ТЕСТ
Ф. И. О. оцениваемого | ______________________________________ |
Возраст (полных лет) |
______________________________________ |
Должность |
______________________________________ |
Подразделение |
______________________________________ |
Дата заполнения |
______________________________________ |
Инструкция
Карта-схема, состоящая из опросных листов, представляет собой пятибалльную шкалу, вмонтированную в набор качеств, характеризующих наиболее существенные свойства команды.
Оценка уровня развития отдельных групповых качеств идет по пятибалльной системе:
5 – ставится тогда, когда качество очень сильно и постоянно проявляется;
4 – проявляется постоянно, но не так сильно;
3 – не очень проявляется;
2 – проявляется противоположное отрицательное качество;
1 – сильно проявляется противоположное отрицательное качество.
Например:
Команда стремится общаться и сотрудничать с другими командами |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | У команды наблюдается стремление обособиться, изолироваться от других команд |
5 ставится, когда стремление общаться с другими командами очень ярко выражено, 4 – когда не очень выражено, 3 – слабо выражено, 2 – больше выражено стремление обособиться, чем общаться, 1 – стремление обособиться выражено ярко.
Поскольку качества команды даются в карте-схеме в большинстве случаев по принципу противоположности, необходимо одновременно учитывать и негативные, и позитивные. Чтобы оценить какое-либо качество, необходимо прочитать слева его положительную оценку, а справа –
отрицательную. И лишь затем крестиком обозначить оценку против соответствующего балла и вписать напротив каждого суждения фамилии тех сотрудников, которые заметно влияют на данное свойство коллектива.
Тестовое задание
Направление активности
1 | Команда активна, полна творческой энергии |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Команда инертна, пассивна |
2 | Команда выше всего ставит положительные духовные запросы (искусство, литература, учеба, совершенствование в профессии) |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Команда выше всего ставит примитивные материальные блага, деньги, развлечения и т. д. |
3 | В своих делах команда ставит перед собой общественно полезные цели |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Команду отличают общественно вредные, асоциальные цели |
4 | Команду объединяет одна общая цель деятельности, а не просто сходные цели каждого члена команды в отдельности |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | В группе соединились люди, у которых лишь сходные совпадающие цели, но эта цели не стали общегрупповыми |
5 | В группе более всего уважают коллективистов, делающих все ради других |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Популярные члены команды – эгоисты, работающие лишь для себя |
6 | Члены команды стремятся постоянно общаться друг с другом |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | У членов команды нет стремления постоянно общаться друг с другом |
7 | Команда стремится общаться и сотрудничать с другими членами |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | У команды наблюдается стремление обособиться, изолироваться от других команд |
8 | Команду отличают устойчивые интересы |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Команду отличает быстрая смена интересов |
9 | Команда постоянно осуществляет свои интересы на деле |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Команда пассивна. Интересуясь чем-то, не стремится это осуществить на деле |
10 | Актив, ядро команды ведет ее на общественно полезные дела |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Актив ведет команду на антиобщественные дела |
11 | В группе справедливо относятся ко всем членам команды, стремятся поддержать слабых в общей деятельности, каждый испытывает чувство защищенности |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Команда заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», в ней пренебрежительно относятся к слабым |
Организованность
1 | В группе разумно, доброжелательно решаются вопросы взаимопомощи |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | При решении групповой задачи необходимость взаимоподчинения вызывает противодействие и даже конфликты |
2 | Команда может самостоятельно выбрать себе организаторов по различным видам деятельности |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Команда не может самостоятельно без помощи старших решить вопрос о выборе организаторов или проводит выборы несерьезно, по принципу «кого-нибудь, только не меня» |
3 | Члены команды взаимодействуют в том направлении, которое приносит успех всей группе в целом |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Большинство членов команды ориентируются на себя и делают то, что им удобно и выгодно |
4 | Трудные условия, ситуация опасности, неожиданные сильные воздействия еще более сплачивают команду |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | В этих условиях происходит рассогласование команды вплоть до ее полного распада |
5 | Неудача в достижении групповой цели приводит к еще большему единству и сплочению команды |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Неудача в достижении групповой цели расслабляет команду вплоть до ее полного отказа от реализации данной цели |
6 | Команда постоянно и устойчиво поддерживает связь и осуществляет взаимодействие с другими командами |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Команда стремится изолироваться от других групп, противодействует контактам с ними |
7 | Команда доброжелательно, участливо относится к новым членам, старается помочь освоиться и «прижиться», влиться в свою среду |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Команда враждебно относится к новым членам, противодействует их вхождению в новую для них среду |
8 | Команда легко, свободно, быстро, с высокой результативностью согласует свои действия |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Команда способна к согласованию своих действий |
9 | Команда представляет устойчивое единое целое. Имеющиеся в группе отдельные группировки (например, по симпатиям) активно взаимодействуют друг с другом, поддерживая обшегрупповое единство |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Команда не представляет единого целого, распадается на ряд отдельных группировок, которые враждуют друг с другом |
