7. Оснащение рабочего места: |
|
7.1. перечень мебели; |
Административно - |
7.2. перечень оргтехники; |
ИТ-отдел |
7.3. перечень установленного программного |
ИТ-отдел |
7.4. канцелярские принадлежности |
Административно - |
8. Условия труда на рабочем месте |
Охрана труда |
9. Перечень документов на рабочем месте: |
|
9.1. документы на бумажных носителях; |
Сотрудник |
9.2. электронные документы на рабочей станции |
Сотрудник |
Лист ознакомления |
Приложение 2
Примерный план работы на квартал
УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
ООО "Навигатор"
_____________________ И. О. Фамилия
"__" _______________ 201_ г.
План работы
на I квартал 2011 г.
Разделы |
Содержание |
Отчет на квартал (выполнение, |
||
1-й месяц |
2-й месяц |
3-й месяц |
||
Плановые |
Ведение кадрового |
|||
Ведение воинского учета |
||||
Работа в программе |
||||
Мероприятия, |
Подготовка открыток - |
|||
Повышение |
Семинар |
|||
Процент |
Руководитель подразделения: _________________________ /___________________/
Расшифровка подписи
Получил работник: ___________________________________ /___________________/
Расшифровка подписи
Приложение 3
Примерный перечень мебели на рабочем месте
УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
ООО "Навигатор"
_____________________ И. О. Фамилия
"__" _______________ 201_ г.
Перечень мебели на рабочем месте
Наименование |
Марка изделия |
Инвентарный номер |
Количество |
Стол рабочий |
ФС1612 |
0000015А |
1 |
Тумба |
ФШ0802 |
0000017В |
1 |
Стул |
Изо |
0000018С |
1 |
Шкаф |
ПДШ195 |
0000020Д |
1 |
Руководитель подразделения: _________________________ /___________________/
Расшифровка подписи
Получил работник: ___________________________________ /___________________/
Расшифровка подписи
Приложение 4
Примерный перечень оргтехники на рабочем месте
УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
ООО "Навигатор"
_____________________ И. О. Фамилия
"__" _______________ 201_ г.
Перечень оргтехники
на рабочем месте
___________________
Элемент |
Наименование |
Серийный номер |
Инвентарный |
Рабочий компьютер |
|||
Системный блок |
|||
Корпус |
Case Power man 6007Tower |
4040158240000060 |
|
Дисковод ГД |
FDD 1.44 NEC |
4030136320000380 |
|
Винчестер |
40Gb Seagate ST3400 IDE |
4030163720000020 |
|
Процессор |
Celeron 2.0 Ghz/126K PGA |
4030159190000030 |
|
Материнская плата |
INTEL Bayfield D-865GBFL |
4040166010000010 |
|
Оперативная плата |
DDR SDRAM 256 Mb 333 MHz |
4040160580000000 |
|
CD-Rom |
52x |
- |
|
Монитор |
Flatron F700P |
311NT58196 |
|
Клавиатура |
A4TECH KBS 720 |
2095 |
|
Мышь |
A4TECH |
2096 |
|
ИБП |
APC Back-ups CS 350 |
BB0402002974 |
Руководитель подразделения: _________________________ /___________________/
Расшифровка подписи
Получил работник: ___________________________________ /___________________/
Расшифровка подписи
Приложение 5
Примерный перечень программного обеспечения
на рабочем месте
УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
ООО "Навигатор"
_____________________ И. О. Фамилия
"__" _______________ 201_ г.
Перечень программного обеспечения
на рабочем месте
________________
Наименование программного обеспечения |
Версия |
Microsoft Office 2007 |
|
1С: Предприятие |
|
Adobe Reader 9 |
|
Руководитель подразделения: _________________________ /___________________/
Расшифровка подписи
Получил работник: ___________________________________ /___________________/
Расшифровка подписи
Приложение 6
Примерный перечень канцелярских принадлежностей
на рабочем месте
УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
ООО "Навигатор"
_____________________ И. О. Фамилия
"__" _______________ 201_ г.
Перечень канцелярских принадлежностей
на рабочем месте
________________
Принадлежности длительного |
Расходные материалы |
||||
N п/п |
Наименование |
Количество |
N п/п |
Наименование |
Количество |
1 |
Ручка шариковая |
1 |
1 |
Штрих-корректор |
1 |
2 |
Ручка шариковая |
1 |
2 |
Табель-календарь |
1 |
3 |
Карандаш |
1 |
3 |
Ластик |
1 |
4 |
Ножницы |
1 |
4 |
Клейкая лента |
1 |
5 |
Подставка |
1 |
5 |
Папка-уголок |
1 |
6 |
Лоток для бумаг |
1 |
6 |
Тетрадь |
1 |
7 |
Блокнот (формат |
1 |
7 |
Упаковка скрепок |
1 |
8 |
Линейка |
1 |
8 |
Пачка бумаги |
1 |
9 |
Маркер |
1 |
9 |
Точилка |
1 |
10 |
Степлер |
1 |
10 |
Упаковка скоб |
1 |
11 |
Дырокол |
1 |
11 |
Папка-файл |
1 |
Руководитель подразделения: _________________________ /___________________/
Расшифровка подписи
Получил работник: ___________________________________ /___________________/
Расшифровка подписи
Приложение 7
Условия труда на рабочем месте
УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
ООО "Навигатор"
_____________________ И. О. Фамилия
"__" _______________ 201_ г.
Условия труда
на рабочем месте
________________
N п/п |
Факторы условий труда |
Значение факторов |
|
фактическое |
нормативное |
||
Санитарно-гигиенические |
|||
1 |
Вредные химические вещества, мг/кв. м |
- |
|
2 |
Пыль металлическая, мг/кв. м |
6 |
|
3 |
Шум, дБА |
80 |
|
4 |
Инфразвук, дБ |
- |
|
5 |
Освещенность, лк |
300 |
|
6 |
Температура воздуха, град. Цельсия |
21 |
|
7 |
Тепловое излучение, Вт/кв. м |
- |
|
8 |
Относительная влажность, % |
- |
|
Психофизиологические |
|||
1 |
Статическая нагрузка за смену, кг/с |
43 000 |
|
2 |
Рабочая поза |
4-А |
|
3 |
Темп работы |
750 |
|
4 |
Монотонность |
- |
Руководитель подразделения: _________________________ /___________________/
Расшифровка подписи
Получил работник: ___________________________________ /___________________/
Расшифровка подписи
Т. Скоробогатова
Москва
Подписано в печать
05.09.2011
Поделиться