Виды интерференции в психологии

Интерференция - это одна из теорий, объясняющих, как и почему происходит забывание в долговременной памяти. Интерференция - это явление памяти, при котором одни воспоминания мешают извлечению других воспоминаний.

По сути, интерференция возникает, когда некоторая информация затрудняет вспоминание аналогичного материала. Похожие воспоминания конкурируют между собой, в результате чего некоторые из них вспоминаются с большим трудом или даже забываются совсем. Из-за этого некоторые долгосрочные воспоминания не могут быть восстановлены в краткосрочной памяти.

Обзор

Вы когда-нибудь сталкивались с тем, что путаете воспоминания об одном событии с другим? Этот опыт может быть удивительно распространенным, особенно если вы сталкиваетесь с рядом очень похожих воспоминаний. Например, если кто-то попросит вас вспомнить, что вы ели на завтрак в прошлый понедельник, вы, возможно, не сможете вспомнить, потому что у вас очень много похожих воспоминаний о других приемах пищи.

В долговременной памяти закодировано множество различных, но похожих воспоминаний, что может усложнить задачу вспомнить конкретное событие и перенести его в кратковременную память.

Истоки

Что вызывает забывание? Исследователей давно интересует не только то, как работает память, но и то, почему люди иногда забывают. Теория интерференции - лишь одно из нескольких предложенных объяснений.

Некоторые важные исследования способствовали развитию теории интерференции.? В одном из первых исследований феномена интерференции исследователь Джон А. Бергстром попросил участников рассортировать карточки в две разные кучи.

Он обнаружил, что изменение расположения второй кучи приводит к замедлению работы, что говорит о том, что изучение правил для первой задачи мешает запоминанию правил для второй задачи.

В 1900 году исследователи Мюллер и Пильцекер провели влиятельные исследования ретроактивной интерференции. Они обнаружили, что люди с меньшей вероятностью вспомнят бессмысленные слоги, если промежуточный материал был представлен через 10 минут или раньше после первоначальной задачи обучения.

Они предположили, что это указывает на то, что новым воспоминаниям требуется определенное время для стабилизации в памяти, процесс, который они назвали "консолидацией"."

Теория распада

В конце 1950-х годов психолог Бентон Дж. Андервуд изучил знаменитую кривую забывания Эббингауза и пришел к выводу, что на забывание влияет не только время, но и ранее усвоенная информация.

Теория распада развивает исследования Эббингауза и предполагает, что воспоминания со временем распадаются, что приводит к забыванию. Однако память может быть подвержена и ряду других влияний, которые влияют на то, насколько хорошо вспоминаются вещи и почему они иногда забываются.

Хотя исследователи могут контролировать другие факторы в лабораторных условиях, реальный мир полон разнообразных событий, которые также могут влиять на память.

Между моментом кодирования памяти и моментом ее вспоминания может произойти множество событий. Как редко (если вообще когда-либо) вы формируете память, а затем не узнаете ничего нового между формированием памяти и необходимостью вспомнить эту информацию?

Такие условия обычно создаются только искусственно в экспериментальных лабораториях.

Однако в вашей повседневной жизни между фактическим формированием памяти и необходимостью ее вспомнить может произойти любое количество событий, впечатлений и нового обучения.

Исследователи обнаружили, что когда промежуточные пробелы между кодированием и вспоминанием заполняются другой информацией, это оказывает соответствующее негативное влияние на память.

Из-за этого явления бывает сложно определить, является ли забывание следствием течения времени или одним из этих промежуточных факторов. Исследования показывают, что, например, мешающие воспоминания являются одним из факторов, которые также могут способствовать забыванию.

Существует два различных типа помех: проактивные помехи и ретроактивные помехи.

Проактивные помехи

Проактивные помехи - это когда более старые воспоминания мешают извлечению более новых. Поскольку старые воспоминания часто лучше отрепетированы и прочнее закреплены в долговременной памяти, зачастую легче вспомнить ранее усвоенную информацию, чем более недавнюю.

Проактивная интерференция иногда затрудняет изучение нового.? Например, если вы переезжаете в новый дом, вы можете случайно записать свой старый адрес при заполнении анкет. Старые воспоминания о прежнем адресе затрудняют запоминание нового адреса.

Проактивные помехи

  • Когда старое воспоминание затрудняет или делает невозможным запоминание нового воспоминания.

Ретроактивная интерференция

  • Когда новая информация мешает вашей способности вспомнить ранее усвоенную информацию.

Ретроактивная интерференция

Ретроактивная интерференция - это когда новые воспоминания мешают восстановлению старых. По сути, этот тип интерференции создает обратный эффект, затрудняя вспоминание ранее изученных вещей.

