"Отдел кадров коммерческой организации", 2010, N 3
Особенности работы с персоналом охранных предприятий
В охранном бизнесе, как ни в каком другом, наглядно проявляется значимость человеческого ресурса. Собственно говоря, ЧОП (частные охранные предприятия) - это прежде всего охранники, несущие свою службу в торговом зале, на периметре охраняемого объекта или в сопровождении очередного VIP-лица, и лишь в последнюю очередь - автоматизированные охранные системы, датчики, компьютеры, бронированные автомобили, оружие и спецсредства.
Особенная работа - особенные требования -
Особенный персонал?
Массовое сознание четко делит сотрудников охранных предприятий на телохранителей и охранников. Первые - это люди романтической профессии, прикрывающие своим телом... бросающиеся навстречу пулям коварных киллеров... несмотря ни на что и ценою своей жизни... Вторые тупы, назойливы... просто хамы... работа для неудачников... смотри, сынок, если будешь плохо учиться...
Странно, но по большому счету все это люди одной профессии, с единой профессиональной задачей - защитить жизнь и имущество граждан. В чем-то задача не то чтобы благороднее, но как-то чище, чем у сотрудников правоохранительных органов, миссия которых отягощена понятием кары, приматом принципа законности (в смысле "плохой закон - все равно закон") и интересами государства. Охранник же на любом посту призван оберегать, сохранять. Почему же настолько по-разному мы воспринимаем представителей одной профессиональной группы?
Конечно, есть большая разница в квалификации, уровне подготовки, характере работы. Но общего гораздо больше. Прежде всего это специфика работы. Вот лишь основные факторы, негативно влияющие на персонал охранных предприятий:
- большая продолжительность рабочего дня;
- дефицит и однообразие поступающей информации в сочетании с необходимостью сохранять внимание на протяжении всей рабочей смены;
- необходимость выявить специфически важную информацию из потока однообразных сенсорных раздражителей;
- возможность внезапного возникновения опасности и как следствие - постоянная готовность к активным действиям, которая при этом не реализуется;
- повышенная ответственность за принятое решение, высокая цена ошибки как при решении предпринять какое-либо действие, так и при отказе от действия;
- невозможность шаблонного принятия решения при возникновении нештатной ситуации в сочетании с необходимостью соблюдения навязанных правилами несения службы стандартных действий;
- систематическое бодрствование в ночное время, что приводит к нарушению биоритмов.
В идеале сотрудник частного охранного предприятия должен владеть навыками психоэмоциональной саморегуляции, иначе неизбежны проблемы со здоровьем. Так, у сотрудников, несущих службу по принципу "сиди и бди!", постоянное нервное напряжение, сопровождающееся физическим бездельем, приводит к усугублению внутренних конфликтов, для снятия которых необходимы активные физические действия, что приводит либо к повышению тревожности и агрессивности в быту, либо к неврозам и сердечно-сосудистым заболеваниям.
В то же время сотрудник охранного предприятия должен обладать весомым багажом профессиональных знаний и навыков. Он обязан достаточно хорошо разбираться в гражданском и уголовном законодательстве в части, имеющей отношение к его работе; знать законы, инструкции и предписания, регулирующие его деятельность; обладать специальными знаниями по профессиональной, физической, огневой, медицинской подготовке; умело применять теоретические знания на практике, а также уметь пользоваться техническими средствами охраны, системой охранно-пожарной сигнализации, связи и т. п. Он должен иметь и соответствующую психологическую подготовку, без которой невозможно добросовестное и успешное выполнение должностных обязанностей. Как видим, всесторонняя подготовка частных охранников к выполнению своего профессионального долга предполагает длительный период времени и требует от них настойчивости и усердия, стремления постоянно совершенствовать свое мастерство.
Требования к физической, спортивной и специальной подготовке охранников различных специализаций заметно разнятся. Никто не станет требовать от сотрудника охраны в супермаркете владения боевыми искусствами на уровне мастеров спорта, в то же время основные приемы самбо и использования спецсредств для него обязательны. При этом непосредственное использование стратегии бойца не будет эффективным для специалиста охранного предприятия. Он должен не победить в бою, а предотвратить боевое столкновение, не подвергая риску доверившихся ему людей. Скорее он должен быть аналитиком и психологом, нежели умелым бойцом.
