Тест для диагностики психолого-педагогической характеристики команды

Когда понадобится: для оценки набора качеств, характеризующих наиболее существенные свойства команды, коллектива.

ТЕСТ
 

Ф. И. О. оцениваемого ______________________________________
Возраст (полных лет)

______________________________________

Должность

______________________________________

Подразделение

______________________________________

Дата заполнения

______________________________________

 

Инструкция

Карта-схема, состоящая из опросных листов, представляет собой пятибалльную шкалу, вмонтированную в набор качеств, характеризующих наиболее существенные свойства команды.

Оценка уровня развития отдельных групповых качеств идет по пятибалльной системе:

5 – ставится тогда, когда качество очень сильно и постоянно проявляется;

4 – проявляется постоянно, но не так сильно;

3 – не очень проявляется;

2 – проявляется противоположное отрицательное качество;

1 – сильно проявляется противоположное отрицательное качество.

Например:

Команда стремится общаться и 
сотрудничать с другими командами
5 4 3 2 1 У команды наблюдается стремление 
обособиться, изолироваться от других 
команд
             

5 ставится, когда стремление общаться с другими командами очень ярко выражено, 4 – когда не очень выражено, 3 – слабо выражено, 2 – больше выражено стремление обособиться, чем общаться, 1 – стремление обособиться выражено ярко.

Поскольку качества команды даются в карте-схеме в большинстве случаев по принципу противоположности, необходимо одновременно учитывать и негативные, и позитивные. Чтобы оценить какое-либо качество, необходимо прочитать слева его положительную оценку, а справа – 
отрицательную. И лишь затем крестиком обозначить оценку против соответствующего балла и вписать напротив каждого суждения фамилии тех сотрудников, которые заметно влияют на данное свойство коллектива.

Тестовое задание

Направление активности

1 Команда активна, полна 
творческой энергии
5 4 3 2 1 Команда инертна, пассивна
2 Команда выше всего ставит 
положительные духовные запросы 
(искусство, литература, учеба, 
совершенствование в профессии)
5 4 3 2 1 Команда выше всего ставит 
примитивные материальные блага, 
деньги, развлечения и т. д.
3 В своих делах команда ставит 
перед собой общественно 
полезные цели
5 4 3 2 1 Команду отличают общественно 
вредные, асоциальные цели
4 Команду объединяет одна общая 
цель деятельности, а не просто 
сходные цели каждого члена 
команды в отдельности
5 4 3 2 1 В группе соединились люди, у 
которых лишь сходные 
совпадающие цели, но эта цели 
не стали общегрупповыми
5 В группе более всего уважают 
коллективистов, делающих все 
ради других
5 4 3 2 1 Популярные члены команды – 
эгоисты, работающие лишь для 
себя
6 Члены команды стремятся 
постоянно общаться друг с другом
5 4 3 2 1 У членов команды нет стремления 
постоянно общаться друг с другом
7 Команда стремится общаться и 
сотрудничать с другими членами
5 4 3 2 1 У команды наблюдается 
стремление обособиться, 
изолироваться от других команд
8 Команду отличают устойчивые 
интересы
5 4 3 2 1 Команду отличает быстрая смена 
интересов
9 Команда постоянно осуществляет 
свои интересы на деле
5 4 3 2 1 Команда пассивна. Интересуясь 
чем-то, не стремится это 
осуществить на деле
10 Актив, ядро команды ведет ее на 
общественно полезные дела
5 4 3 2 1 Актив ведет команду на 
антиобщественные дела
11 В группе справедливо относятся ко 
всем членам команды, стремятся 
поддержать слабых в общей 
деятельности, каждый испытывает 
чувство защищенности
5 4 3 2 1 Команда заметно разделяется на 
«привилегированных» и 
«пренебрегаемых», в ней 
пренебрежительно относятся к 
слабым

 

