Исследование, проведенное В.Е. Каганом, изучает формирование гендерных представлений у детей в возрасте от 3 до 7 лет, опираясь на гипотезу о том, что гендерное развитие не является суммой имитационных и информационных процессов, а представляет собой единый целостный процесс, основанный на эмоционально-когнитивном согласовании различных аспектов.
Методика:
В исследовании участвовали две группы детей (60 и 68 детей в возрасте 3-7 лет), посещающих детский сад. Одна группа была из обычного детского сада, другая — из более благополучного (престижный район, экспериментальный детский сад, с отбором воспитателей и наличием психологической работы). Обследование проводилось индивидуально, включало полустандартизированное интервью (вопросы о половой принадлежности, будущих ролях, возможности изменения пола) и упрощенный вариант цветового теста отношений (ЦТО), где дети выбирали цвета, описывающие их эмоциональное восприятие себя, мальчиков и девочек.
Результаты:
- Когнитивные аспекты: Дети в возрасте от 4 лет правильно идентифицируют свою гендерную принадлежность и будущие роли. Мальчики реже девочек допускают возможность и предпочитают быть в противоположных родительских ролях. В своих объяснениях мальчики и девочки демонстрируют когнитивное предпочтение маскулинных ролей: мальчики и мужчины сильнее, смелее, находчивее, командуют в игре и семье. Однако, с возрастом наблюдается рост полового субъективизма: мальчики чаще говорят о защите девочек, а девочки о хулиганстве и мужиковатости мальчиков.
- Эмоциональные аспекты: Девочки уже в 4 года демонстрируют эмоциональную дифференциацию понятий мальчик и девочка, в то время как у мальчиков эта дифференциация появляется только в 6 лет. В целом, эмоциональное восприятие девочек позитивнее, чем мальчиков. У девочек эмоциональное феминное самовосприятие наблюдается уже в 4 года и достигает пика в 7 лет, тогда как у мальчиков маскулинное самовосприятие появляется в 5 лет, затем в 6 лет становится более достоверным, но снижается в 7 лет.
Обсуждение и заключение:
Результаты исследования подтверждают гипотезу об эмоционально-когнитивном диссонансе как механизме гендерного формирования. В современной культуре наблюдается маскулинная когнитивная ориентация, сочетающаяся с эмоциональным предпочтением женского пола.
- У девочек когнитивная ориентация на мужской пол уравновешивается эмоциональной ориентацией на женский пол, которая с возрастом становится всё более значимой и проявляется в когнитивных отношениях.
- У мальчиков когнитивная ориентация на мужской пол в 4 года сочетается с отсутствием эмоциональной дифференциации пола. Появление эмоциональной негативизации образа Я в 5 лет и дифференциации в 6 лет может быть связано с негативным отношением к маскулинному поведению мальчиков. Возраст 4-6 лет является потенциально кризисным периодом гендерной идентификации у мальчиков.
В формировании эмоционально-когнитивного диссонанса участвуют как филогенетические половые различия (предметно-инструментальный мужской и эмоционально-экспрессивный женский стили жизнедеятельности), так и неблагополучие гендерной культуры и воспитания в России.
Основные выводы:
- Гендерное развитие - это комплексный процесс, включающий как когнитивные, так и эмоциональные аспекты.
- Существует эмоционально-когнитивный диссонанс между когнитивной ориентацией на маскулинность и эмоциональным предпочтением женского пола.
- Пути разрешения этого диссонанса у мальчиков и девочек различны.
- Неблагополучие гендерной культуры и воспитания оказывает существенное влияние на формирование гендерных установок у детей.
Данное исследование актуально для понимания гендерного развития и создания более благоприятной гендерной среды для детей.
Поделиться