10 | Члены команды активно стремятся сохранить команду как единое целое. Команда настойчиво противодействует попыткам расформирования |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | К сохранению команды ее члены относятся безразлично. Команда легко поддается расформированию или даже способствует ему |
11 | Команда имеет хороших, способных организаторов, являющихся ее авторитетными и полномочными представителями |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Команда не имеет хороших, способных организаторов |
Интеллектуальная коммуникативность
1 | Команда имеет четкое единое суждение о возможностях ее действительных организаторов |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Команда не имеет единого мнения о возможностях своих организаторов. Мнение команды о ее организаторах противоречиво |
2 | Все члены команды прислушиваются к мнению своих товарищей и приходят к единодушному суждению |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Члены команды не прислушиваются к мнению своих товарищей, точки зрения очень противоречивы |
3 | Члены команды хорошо и постоянно осведомлены обо всем, что касается команды: о ее задачах, внутригрупповых отношениях, ее месте среди других групп, результатах ее деятельности и т. д. |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | В группе не знают о ее задачах, внутригрупповых отношениях, ее месте среди других групп, результатах ее деятельности и т. д. |
4 | Команда легко находит общий язык, взаимопонимание при решении групповых задач |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | В группе нет взаимопонимания при решении общих задач |
5 | При обсуждении актуальных вопросов, касающихся команды и поведения отдельных ее членов, команда активно добивается единого мнения и находит единодушное решение |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Команда не способна прийти к единому мнению при обсуждении вопросов, касающихся как команды в целом, так и отдельных ее членов |
6 | В изменяющихся жизненных ситуациях команда быстро оценивает перемены, создает новое общественное мнение |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Команда не способна оценивать изменившуюся обстановку, слепо следует привычкам, сложившимся суждениям |
7 | При оценке воспринимаемых фактов и событий окружающей жизни в группе существует устойчивое единство суждений |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Для команды характерны противоположные суждения и оценки воспринимаемых фактов, событий |
8 | Команда имеет единое и четкое мнение о своих возможностях, достоинствах и недостатках |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | В команде имеют место явно противоречивые мнения о своих возможностях и недостатках |
9 | Команда верно, единодушно оценивает свое место среди других групп |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Команда неверно и противоречиво оценивает свое место среди других групп |
10 | Критические замечания со стороны членов команды принимаются доброжелательно и способствуют созданию единого группового мнения |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Критические замечания со стороны одних членов команды принимаются другими ее членами враждебно и способствуют разъединению группового мнения |
11 | Критические замечания извне команды принимаются доброжелательно, самокритично и формируют стремление к осмысливанию и исправлению недостатков |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Критические замечания извне принимаются группой враждебно и вызывают стремление к отпору, настаиванию на недостатках, групповому упрямству |
Психологический климат
1 | Преобладание мажорного, приподнятого, доброго общего тона в группе |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Преобладание подавленного настроения, пессимистического настроя в группе |
2 | Доброжелательность во взаимоотношениях членов команды, взаимное притяжение друг к другу, симпатия |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Конфликтность в отношениях, отталкивание, антипатия |
3 | Стремление к совместности переживаний события, жизненных явлений, произведений искусства |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Тенденция к замкнутости членов команды друг от друга, отказ или уклонение от группового характера переживаний |
4 | Успехи или неудачи команды в целом переживаются ярко всеми членами команды |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Успехи или неудачи команды оставляют членов команды равнодушными |
5 | Успехи или неудачи товарищей вызывают переживание, искреннее участие других членов команды. Здесь имеют место одобрение, поддержка, а упреки и критика делаются с доброжелательных позиций |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | В этих условиях в группе проявляются зависть, злорадство, а упреки и критика исходят из желания унизить, оскорбить |
6 | В сложных ситуациях происходит эмоциональное единение, общий мобилизационный настрой |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | В этих условиях команда теряется, «раскисает», наблюдается растерянность, ссоры, взаимные обвинения и т. д. |
7 | Отрицательная оценка команды со стороны более широких общностей или их органов вызывает групповое сопереживание, выражающее единение команды и способствующее ему |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | В данных обстоятельствах у части команды имеют место переживания, выражающие разобщение команды или способствующие этому |
8 | В отношениях между эмоциональными объединениями (группировки по симпатиям) существует взаимное расположение и доброжелательность |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Группировки конфликтуют между собой, враждебно относятся друг к другу |
9 | Групповые эмоциональные взрывы в сложных жизненных ситуациях (например, общее негодование, возмущение) регулируются группой и не меняют качественно содержание ее поведения |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Групповые эмоциональные состояния взрывного характера выходят из-под контроля команды, протекают стихийно и определяют содержание группового поведения |
10 | Членам команды нравится бывать вместе, им хочется чаще находиться в группе, участвовать в совместной деятельности |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Члены команды не стремятся бывать вместе, проявляют безразличие к общению, выражают отрицательное эмоциональное отношение к совместной деятельности |
11 | Команда способна сдерживать проявление своих чувств, когда этого требуют интересы дела |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Команда не в состоянии сдерживать эмоциональные порывы в необходимых ситуациях |
Спасибо!