Организованность

1 В группе разумно, 
доброжелательно решаются 
вопросы взаимопомощи
5 4 3 2 1 При решении групповой 
задачи необходимость 
взаимоподчинения вызывает 
противодействие и даже 
конфликты
2 Команда может самостоятельно 
выбрать себе организаторов по 
различным видам деятельности
5 4 3 2 1 Команда не может 
самостоятельно без помощи 
старших решить вопрос 
о выборе организаторов или 
проводит выборы несерьезно, 
по принципу «кого-нибудь, 
только не меня»
3 Члены команды взаимодействуют в 
том направлении, которое приносит 
успех всей группе в целом
5 4 3 2 1 Большинство членов команды 
ориентируются на себя и делают 
то, что им удобно и выгодно
4 Трудные условия, ситуация 
опасности, неожиданные сильные 
воздействия еще более сплачивают 
команду
5 4 3 2 1 В этих условиях происходит 
рассогласование команды вплоть 
до ее полного распада
5 Неудача в достижении групповой 
цели приводит к еще большему 
единству и сплочению команды
5 4 3 2 1 Неудача в достижении групповой 
цели расслабляет команду 
вплоть до ее полного отказа от 
реализации данной цели
6 Команда постоянно и устойчиво 
поддерживает связь и 
осуществляет взаимодействие 
с другими командами
5 4 3 2 1 Команда стремится 
изолироваться от других групп, 
противодействует контактам 
с ними
7 Команда доброжелательно, 
участливо относится к новым 
членам, старается помочь 
освоиться и «прижиться», 
влиться в свою среду
5 4 3 2 1 Команда враждебно относится к 
новым членам, противодействует 
их вхождению в новую для них 
среду
8 Команда легко, свободно, быстро, с 
высокой результативностью 
согласует свои действия
5 4 3 2 1 Команда способна к 
согласованию своих действий
9 Команда представляет устойчивое 
единое целое. Имеющиеся в 
группе отдельные группировки 
(например, по симпатиям) активно
взаимодействуют друг с другом, 
поддерживая обшегрупповое единство
5 4 3 2 1 Команда не представляет 
единого целого, распадается 
на ряд отдельных группировок, 
которые враждуют друг с другом
10 Члены команды активно стремятся 
сохранить команду как единое 
целое. Команда настойчиво 
противодействует попыткам 
расформирования
5 4 3 2 1 К сохранению команды ее члены 
относятся безразлично. Команда 
легко поддается 
расформированию или 
даже способствует ему
11 Команда имеет хороших, 
способных организаторов, 
являющихся ее авторитетными 
и полномочными представителями
5 4 3 2 1 Команда не имеет хороших, 
способных организаторов

 

