Модель McKinsey 7S / Маккинси 7С

Как именно вы собираетесь анализировать, насколько хорошо ваша компания позиционируется для достижения намеченной цели?

Этот вопрос задавался в течение ряда лет, и на него существует много разных ответов. В одних подходах к его решению рассматриваются внутренние факторы, в других – внешние. Одни сводят эти подходы в одно целое, другие ищут точки соприкосновения между различными аспектами работы изучаемой компании. В конце концов, проблема сводится к конкретизации факторов для изучения и, если понадобится, их изменению.

С развитием бизнеса некоторые модели организационной эффективности появлялись и уходили из практики, а те, которые выдержали испытание временем, как раз и послужили основой для создания организационной модели McKinsey 7-S /  Маккинси 7С. Она была создана довольно давно, в 1980-х годах, Томом Питерсом и Робертом Х. Уотерманом (Tom Peters, Robert Waterman), двумя бизнес-консультантами консалтинговой компании McKinsey & Company. Базовая её предпосылка утверждает, что имеется семь внутренних организационных элементов, которые должны быть согласованы между собой, при условии, если окажутся полезными.

Модель 7-S может применяться в самых разных ситуациях. Например, чтобы помочь:

  • Повысить производительность компании.
  • Изучить возможные последствия предстоящих изменений внутри компании.
  • Координировать компании в процессах слияния или поглощения.
  • Определить, как наилучшим образом реализовать выбранную компанией стратегию.

Элементы, входящие в организационную модель 7S

Модель, изображенная на слайде №1, отражает обоюдную зависимость организационных элементов. Хорошо видно, как изменение одного из элементов влияет на все остальные элементы. Рассмотрим содержание элементы модели:

  1. Стратегия ‒ план, выработанный для создания и управления конкурентоспособностью компании.
  2. Структура ‒ организационное структурирование компании и координация отчётности.
  3. Система управления ‒ текущие управленческие процедуры и практики, с помощью которых персонал достигает конечного результата.
  4. Система ценностей (в период начальной разработки модели McKinsey 7-S они назвались «приоритетными целями») ‒ это основные ценности компании, подкрепляемые корпоративной культурой и общей этикой работы.
  5. Стиль взаимоотношений ‒ манера поведения руководящего состава организации, преобладающий стиль управления.
  6. Сотрудники ‒ человеческие ресурсы организации: демографические, образовательные и оценочные характеристики.
  7. Сумма навыков ‒ умения и компетенции сотрудников, работающих в компании.

Модель McKinsey 7-S состоит из семи взаимосвязанных секторов, классифицируемых авторами как «жесткие» и «мягкие» элементы.

«Жесткие», стабильные элементы легче выявить или идентифицировать. На них прямым образом влияет менеджмент посредством положений о стратегии, организационных схем и финансовой отчетности. Включая рутинные процедуры и ИТ-системы. Жесткие элементы:

  • Стратегия
  • Структура компании
  • Система управления

«Мягкие», изменчивые элементы описать сложнее в силу их изменчивости. Они не броски и сильнее подвержены влиянию корпоративной культуры. Мягкие элементы:

  • Система ценностей
  • Сумма навыков
  • Сотрудники
  • Стиль взаимоотношений

Каким образом пользоваться моделью

Теперь вы знаете, что включает в себя организационная модель 7-S. Как же её можно применять на практике? Наиболее распространенный способ применения McKinsey 7S – это проанализировать, где вы находитесь сейчас, и посмотреть, чем это отличается от того, где вы хотели бы быть.

Важно отметить, что модель основана на теории, согласно которой вышеперечисленные семь элементов обязательно дорабатываются для взаимного усиления. Только тогда организация будет функционировать успешно.

Маккинси 7С: пример вопросов

Предлагаем ряд примерных вопросов, в которые вам нужно вникнуть, чтобы ситуация в компании стала яснее с позиций 7-S модели. Используйте их вначале для для анализа вашей текущей ситуации (точка A), а затем повторите процедуру желаемой ситуации (точка Б).

Стратегия:

  • Какова стратегия компании?
  • Как вы намерены достичь поставленных целей?
  • Как противостоите давлению конкурентов?
  • Как фиксируются изменения в запросах и ожиданиях клиентов?
  • Каким образом корректируется стратегия с экологическими требованиями со стороны государства и общества?

Структура организации (компании, команды):

  • Какие должности есть в компании?
  • Какова иерархия?
  • Структура подчинения иерархическая или матричная?
  • Как отделы координируют свою деятельность между собой?
  • Принятие решений и организация контроля проводятся централизованно или децентрализованно? Соответствуют ли они деятельности компании?
  • Какие есть коммуникационные каналы? Официальные и скрытые?

Система управления компании:

  • Каково состояние базовых управленческих систем компании? Проанализируйте финансовые и кадровые системы, а также состояние коммуникаций и хранения документов.
  • Какие внутренние положения и процессы используются компанией для отслеживания результативности?

Система ценностей:

  • Какими основополагающими ценностями пользуется компания?
  • Каковы главные ценности, на которых она была основана?
  • Насколько влиятельны эти ценности?
  • Чем характеризуется корпоративная культура? Как она проявляется?

Стиль управления:

  • Какой стиль управления принят в компании?
  • Насколько эффективно такое управление?
  • Существуют ли в организации настоящие команды, или они являются только формальными группами?

Сотрудники:

  • Какие должности или специальности имеются в штате компании?
  • Какие вакантные должности необходимо заполнить?
  • Имеются ли пробелы в необходимых профессиональных качествах?

Сумма навыков:

  • Какой самый высокий уровень профессионального мастерства представлен в компании?
  • Имеются ли пробелы с уровнем мастерства?
  • Какая команда отличается своей добросовестностью в работе?
  • Как отслеживается и оценивается профессиональное мастерство?

Матричные вопросы 7-S

Используя собранную вами информацию, изучите, в каких организационных элементах имеются проблемы пробелы и какие элементы не согласованы между собой.

  1. Анализ начинается с общих ценностей: согласуются ли они со структурой, стратегией и системами управления компании? Если нет, что нужно изменить?
  2. Затем изучите «жесткие» элементы. Насколько каждый из них согласуется с другими? Определите, где именно следует внести изменения.
  3. Далее, определитесь с «мягкими» элементами. Согласуются ли они с предлагаемыми «жесткими»? Поддерживают ли вообще друг друга? Если нет, то, что конкретно нужно изменить?
  4. При настройке и доработке организационных элементов вам потребуется использовать итеративный (повторяющийся и требующий много времени) процесс внесения корректировок, а затем повторно проанализировать, как это влияет на другие элементы и их доработку. Конечный результат для компании будет стоить приложенных усилий.

trainingtechnology.ru

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1