В случае ретроактивной интерференции изучение новых вещей может затруднить вспоминание уже известных. Например, музыкант может выучить новое произведение, а потом обнаружить, что новая песня затрудняет вспоминание более старого, ранее выученного произведения.

Исследования показали, что около 70% информации забывается через 24 часа после первоначального изучения.

Хотя ретроактивная интерференция может оказать значительное влияние на запоминание новых знаний, существует несколько эффективных стратегий, которые можно применить для минимизации этого эффекта.

Переобучение

Переобучение - один из эффективных подходов, который можно использовать для снижения ретроактивной интерференции. Переобучение подразумевает повторение нового материала после того, как он был получен. Это означает изучение и практику того, что вы выучили, снова и снова, даже после того, как вы достигли достаточного уровня владения предметом или навыком. Такая практика помогает обеспечить более прочное закрепление информации в долговременной памяти и улучшить воспоминания и производительность.

Примеры интерференции

Существует множество различных примеров того, как интерференция может влиять на повседневную жизнь. Рассмотрим, что происходит, когда вы учитесь делать что-то новое. Если вы привыкли делать что-то неправильно, вам, вероятно, будет гораздо сложнее исправить это поведение и в будущем выполнять действия правильно.

Согласно теории интерференции, трудности с изменением прошлого неправильного поведения, скорее всего, являются результатом того, что ваше предыдущее обучение мешает вам вспомнить более свежий материал, что является примером проактивной интерференции.

Представьте себе студента, который готовится к экзамену по истории. Между изучением информации и сдачей экзамена может произойти множество событий. Студент может посещать другие занятия, работать, смотреть телевизор, читать книги, вступать в разговоры и выполнять множество других действий в течение этого промежутка времени.

Помимо общего упадка, вызванного прошедшим временем, могут сформироваться другие воспоминания, которые потенциально могут конкурировать с материалом, который студент изучал для экзамена. Если студент изучал историю, то он мог даже выучить и изучить материал по схожим предметам, что могло бы создать еще большие помехи.

Итак, когда студент идет сдавать экзамен, ему может быть довольно сложно вспомнить какую-то информацию. Если они изучали последующий материал, который очень похож на первоначальную информацию, вспомнить факты и детали на экзамене может быть сложнее. Они могут обнаружить, что путают информацию об исторических битвах или даже не могут вспомнить важные детали того, как и почему происходили те или иные события.

Воспоминания, сформировавшиеся в промежутке между обучением и экзаменом, мешают более старым воспоминаниям, что значительно усложняет процесс запоминания.

Существует множество других примеров интерференции и ее влияния на нашу память:

  • После смены номера мобильного телефона вам трудно запомнить новый номер, поэтому вы продолжаете случайно называть людям свой старый номер. Память о старом номере мешает вам вспомнить новый номер.
  • Вы пытаетесь запомнить список товаров, за которыми вам нужно зайти в продуктовый магазин. В это время вы также случайно прочитали новый рецепт на вашем любимом кулинарном сайте. Позже, в продуктовом магазине, вы обнаруживаете, что с трудом вспоминаете пункты из списка покупок. Конкурирующее воспоминание об ингредиентах нового рецепта мешает вам вспомнить, что вам нужно в магазине.
  • Студенты часто чаще вспоминают информацию, полученную незадолго до экзамена, чем материал, который они изучали ранее в семестре. В этом случае более новая информация конкурирует с более старой.
  • Носитель английского языка, который пытается выучить французский, может обнаружить, что он все время пытается применить правила своего родного языка к новому языку, который он пытается выучить. Старые воспоминания мешают запоминанию новой информации, что затрудняет запоминание грамматических правил нового языка.
  • Учителю может быть трудно выучить имена новых учеников, потому что он постоянно путает их с именами учеников предыдущих лет.

Что говорят исследования

Исследователи смогли продемонстрировать эффект интерференции в многочисленных исследованиях. Они часто делают это путем увеличения сходства представленной информации. Например, участникам может быть представлена исходная информация, а затем через некоторое время - дополнительная информация.

Когда участников тестируют на то, что они вспоминают, помехи наблюдаются чаще, когда вторичная информация содержит больше сходства с исходным материалом.

Чем более похожи два воспоминания, тем больше вероятность возникновения интерференции.

В одном из самых ранних исследований интерференционной теории забывания испытуемых просили запомнить список прилагательных, состоящих из двух слогов. Позже испытуемых попросили запомнить один из пяти различных списков. Например, некоторые списки содержали синонимы исходных слов, некоторые антонимы, а некоторые просто бессмысленные слоги. Позднее тестирование показало, что запоминание улучшалось по мере увеличения различий между двумя списками. Чем более похожи были списки, тем сильнее была интерференция, что приводило к большим трудностям с запоминанием.

