Автор: Т. Кузнецова
Источник: ''Управление персоналом''#2, 2000
В первом номере журнала “Секретарское дело” за этот год в статье “Как составить должностную инструкцию секретаря”, раскрывая методику разработки этого важного организационного документа, указывалось на необходимость положить в основу разработки конкретной должностной инструкции квалификационные характеристики по общеотраслевым должностям служащих, хотя они и были разработаны более 10 лет назад (переутверждены в 1996 г.) и во многом устарели.
В настоящее время опубликован новый “Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих”. Он разработан Институтом труда и утвержден постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации 21 августа 1998 г. (№ 37). Справочник является нормативным документом и следует сразу подчеркнуть, что новые квалификационные характеристики рекомендованы для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм .
В справочнике в разделе “Общие положения” сделано примечание, в котором указывается, что “под “предприятием” понимаются коммерческие организации, создаваемые в форме хозяйственных товариществ и обществ, в т.ч. открытых и закрытых акционерных обществ, акционерных обществ работников (народных предприятий), производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий”1 . Такое же понимание будет вкладываться в этот термин и в данной статье.
Назначение справочника сформулировано достаточно четко: “Настоящий Квалификационный справочник должностей руководи-телей, специалистов и других служащих (технических исполнителей) призван обеспечить рациональное разделение труда, создать действен-ный механизм разграничения функций, полномочий и ответственнос-ти, четкую регламентацию трудовой деятельности работников в совре-менных условиях развития рыночных отношений”.
Как следует из введения, справочник дополнен новыми квалификационными характеристиками должностей работников, функции которых связаны с установлением и развитием рыночных экономических отношений. Это, например, должность менеджера, аудитора, аукциониста, биржевого маклера, оценщика, брокера, дилера и др.
Что касается должностных характеристик секретарского состава, то кроме ранее существовавших, появилась квалификационная характеристика секретаря руководителя и ученого секретаря.
В справочнике в отличие от предыдущего “Сборника тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым должностям служащих” есть одно очень важное изменение – в нем не указываются разряды оплаты труда по единой тарифной сетке, а в разделе “Общие положения” записано, что “ Квалификационные категории по оплате труда специалистов уста-навливаются руководителем предприятия, учреждения, организации. При этом учитываются степень самостоятельности работника при вы-полнении должностных обязанностей, его ответственность за прини-маемые решения, отношение к работе, эффективность и качество тру-да, а также профессиональные знания, опыт практической деятельно-сти, определяемый стажем работы по специальности, и др. ”
Таким образом оплата труда секретаря зависит прежде всего от его знаний, умений, качества работы, ответственности. Это существенное изменение, которое позволяет руководителю оценивать труд работника по конкретным результатам.
Квалификационные характеристики, как и предшествующие, включают три раздела: “Должностные обязанности“, “Должен знать“ и “Требования к квалификации“. Однако название и содержание третьего раздела скорректировано. В предшествующих квалификационных характеристиках этот раздел назывался — «Требования к квалификации по разрядам оплаты» и упор делался на разряд, хотя указывались и требования к образованию, и стажу работы. В новой редакции в разделе “Требования к квалификации” указываются лишь требования к образованию и стажу работы без тарифной сетки.
Но в тех случаях, когда профессия имеет категории, например, стенографистки или машинистки, требования к квалификации даются по каждой категории. Например:
Машинистка. Требования к квалификации.
Машинистка I категории: начальное профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и специальная подготовка по установленной программе, печатание со скоростью свыше 200 ударов в минуту.
Машинистка II категории: начальное профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и специальная подготовка по установленной программе, печатание со скоростью до 200 ударов в минуту.
Стенографистка. Требования к квалификации.
Стенографистка I категории: среднее (полное) общее образование и специальная подготовка по установленной программе, предусматривающей стенографирование со скоростью не менее 110 слов в минуту, без предъявления требований к стажу работы.
Стенографистка II категории: среднее (полное) общее образование и специальная подготовка по установленной программе, предусматривающей стенографирование со скоростью не менее 85-90 слов в минуту, без предъявления требований к стажу работы.
В разделе “Должностные обязанности” по-прежнему “установлены основные тру-довые функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обес-печить оптимальную специализацию служащих.
В разделе “Должен знать” содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а так-же знаний законодательных и нормативных правовых актов, положе-ний, инструкций и других руководящих материалов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей“2.
Так как функциональные обязанности секретарей и виды выполняемых ими работ устойчивы и фактически не изменились (меняется только технология работы с внедрением средств механизации и автоматизации), то эти разделы в квалификационных характеристиках секретарского состава в новом сборнике по содержанию не изменились, они претерпели лишь незначительную редакционную правку. Новой, как уже отмечалось, является квалификационная характеристика секретаря руководителя. Она рассчитана прежде всего на коммерческие организации, где секретарь один ведет организационное и информационно-документационное обслуживание всей фирмы. В требованиях к квалификации секретаря руководителя, следуя запросам рынка труда, справедливо указана необходимость высшего профессионального образования.