Очень высоки требования к моральному облику сотрудника охранного агентства. Конечно, периодически имеет смысл "контролировать и контролеров", но к каждому охраннику милиционера не приставишь. Отсутствие порядочности, моральных устоев у охранника уничтожает смысл работы ЧОП, ставит такого "профи" на одну доску с правонарушителями и преступниками. Ну а кроме того, все ждут от сотрудника охранного предприятия вежливого и тактичного поведения.
Отбор лучших из худших
Реальность, как всегда, вносит свои коррективы. К сожалению, современный кандидат в сотрудники охранного предприятия в массе своей далеко не соответствует высоким требованиям к охраннику-профессионалу. Социально-демографическая ситуация в стране резко изменилась. Если раньше в сотрудники ЧОП шли бывшие военные и сотрудники правоохранительных органов, имеющие великолепную "базовую" подготовку, то теперь охранниками становятся представители нового поколения. Молодые люди сейчас не развиты физически, имеют слабое здоровье и массу вредных привычек, у них нет опыта службы в армии, нет навыка дисциплины, привычки доверять старшему, умения подчиняться, нет трудовых навыков, отсутствуют правовые знания и представления. Зачастую представители этого поколения отличаются завышенной самооценкой, привычкой получать все даром в сочетании с неспособностью самостоятельно принять ответственное решение и подверженностью чужому влиянию.
Рост безработицы, как ни странно, не сыграл на руку охранным предприятиям. Казалось бы, появилось большое количество непривередливых соискателей, которые готовы работать за небольшие деньги. Но эти люди приходят в охрану по крайней необходимости, в некоторых случаях психологически "переступив через себя". Они изначально считают работу охранника для себя непрестижной (а в некоторых случаях даже зазорной) и соглашаются на нее лишь потому, что другой работы просто нет. Человек, изначально имеющий такое количество психологических проблем, связанных с будущей специальностью, не может быть замотивирован на карьерный и профессиональный рост. Его интересует возможность получить деньги, как можно скорее "отбить" средства, потраченные на получение лицензии частного охранника, "оттрубить" смену - и дальше его ничего не волнует. Сотрудник из этой среды отличается узким кругозором, неразвитыми навыками общения, низкой культурой, зачаточным правовым сознанием, зачастую он заражен элементами криминальной субкультуры. Напрочь отсутствует желание учиться, ведь считается, что охранник - это работа для людей неразвитых и недалеких.
С другой стороны, в условиях кризиса усилилось давление потребителя услуг ЧОП на рынок. Клиенты стараются найти все более и более дешевые предложения, что не может не сказываться на рентабельности бизнеса. Руководители охранных предприятий, в свою очередь, вынуждены принять меры по сокращению издержек, и очень часто под "оптимизацию" подпадают расходы на обучение, переподготовку и мотивацию персонала. Привлекательность профессии в глазах серьезных кандидатов снижается, они вынуждены менять сферу деятельности, унося с собой бесценный профессиональный опыт.
Неизбежным следствием такого положения дел является повышение текучести персонала. Более подготовленные кадры уходят, на их место заступают новички, на обучение которых вновь надо затратить определенные средства. В конце концов многие руководители приходят к выводу, что лучше снизить затраты на обучение, либо привлекая уже обученные кадры (то есть прошедшие обучение за свой счет), либо снизив требования к кандидатам.
По мнению автора, несмотря на тяжелые экономические обстоятельства, необходимо вспомнить азбучные истины и основное внимание уделить отбору, адаптации и обучению новых сотрудников. Современный инструментарий менеджера по персоналу дает богатые возможности для того, чтобы отсеять кандидатов, которым не то что пистолет - свисток доверить опасно. И здесь нельзя экономить на компьютерных методиках психологического тестирования, позволяющих в короткое время в условиях массового подбора персонала (например, при запуске нового объекта) подготовить психологический портрет соискателя. Особое внимание должно быть уделено проверке документов и рекомендаций, представленных кандидатом.
Особенности обучения
Обучение охранника должно учитывать специфику и характер служебных задач, которые он призван решать. Программа может включать в себя несколько дисциплин.
1. Правовая подготовка - будущим охранникам преподаются основы теории государства и права, а также административного, уголовного, уголовно-процессуального права. Во время правовой подготовки особое внимание уделяется тем вопросам, которые непосредственно понадобятся при осуществлении охранной деятельности, к примеру: использование оружия, пределы необходимой самообороны, вопросы задержания преступника.