Интеллектуальная коммуникативность

1 Команда имеет четкое единое 
суждение о возможностях ее 
действительных организаторов
5 4 3 2 1 Команда не имеет единого 
мнения о возможностях своих 
организаторов. Мнение команды 
о ее организаторах противоречиво
2 Все члены команды 
прислушиваются к мнению 
своих товарищей и приходят к 
единодушному суждению
5 4 3 2 1 Члены команды не 
прислушиваются к мнению 
своих товарищей, точки зрения 
очень противоречивы
3 Члены команды хорошо и 
постоянно осведомлены обо всем, 
что касается команды: о ее 
задачах, внутригрупповых 
отношениях, ее месте среди 
других групп, результатах 
ее деятельности и т. д.
5 4 3 2 1 В группе не знают о ее задачах, 
внутригрупповых отношениях, ее 
месте среди других групп, 
результатах ее деятельности и т. д.
4 Команда легко находит общий язык, 
взаимопонимание при решении 
групповых задач
5 4 3 2 1 В группе нет взаимопонимания 
при решении общих задач
5 При обсуждении актуальных 
вопросов, касающихся команды 
и поведения отдельных ее членов,
команда активно 
добивается единого мнения и 
находит единодушное решение
5 4 3 2 1 Команда не способна прийти к 
единому мнению при 
обсуждении вопросов, 
касающихся как команды 
в целом, так и отдельных 
ее членов
6 В изменяющихся жизненных 
ситуациях команда быстро 
оценивает перемены, создает 
новое общественное мнение
5 4 3 2 1 Команда не способна оценивать 
изменившуюся обстановку, 
слепо следует привычкам, 
сложившимся суждениям
7 При оценке воспринимаемых фактов 
и событий окружающей жизни в 
группе существует устойчивое 
единство суждений
5 4 3 2 1 Для команды характерны 
противоположные суждения и 
оценки воспринимаемых фактов, 
событий
8 Команда имеет единое и четкое 
мнение о своих возможностях, 
достоинствах и недостатках
5 4 3 2 1 В команде имеют место явно 
противоречивые мнения о своих 
возможностях и недостатках
9 Команда верно, единодушно 
оценивает свое место среди 
других групп
5 4 3 2 1 Команда неверно и 
противоречиво оценивает 
свое место среди других 
групп
10 Критические замечания со стороны 
членов команды принимаются 
доброжелательно и способствуют 
созданию единого группового мнения
5 4 3 2 1 Критические замечания со 
стороны одних членов команды 
принимаются другими ее 
членами враждебно и 
способствуют разъединению 
группового мнения
11 Критические замечания извне 
команды принимаются 
доброжелательно, самокритично 
и формируют стремление к 
осмысливанию и исправлению 
недостатков
5 4 3 2 1 Критические замечания извне 
принимаются группой враждебно 
и вызывают стремление к 
отпору, настаиванию на 
недостатках, групповому 
упрямству

 

Психологический климат

1 Преобладание мажорного, 
приподнятого, доброго общего тона 
в группе
5 4 3 2 1 Преобладание подавленного 
настроения, пессимистического 
настроя в группе
2 Доброжелательность во 
взаимоотношениях членов команды, 
взаимное притяжение друг к другу, 
симпатия
5 4 3 2 1 Конфликтность в отношениях, 
отталкивание, антипатия
3 Стремление к совместности 
переживаний события, жизненных 
явлений, произведений искусства
5 4 3 2 1 Тенденция к замкнутости членов 
команды друг от друга, отказ 
или уклонение от группового 
характера переживаний
4 Успехи или неудачи команды в 
целом переживаются ярко всеми 
членами команды
5 4 3 2 1 Успехи или неудачи команды 
оставляют членов команды 
равнодушными
5 Успехи или неудачи товарищей 
вызывают переживание, искреннее 
участие других членов команды. 
Здесь имеют место одобрение, 
поддержка, а упреки и критика 
делаются с доброжелательных 
позиций
5 4 3 2 1 В этих условиях в группе 
проявляются зависть, 
злорадство, а упреки и критика 
исходят из желания унизить, 
оскорбить
6 В сложных ситуациях происходит 
эмоциональное единение, общий 
мобилизационный настрой
5 4 3 2 1 В этих условиях команда 
теряется, «раскисает», 
наблюдается растерянность, 
ссоры, взаимные 
обвинения и т. д.
7 Отрицательная оценка команды со 
стороны более широких общностей 
или их органов вызывает 
групповое сопереживание, 
выражающее единение 
команды и способствующее ему
5 4 3 2 1 В данных обстоятельствах у 
части команды имеют место 
переживания, выражающие 
разобщение команды или 
способствующие этому
8 В отношениях между 
эмоциональными объединениями 
(группировки по симпатиям) 
существует взаимное расположение 
и доброжелательность
5 4 3 2 1 Группировки конфликтуют 
между собой, враждебно 
относятся друг к другу
9 Групповые эмоциональные взрывы в 
сложных жизненных ситуациях 
(например, общее негодование, 
возмущение) регулируются группой 
и не меняют качественно 
содержание ее поведения
5 4 3 2 1 Групповые эмоциональные 
состояния взрывного характера 
выходят из-под контроля 
команды, протекают стихийно и 
определяют содержание 
группового поведения
10 Членам команды нравится бывать 
вместе, им хочется чаще 
находиться в группе, участвовать 
в совместной деятельности
5 4 3 2 1 Члены команды не стремятся 
бывать вместе, проявляют 
безразличие к общению, 
выражают отрицательное 
эмоциональное отношение к 
совместной деятельности
11 Команда способна сдерживать 
проявление своих чувств, когда 
этого требуют интересы дела
5 4 3 2 1 Команда не в состоянии 
сдерживать эмоциональные 
порывы в необходимых ситуациях

Спасибо!