Рассмотрим квалификационную характеристику секретаря руководителя.
Секретарь руководителя. Должностные обязанности.
-
Осуществляет работу по организа-ционно-техническому обеспечению административно-распорядительной деятельности руководителя предприятия.
-
Принимает поступающую на рассмотрение руководителя корреспонденцию, передает ее в соответствии с принятым решением в структурные подразделения или конкретным исполнителям для использования в процессе рабо-ты либо подготовки ответов.
-
Ведет делопроизводство, выполняет различные операции с применением компьютерной техники, предназ-наченной для сбора, обработки и представления информации при подготовке и принятии решений.
-
Принимает документы и личные за-явления на подпись руководителя предприятия.
-
Подготавливает до-кументы и материалы, необходимые для работы руководителя.
-
Сле-дит за своевременным рассмотрением и представлением структур-ными подразделениями и конкретными исполнителями документов, поступивших на исполнение.
-
Проверяет правильность оформления подготовленных проектов документов, передаваемых руководителю на подпись, обеспечивает качественное их редактирование.
-
Органи-зует проведение телефонных переговоров руководителя, записыва-ет в его отсутствие полученную информацию и доводит до его сведе-ния ее содержание, передает и принимает информацию по приемно-переговорным устройствам, (телефаксу, телексу и т.п.), а также те-лефонограммы, своевременно доводит до его сведения информа-цию, полученную по каналам связи.
-
По поручению руководителя со-ставляет письма, запросы, другие документы, готовит ответы авто-рам писем.
-
Выполняет работу по подготовке заседаний и совещаний, проводимых руководителем (сбор необходимых материалов, опове-щение участников о времени и месте проведения, повестке дня, их регистрация), ведет и оформляет протоколы заседаний и совещаний.
-
Осуществляет контроль за исполнением работниками предприятия изданных приказов и распоряжений, а также за соблюдением сроков выполнения указаний и поручений руководителя предприятия, взя-тых на контроль. Ведет контрольно-регистрационную картотеку.
-
Обес-печивает рабочее место руководителя необходимыми средствами организационной техники, канцелярскими принадлежностями, созда-ет условия, способствующие его эффективной работе.
-
Печатает по указанию руководителя служебные материалы, необходимые для его работы, или вводит текущую информацию в банк данных.
-
Организует прием посетителей, содействует оперативности рассмотрения просьб и предложений работников.
-
Формирует дела в соответствии с утвер-жденной номенклатурой, обеспечивает их сохранность и в установ-ленные сроки сдает в архив.
-
Копирует документы на персональном ксероксе.
Должен знать:
-
постановления, распоряжения, приказы и другие руководящие материалы и нормативные документы, касающиеся деятельности предприятия и ведения делопроизводства;
-
структуру и руководящий состав предприятия и его подразделений;
-
организацию делопроизводства;
-
методы оформления и обработки документов;
-
архивное дело;
-
машинопись;
-
правила пользования приемно-переговорными устройствами;
-
стандарты унифицированной системы организационно-распорядительной документации;
-
правила печатания деловых писем с использованием типовых форм;
-
основы этики и эстетики;
-
правила делового общения;
-
основы организации труда и управления;
-
правила эксплуатации вычислительной техники;
-
осно-вы административного права и законодательства о труде;
-
правила внутреннего трудового распорядка;
-
правила и нормы охраны труда.
Требования к квалификации.
Высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 2 лет.”
Как видно из приведенной квалификационной характеристики к секретарю руководителя предъявляются достаточно высокие требования как к знаниям и умениям, так и к кругу выполняемых им работ. При этом предполагается свободное владение компьютерной техникой, самостоятельное составление по поручению руководителя документов, редактирование полученных проектов документов, ведение контроля за исполнением и т.д. Эти требования и круг обязанностей, включающие многие творческие виды работ, предопределяют необходимость высшего профессионального образования, но допускается и среднее профессиональное образование при наличии опыта работы.
Высшее профессиональное образование дает сегодня специальность 061300 “Документоведение и документационное обеспечение управления”, а среднее профессиональное образование – специальность 0611 “Делопроизводство и архивоведение”. Учебных заведений, готовящих по этим специальностям, особенно по среднему профессиональному образованию, сегодня достаточно много.
Квалификационные характеристики секретаря-машинистки и секретаря-стенографистки в новой редакции имеют лишь незначительные редакционно-стилистические правки. К обязанностям добавлена подготовка документов для тиражирования на множительной технике, а также копирование документов на персональном ксероксе.