2. Медицинская подготовка - охранник обязан изучить правила оказания первой медицинской помощи, причем курс должен включать в себя не только теоретические знания, но и отработку практических навыков.
3. Общефизическая подготовка - профессиональный охранник должен быть спортивно развит, подтянут, в идеале вести здоровый образ жизни. Такой сотрудник уже одним своим внешним видом внушает уважение и благотворно влияет на окружающих. Кроме того, без серьезной базовой физической подготовки нельзя представить себе успешное овладение техникой рукопашного боя.
4. Рукопашный бой и применение специальных средств - несомненно должны быть в арсенале профессионального охранника. Причем перед обучающимися не ставится задача стать "суперменами". Пусть будет изучено несколько достаточно простых приемов, направленных на обезоруживание, обездвиживание противника, но приемы эти должны быть отработаны до автоматизма. Основная задача охранника не красивые движения, а безопасность окружающих его граждан. Правильное и обоснованное использование допустимых методов воздействия на нарушителя (в том числе и с применением специальных средств) - одно из основных качеств, вырабатываемых в период подготовки.
5. Огневая подготовка - для охранника не всегда однозначно полезны навыки "спортивной" стендовой стрельбы, хотя без работы в тире, конечно, тоже не обойтись. Здесь скорее важны навыки использования оружия в условиях огневого контакта и способность грамотно оценить ситуацию и принять обоснованное решение о применении оружия.
6. Основы знаний по этике и психологии - профессиональный охранник в современной жизни не может обойтись без знаний правил поведения и законов общения, изучения основных правил поведения сотрудников охраны, приемов возможных действий в экстремальных ситуациях.
Подготовка и профессиональное развитие охранника не заканчиваются после сдачи экзаменов и получения лицензии. В ходе повседневного однообразного несения службы неизбежно происходит потеря актуальности полученных знаний. Чтобы избежать этого, необходимо, во-первых, организовать условия для самоподготовки и профессионального развития сотрудников. Должны быть разработаны и предоставлены коллективу охранного предприятия методические пособия по всему спектру необходимых знаний, а двери спортзала всегда должны быть открыты для желающих отработать приемы или просто укрепить свое здоровье с помощью занятий спортом.
Кроме этого, должна быть организована система проверки знаний и навыков персонала перед началом смены, а также в ходе выполнения поставленной задачи. Формы такой работы могут быть самыми разными - от коротких опросов до проверки действий сотрудников в различных смоделированных ситуациях. Учебная тревога - показательный и самый сложный способ проверки работы охранника. Это экзамен и, следовательно, стресс для экзаменуемого. Таким способом нельзя пользоваться для непрерывного контроля - это инструмент периодических, разовых проверок.
Будущее частных охранных предприятий глазами HR
В нашей стране профессия охранника все еще находится в процессе становления. Именно сейчас происходит окончательное формирование законодательной базы, корпоративных стандартов и правил работы, разрабатываются методики работы и обучения. Самое главное - складывается профессиональное ядро, которое и будет "задавать тон" в этом сложном и ответственном виде бизнеса.
С точки зрения менеджера по персоналу основная проблема этого бизнеса, некая "болезнь роста", связана с формированием имиджа профессии охранника как в глазах общественности, так и в сознании самих сотрудников ЧОП. К сожалению, уважение к труду, а тем более к труду людей, призванных оберегать жизнь и спокойствие граждан и их имущество, еще не стало у нас обязательным для каждого. И здесь огромное поле деятельности для всего профессионального сообщества охранных предприятий.
Цель этой работы - формирование имиджа профессии охранника как специальности, достойной настоящих мужчин, рискующих своей жизнью и здоровьем ради безопасности и спокойствия граждан и общества в целом; как трудной, но солидной работы, которая предъявляет серьезные требования к соискателям, может быть тяжелой и опасной, но почетной и уважаемой. Задача очень сложная, и решение ее займет длительное время, но она может стать тем стержнем, вокруг которого будет создан высокопрофессиональный корпус российских охранных структур.
А. А.Шахбазов
Эксперт журнала
"Отдел кадров
Коммерческой организации"
Подписано в печать
26.02.2010
Поделиться