Ключ к тесту диагностики психолого-педагогической характеристики команды

Описание

Тест диагностики психолого-педагогической характеристики команды позволяет оценить уровни развития следующих групповых качеств:

  • направленность;
  • организованность;
  • интеллектуальная коммуникативность;
  • психологический климат;
  • эмоциональное единство.

Ключ к тесту

Подсчитайте количество баллов по всем группам качеств. Найдите общий балл. Оцените его по шкале измерения уровня развития коллектива.

Уровни развития коллектива Сумма баллов по всем качествам
Высокое развитие 180–220
Хорошее развитие 140–179
Среднее развитие 100–139
Недостаточное развитие 60–99

 

Далее сделайте анализ ответов сотрудников, выявите, какие из качеств команды развиты и насколько.

Уровни развития качеств Сумма баллов по качеству
Высокое развитие 45–55
Хорошее развитие 35–44
Среднее развитие 25–34
Недостаточное развитие 18–24

 

Интерпретация результата

Интегративность группы ведет к согласованности поведения и деятельности членов команды. Коллектив – это система интегративных и дифференциальных признаков. Отличие коллектива от диффузной группы состоит в качественном своеобразии межличностных отношений и взаимодействия, а также в уровне развития таких общих характеристик, как направленность, организованность, интеллектуальная коммуникативность, психологический климат, которые и образуют структуру коллектива.

Направленность – это содержание тех целей, интересов и моральных ценностей команды, вокруг которых объединяется большинство ее членов. К направленности относится также готовность команды оказывать помощь другим командам и вступать в сотрудничество с ними, готовность поступиться своими интересами ради интересов всей организации (в противном случае команде присущ групповой эгоизм).

Организованность – способность команды к самоуправляемости, умение самостоятельно создавать организацию в трудных или непредвиденных ситуациях, согласованно выдвигать лидеров-организаторов, умение подчиняться требованиям своих лидеров. Способных лидеров хватает для организации любого дела.

Согласованность мнений и действий, готовность каждого сотрудника взять на себя инициативу и повышенную ответственность.

Правильная ориентировка каждого сотрудника в жизнедеятельности команды, что значит «ощущать, в каком месте коллектива ты находишься и какие твои обязанности по отношению к поведению из этого вытекают».

Интеллектуальная коммуникативность – это способность команды быстро и легко находить общий язык, приходить к общему мнению, устанавливать сходство суждений. Сотрудники довольны своей способностью понимать друг друга с полуслова. Взаимопонимание доставляет им радость и чувство комфорта. Команда активизирует своих членов, когда ищет общее решение. К мнению каждого внимательно прислушиваются, добиваясь общего языка и побуждая друг друга к активному обсуждению различных точек зрения.

Психологический климат – преобладание того или иного психологического настроя: мажорный, приподнятый, пессимистический, подавленный; степень психологической защищенности каждого сотрудника: доброжелательность во взаимоотношениях, поддержка в трудной ситуации или напряженность во взаимоотношениях, упреки, попытки унизить достоинство личности, равнодушие.

Эмоциональное единство – успехи или неудачи ярко переживаются всем коллективом. Разобщенность – сотрудники не стремятся быть вместе, проявляют безразличие к общению.

Кроме того, дополнительно необходимо оценить подготовленность команды: уровень знаний, навыков, умений в том или ином виде совместной групповой деятельности.

Рубрика: 
Ключевые слова: