Трудности освоения педагогической деятельности в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова

Каминская М.В.

Статья посвящена проблемам, с которыми сталкиваются учителя, осваивающие систему развивающего обучения Эльконина-Давыдова (РО). В традиционной образовательной системе учителя часто оказываются заложниками стереотипов, которые мешают им полноценно использовать новые методики и подходы. Авторы статьи раскрывают логику работы с педагогами, направленную на преодоление этих стереотипов, и основные ее формы.

Ключевые слова: профессиональное сообщество, профессиональное сознание, стереотипы профессиональной деятельности, психологическая помощь учителю.

Освоение учителем деятельности в системе РО - сложный и недостаточно изученный процесс. Теоретически разработана модель становления ученика как субъекта учебной деятельности, оснащенная современными технологиями и дидактическими средствами. Однако о том, с какими проблемами сталкивается учитель при внедрении РО, говорится недостаточно. Становится ли он сам субъектом своей педагогической деятельности? В чем суть его самостоятельного инициативного действия? Каким образом можно помочь начинающему учителю РО овладеть новыми технологиями и творчески их развивать?

На данный момент переподготовка учителей в центрах Международной ассоциации развивающего обучения не обладает достаточно глубокой теорией развивающей педагогической деятельности. Возникает парадокс: учитель должен вовлечь ученика в РО, сам оставаясь на додеятельностном профессиональном уровне. В результате учитель не может добиться таких же высоких образовательных результатов, как ученые и методисты, разработавшие РО.

Проблемы начинающих учителей РО проявляются в виде страхов, опасений и неудовлетворенности, возникающих в их практике. Они делятся на три группы:

  • Проблемы технологии:
    • Отсутствие времени на прохождение программы, если длительно обсуждать с детьми учебный материал.
    • Неэффективность групповой работы из-за преобладания активных учеников.
    • Потеря слабых учеников во время обсуждения учебной задачи и нехватка времени на практику перед контрольной работой.
    • Нехватка времени на взаимооценку и отсутствие стимула для сильных учеников, которые уже справились с заданием.
  • Проблемы содержания:
    • Трудность вести урок, если дети не могут самостоятельно определить ожидания учителя (подсказывать нельзя).
    • Нехватка времени на разбор всех заданий в учебнике.
    • Необходимость заменять устные обсуждения и работу со схемами практическими упражнениями.
    • Трудность определения цели урока: освоение схемы или выполнение заданий.
    • Невозможность восполнить пробелы в знаниях учеников, которые плохо справились с контрольной работой.
  • Проблемы результатов:
    • Неудовлетворенность результатами обучения, сравнение с детьми из традиционной школы.

Гипотезы о причинах этих трудностей связывают их с неготовностью учителя к РО: недостаточным развитием одного из компонентов его деятельности (предметнологического, структурно-деятельностного, организационно-коммуникативного), неспособностью к самоизменению в рамках педагогической деятельности, неадекватной вузовской подготовкой, кризисом компетентности, неготовностью школы к самообновлению.

Авторы отмечают важность учета двух аспектов: болевых точек в обучении учителей и способа понимания сущности педагогической деятельности в РО (соотнесение категорий деятельность и саморазвитие).

Болевые точки обучения учителей:

  1. Недостаток внимания к противодействию стереотипов профессионального сообщества. Учитель воспринимает новую систему через призму своей профессиональной среды. После обучения на курсах он часто ограничивается поверхностным пониманием РО, не уделяя достаточно внимания его философским и психологическим основам.
  2. Отсутствие направленности обучения на преодоление конфликтности установок в профессиональном сознании учителя. У начинающего учителя РО часто проявляется двойственность в подходе к ребенку: с одной стороны, он признает ребенка субъектом общения, с другой - сохраняет традиционную установку на передачу знаний. Это приводит к внутренней неудовлетворенности формальными результатами обучения и страху за их неэффективность.
  3. Излишний предметоцентризм и внимание к внешней стороне технологии РО. Учителя часто воспринимают новые методы как набор алгоритмов, не уделяя достаточно внимания их содержательному и психологическому аспекту.

Теоретические препятствия в понимании проблемы овладения учителем деятельностью в РО:

  1. Отсутствие представления о нормативной структуре деятельности, которая могла бы объяснить процесс саморазвития личности.
  2. Неполное понимание педагогической деятельности в целом.

Авторы предлагают опираться на работы А.Г. Асмолова, В.П. Зинченко, В.И. Слободчикова, Е.И. Исаева и Б.Д. Эльконина, чтобы определить новые пути понимания сущности педагогической деятельности в РО.

Предлагаемые подходы к решению проблемы:

  • Принять исходную онтологию саморазвития и определить место деятельности в ней.
  • Изменить традиционный тип педагогической деятельности, связанный с трансляцией, на новый тип, связанный с посредничеством.

Посредничество для учителя РО - не внешняя норма, а цель саморазвития, достигаемая в процессе личных выборов и усилий. Речь идет о ценностно-смысловом плане саморазвития в деятельности, где важен постоянный инициативный поиск средств в профессиональных ситуациях неопределенности.

Основания для проектирования стратегии психологической помощи:

  • Трудности, связанные с вхождением учителя в систему РО.
  • Необходимость развития учителя как субъекта педагогической деятельности.

Инструментальные аспекты субъектности педагогической деятельности:

  • Взаимнотрансформационное отношение личность - деятельность.
  • Инициатива и регулятивное начало отношений самосознания личности и деятельности.
  • Отношения деятельности и саморазвития.

Предмет работы с учителями РО:

  • Снятие блокировок саморазвития, размывание ложных самоотождествлений:
    • С псевдопредметом своей деятельности (формальными знаниями, умениями и навыками).
    • С псевдомиссией (дать прочные ЗУНы и одновременно раскрепостить личность ученика).
    • С псевдопрофессионализмом (внесение внешних изменений в структуру своих действий).

Принципы стратегии психологической помощи:

  1. Психологическая помощь педагогическому коллективу школы в целом предваряет индивидуальную психологическую помощь каждому учителю.
  2. Полипредметность деятельности в РО используется как инструмент понимания учителем собственной профессиональной практики и своей личности, самоопределяющейся в РО.
  3. Понимание и анализ профессиональной практики и личности учителя осуществляется из четырех базовых ролевых позиций: теоретика преподаваемой дисциплины, практического психолога, социального психолога, социального организатора.
  4. Практические проблемы педагогической деятельности учителя выступают для него как материал, требующий осознания и поиска прежде всего личностного смысла их решения.

Способы работы с учителем транслирующего типа:

  • Метод системного анализа и преобразования. Этот метод помогает преодолеть формализованные коллективные стереотипы.
  • Стимулирование надситуативной активности. Цель - саморазвитие учителя, характеризующееся качественными трансформациями, затрагивающими основные структурные моменты исходной деятельности.

Средства помощи начинающим учителям РО:

  • Проблемно-проектировочная игра. Создание нового профессионального сообщества, основанного на обнаружении предметности совместной деятельности.
  • Коллективные учительские проекты. Объединение учителей в исследовательские коллективы (кафедры), разрабатывающие проекты содержательных средств обучения в школе развивающего обучения.

Результаты работы:

  • Преодоление стереотипов профессионального сообщества. Возникновение единых методологических ориентиров.
  • