Методика выявления степени интеграции
«СПСК» — социально-психологическая самооценка коллектива (методика О. Немова)
Инструкция. Ознакомившись со списком суждений, оцените, какое количество ваших коллег проявляет отношения и формы поведения, зафиксированные в содержании этих суждений.
Варианты ответов:
«все» — 6 баллов;
«почти все» — 5 баллов;
«большинство» — 4 балла;
«половина» — 3 балла;
«меньшинство» — 2 балла;
«почти никто» — 1 балл;
«никто» — 0 баллов.
Выбранные оценки записывайте в опросном листе напротив порядкового номера соответствующих суждений.
Опросный лист
№ |
Суждения |
Оценка |
1 |
Свои слова подтверждают делом | |
2 |
Осуждают проявления индивидуализма | |
3 |
Имеют сходные убеждения | |
4 |
Радуются успехам друг друга | |
5 |
Оказывают помощь новичкам и членам других подразделений | |
6 |
Умело взаимодействуют друг с другом | |
7 |
Знают задачи, стоящие перед коллективом | |
8 |
Требовательны друг к другу | |
9 |
Все вопросы решают сообща | |
10 |
Едины в оценках проблем, стоящих перед коллективом | |
11 |
Доверяют друг другу | |
12 |
Делятся опытом работы с новичками и членами других подразделений | |
13 |
Бесконфликтно распределяют обязанности между собой | |
14 |
Знают итоги работы коллектива | |
15 |
Никогда и ни в чем не ошибаются | |
16 |
Объективно оценивают свои успехи и неудачи | |
17 |
Личные интересы подчиняют интересам коллектива | |
18 |
Одному и тому же посвящают свой досуг | |
19 |
Защищают друг друга | |
20 |
Учитывают интересы новичков и представителей других подразделений | |
21 |
Взаимно дополняют друг друга в работе | |
22 |
Знают положительные и отрицательные стороны работы коллектива | |
23 |
Работают над решением задач и проблем с полной отдачей | |
24 |
Не остаются равнодушными, если задеты интересы коллектива | |
25 |
Одинаково оценивают правильность распределения обязанностей | |
26 |
Помогают друг другу | |
27 |
К новичкам, старым членам коллектива и представителям других подразделений предъявляют одинаково справедливые требования | |
28 |
Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе | |
29 |
Знают правила поведения в коллективе | |
30 |
Никогда и ни в чем не сомневаются | |
31 |
Не бросают начатое дело на полпути | |
32 |
Отстаивают принятые в коллективе нормы поведения | |
33 |
Одинаково оценивают интересы коллектива | |
34 |
Искренне огорчаются при неудачах коллег | |
35 |
Одинаково объективно оценивают работу старых, новых членов коллектива и представителей других подразделений | |
36 |
Быстро разрешают конфликты и противоречия, возникающие в процессе взаимодействия друг с другом при решении коллективных задач | |
37 |
Хорошо знают свои обязанности | |
38 |
Сознательно подчиняются дисциплине | |
39 |
Верят в свой коллектив | |
40 |
Одинаково оценивают неудачи коллектива | |
41 |
Тактично ведут себя в отношении друг друга | |
42 |
Не подчеркивают своих преимуществ перед новичками и представителями других подразделений | |
43 |
Быстро находят между собой общий язык | |
44 |
Хорошо знают приемы и методы совместной работы | |
45 |
Всегда и во всем правы | |
46 |
Общественные интересы ставят выше личных | |
47 |
Поддерживают полезные для коллектива начинания | |
48 |
Имеют одинаковые представления о нормах нравственности | |
49 |
Доброжелательно относятся друг к другу | |
50 |
Тактично ведут себя по отношению к новичкам и членам других подразделений | |
51 |
Берут на себя руководство коллективом, если потребуется | |
52 |
Хорошо знают работу товарищей по коллективу | |
53 |
По-хозяйски относятся к имуществу фирмы | |
54 |
Поддерживают сложившиеся в коллективе традиции | |
55 |
Дают одинаковые оценки социально значимым качествам личности | |
56 |
Уважают друг друга | |
57 |
Тесно сотрудничают с новичками и членами других коллективов | |
58 |
Принимают на себя обязанности других членов коллектива при необходимости | |
59 |
Знают черты характера друг друга | |
60 |
Все умеют делать | |
61 |
Ответственно выполняют любую работу | |
62 |
Оказывают активное сопротивление силам, разобщающим коллектив | |
63 |
Одинаково оценивают правильность распределения поощрений | |
64 |
Поддерживают друг друга в трудные минуты | |
65 |
Радуются успехам новичков и представителей других подразделений | |
66 |
Действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях | |
67 |
Хорошо знают привычки и склонности друг друга | |
68 |
Активно участвуют в общественной работе | |
69 |
Постоянно заботятся об успехах коллектива | |
70 |
Одинаково оценивают справедливость наказаний | |
71 |
Взаимно относятся друг к другу | |
72 |
Искренне сопереживают неудачам новичков и членов других подразделений | |
73 |
Быстро находят вариант распределения обязанностей, который устраивает всех | |
74 |
Хорошо знают, как обстоят дела друг у друга |
Обработка результатов. Подсчитайте сумму баллов по каждой из приведенных ниже групп для каждого сотрудника подразделения. После этого найдите интенсивность развития каждого из показателей в подразделении по формуле: сумма полученных баллов по определенной шкале всех сотрудников подразделения, принявших участие в опросе, делится на количество принявших участие в опросе.
Шкала достоверности — вопросы 16; 31; 46; 61. Чем больше положительных ответов дал сотрудник по этой шкале, тем менее правдиво он отвечал на вопросы методики.
№ |
Показатель |
Вопросы |
1 |
Стремление к сохранению целостности группы | 2; 9; 17; 24; 32; 39; 47; 54; 62; 69 |
2 |
Сплоченность (единство отношений) | 3; 10; 18; 25; 33; 40; 48; 55; 63; 70 |
3 |
Контактность (личные взаимоотношения) | 4; 11; 19; 26; 34; 41; 49; 56; 64; 71 |
4 |
Открытость | 4; 12; 20; 27; 35; 42; 49; 57; 65; 72 |
5 |
Организованность | 4; 13; 21; 28; 36; 43; 51; 58; 66; 73 |
6 |
Информированность | 4; 14; 22; 29; 37; 44; 52; 59; 67; 74 |
7 |
Ответственность | 4; 8; 16; 23; 31; 38; 46; 53; 61; 68 |
Поделиться
Шкала достоверности указана неверно! Вопросы 15,30,45,60,75 являются проверкой шкалы достовер
Если ответы испытуемых на все контрольные вопросы, по
ставленные в бланке под номерами 15, 30, 45, 60 и 75 оказались
стандартными, т.е. равными 0 баллов. В самом деле, именно та
кую оценку по всем этим вопросам должен проставить внима
тельный и добросовестно выполняющий свое дело испытуемый,
так как на самом деле нет ни одного человека, кто бы «никогда и
ни в чем не ошибался» (15-й вопрос), «никогда и ни в чем не со
мневался» (30-й вопрос), «всегда и во всем был прав» (45-й воп
рос), «умел делать все на свете» (60-й вопрос) и «на любой воп
рос мог дать правильный ответ» (75-й вопрос).