Так как квалификационные характеристики секретаря-машинистки и секретаря-стенографистки аналогичны и учитывая, что в первом номере журнала “Секретарское дело” за 1999 г. уже была приведена должностная характеристика секретаря-машинистки, в новой редакции процитируем квалификационную характеристику секретаря-стенографистки. Это даст возможность сравнить не только старую и новую редакции, но и требования к этим двум категориям работников.
Секретарь-стенографистка. Должностные обязанности.
-
Выполняет технические функции по обеспечению и обслуживанию работы руководителя предприятия или его подразделений.
-
Получает необходимые руководителю сведения от подразделений или исполнителей, вызывает по его поручению работников.
-
Организует телефонные переговоры руководителя, принимает и передает телефонограммы, записывает в его отсутствие принятые сообщения и доводит до сведения руководителя их содержание.
-
Осуществляет работу по подготовке заседаний и совещаний, проводимых руководителем (сбор необходимых материалов, оповещение участников о времени, месте, повестке дня заседания или совещания, их регистрация), ведет и оформляет протоколы.
-
Обеспечивает рабочее место руководителя канцелярскими принадлежностями, средствами организационной техники, создает условия, способствующие эффективной работе руководителя.
-
Стенографирует тексты подготавливаемых руководителем приказов, распоряжений, писем и других организационно-распорядительных документов с последующей их расшифровкой и печатанием на пишущей машине или вводом информации в банк данных.
-
Передает и принимает информацию по приемно-переговорным устройствам (телекс, факс, телефакс и др.).
-
Выполняет различные операции с использованием компью-терной техники, предназначенной для сбора, обработки и представления информации при подготовке и принятии решений.
-
Осуществляет делопроизводство, принимает поступающую на имя руководителя корреспонденцию, систематизирует ее в соответствии с установленным порядком и передает после рассмотрения руководителем в подразделения или конкретным исполнителям для использо-вания в процессе их работы либо подготовки ответа.
-
Ведет контрольно-регистрационную картотеку, следит за сроками выполнения поручений руководителя, взятых на контроль.
-
Принимает документы на подпись руководителю.
-
Организует прием посетителей, содействует оперативности рассмотрения просьб и предложений работников.
-
Формирует дела в соответствии с утвержденной номенклатурой, обеспечивает их сохранность и в установленные сроки сдает в архив.
-
Подготавливает документы для тиражирования на множительной технике, а также копирует документы на персональном ксероксе.
Должен знать:
– положения, инструкции, другие руководящие материалы и нормативные документы по ведению делопроизводства;
– структуру и руководящий состав предприятия и его подразделений;
– стенографию;
– машинопись;
– правила орфографии и пунктуации;
– порядок расположения материала при печатании различных документов;
– правила печатания деловых писем с использованием типовых форм;
– правила эксплуатации пишущих машин, диктофонов, магнитофонов и других используемых технических средств;
– правила пользования приемно-переговорными устройствами;
– стандарты унифицированной системы организационно-распорядительной документации;
– основы организации труда;
– основы законодательства о труде;
– правила внутреннего трудового распорядка;
– правила и нормы охраны труда.
На наш взгляд, не все учтено и исправлено в новых Квалификационных характеристиках. К сожалению, в старой редакции осталась квалификационная характеристика заведующего канцелярией. Учитывая значимость информационно-документационного обеспечения в работе управленческого аппарата, внедрение в сферу управления компьютерных технологий, руководитель канцелярии обязательно должен иметь высшее профессиональное образование. В его должностные обязанности входит не только организационное, но и методическое руководство делопроизводством организации, разработка таких сложных документов, как инструкция по делопроизводству, должностные инструкции и многое другое. Работник, имеющий “начальное профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет”, как это записано в квалификационной характеристике, с такой работой грамотно не справится.
По нашему мнению, исходя из должностных обязанностей и учитывая расширение круга высших и средних профессиональных учебных заведений, более высокие требования к квалификации должны предъявляться ко всем категориям секретарей.
Каждая квалификационная характеристика является нормативным документом, регламентирующим содержание выполняемых функций работников, способствующим обеспечению оптимальной технологии трудовой деятельности, рационального разделения труда, высокой организованности, дисциплины и порядка на каждом рабочем месте, а также совершенствованию системы управления персоналом. В качестве нормативной базы квалификационные характеристики должностей служащих предназначены для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных форм собственности, организационно-правовых форм и отраслей экономики независимо от их ведомственной подчиненности. На основе квалификационных характеристик разрабатываются должностные инструкции для конкретных работников.
Как указано во введении к новому Квалификационному справочнику, применение Квалификационного справочника в современных организационно-технических условиях будет способствовать дальнейшему совершенствованию организации труда всех категорий служащих.
Поделиться