В одном из исследований 2018 года ученые обнаружили, что ретроактивная интерференция негативно влияет на обучение и консолидацию памяти. После выполнения задачи на обучение некоторым участникам в разные моменты времени предъявляли последующую задачу на интерференцию. У одних вторая задача на обучение была через три минуты после усвоения первой информации, у других - через девять минут.

Исследователи обнаружили, что задача на интерференцию снижала производительность памяти на целых 20%.

Интересно, что интерференция, как правило, оказывала большее негативное влияние на тех, кто считался "быстро обучаемым", чем на тех, кто считался "медленно обучаемым".

Интерференция может играть важную роль в процессе обучения. Исследования показывают, что ранее изученный материал может влиять на будущее обучение и, наоборот, недавно усвоенная информация может влиять на прошлое обучение. Одно исследование показало, что эффект ретроактивной интерференции сильнее проявляется у детей младшего возраста, но с возрастом этот эффект может ослабевать.

Применение

Теория интерференции может иметь ряд реальных применений. С практической, повседневной точки зрения теория интерференции говорит о том, что один из лучших способов улучшить память на что-то - это сделать это чем-то особенным.

Если вы пытаетесь что-то запомнить и хотите избежать эффекта интерференции, ищите способ добавить новизны. Придумывание песни, рифмы или мнемоники - это один из способов сделать так, чтобы изучаемое выделилось в вашей памяти.

Если сделать материал запоминающимся и менее похожим на другие, его будет легче вспомнить. Регулярные практические занятия также могут быть полезны для содействия переучиванию и снижения вероятности того, что новые воспоминания будут мешать тому, что вы изучаете сейчас.

11 методов улучшения памяти

A Word From Verywell

Хотя помехи - это лишь одно из объяснений того, почему мы забываем, оно очень важно. Конкуренция между похожими воспоминаниями может значительно усложнить процесс вспоминания того, чему вы научились в прошлом. Такая интерференция также может затруднить вспоминание недавних воспоминаний, что может затруднить обучение.

Исследования в лабораторных условиях подтверждают существование и влияние интерференции, но в реальных условиях гораздо сложнее определить, насколько забывание может быть связано с эффектом интерференции.

Как работает человеческая память 8 источников Мы используем только высококачественные источники, включая рецензируемые исследования, для подтверждения фактов в наших статьях. Ознакомьтесь с нашим редакционным процессом, чтобы узнать больше о том, как мы проверяем факты и обеспечиваем точность, надежность и достоверность наших материалов.

  1. Schacter DL. Забытые идеи, забытые пионеры: Richard Semon and the Story of Memory. Routledge. 2011.

  2. Dubrow S, Davachi L. Temporal memory is shaped by encoding stability and intervening item reactivation. J Neurosci. 2014-34(42):13998-4005. doi:10.1523/JNEUROSCI.2535-14.2014

  3. Darby KP, Sloutsky VM. Стоимость обучения: Interference effects in memory development. J Exp Psychol Gen. 2015-144(2):410-31. doi:10.1037/xge0000051

  4. Bass WS, Oswald KM. Проактивный контроль проактивной интерференции с помощью метода локусов. Adv Cogn Psychol. 2014-10(2):49-58. doi:10.5709/acp-0156-3

  5. Sosic-Vasic Z, Hille K, Kroner J, Spitzer M, Kornmeier J. When learning disturbs memory - temporal profile of retroactive interference of learning on memory formation. Front Psychol. 2018-9:82. doi:10.3389/fpsyg.2018.00082

  6. Elliott G, Isaac CL, Muhlert N. Measuring forgetting: Критический обзор исследований ускоренного долговременного забывания. Cortex. 2014-54:16-32. doi:10.1016/j.cortex.2014.02.001

  7. McGeoch JA, McDonald WT. Значимое отношение и ретроактивное торможение. The American Journal of Psychology. 1931 43(4):579-588. doi:10.2307/1415159

  8. Dresler M, Shirer WR, Konrad BN, et al. Mnemonic training reshapes brain networks to support superior memory. Neuron. 2017-93(5):1227-1235.e6. doi:10.1016/j.neuron.2017.02.003

Additional Reading

  • Radvansky, GA. Human Memory. London: Psychology Press 2015.

  • Shibata K, Sasaki Y, Bang JW, et al. Overlearning hyperstabilizes a skill by rapidly making neurochemical processing inhibitory-dominant. Nat Neurosci. 2017-20(3):470-475. doi:10.1038/nn.4490

Кендра Черри
Кендра Черри, MS, автор и консультант по вопросам образования, специализирующаяся на помощи студентам в изучении психологии.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Автор: 
Источник: 
  • verywellmind.com
Перевод: 
  • Дмитрий Л

Поделиться