Ключ к тесту диагностики психолого-педагогической характеристики команды
Описание
Тест диагностики психолого-педагогической характеристики команды позволяет оценить уровни развития следующих групповых качеств:
- направленность;
- организованность;
- интеллектуальная коммуникативность;
- психологический климат;
- эмоциональное единство.
Ключ к тесту
Подсчитайте количество баллов по всем группам качеств. Найдите общий балл. Оцените его по шкале измерения уровня развития коллектива.
Уровни развития коллектива | Сумма баллов по всем качествам |
Высокое развитие | 180–220 |
Хорошее развитие | 140–179 |
Среднее развитие | 100–139 |
Недостаточное развитие | 60–99 |
Далее сделайте анализ ответов сотрудников, выявите, какие из качеств команды развиты и насколько.
Уровни развития качеств | Сумма баллов по качеству |
Высокое развитие | 45–55 |
Хорошее развитие | 35–44 |
Среднее развитие | 25–34 |
Недостаточное развитие | 18–24 |
Интерпретация результата
Интегративность группы ведет к согласованности поведения и деятельности членов команды. Коллектив – это система интегративных и дифференциальных признаков. Отличие коллектива от диффузной группы состоит в качественном своеобразии межличностных отношений и взаимодействия, а также в уровне развития таких общих характеристик, как направленность, организованность, интеллектуальная коммуникативность, психологический климат, которые и образуют структуру коллектива.
Направленность – это содержание тех целей, интересов и моральных ценностей команды, вокруг которых объединяется большинство ее членов. К направленности относится также готовность команды оказывать помощь другим командам и вступать в сотрудничество с ними, готовность поступиться своими интересами ради интересов всей организации (в противном случае команде присущ групповой эгоизм).
Организованность – способность команды к самоуправляемости, умение самостоятельно создавать организацию в трудных или непредвиденных ситуациях, согласованно выдвигать лидеров-организаторов, умение подчиняться требованиям своих лидеров. Способных лидеров хватает для организации любого дела.
Согласованность мнений и действий, готовность каждого сотрудника взять на себя инициативу и повышенную ответственность.
Правильная ориентировка каждого сотрудника в жизнедеятельности команды, что значит «ощущать, в каком месте коллектива ты находишься и какие твои обязанности по отношению к поведению из этого вытекают».
Интеллектуальная коммуникативность – это способность команды быстро и легко находить общий язык, приходить к общему мнению, устанавливать сходство суждений. Сотрудники довольны своей способностью понимать друг друга с полуслова. Взаимопонимание доставляет им радость и чувство комфорта. Команда активизирует своих членов, когда ищет общее решение. К мнению каждого внимательно прислушиваются, добиваясь общего языка и побуждая друг друга к активному обсуждению различных точек зрения.
Психологический климат – преобладание того или иного психологического настроя: мажорный, приподнятый, пессимистический, подавленный; степень психологической защищенности каждого сотрудника: доброжелательность во взаимоотношениях, поддержка в трудной ситуации или напряженность во взаимоотношениях, упреки, попытки унизить достоинство личности, равнодушие.
Эмоциональное единство – успехи или неудачи ярко переживаются всем коллективом. Разобщенность – сотрудники не стремятся быть вместе, проявляют безразличие к общению.
Кроме того, дополнительно необходимо оценить подготовленность команды: уровень знаний, навыков, умений в том или ином виде совместной групповой деятельности.
Поделиться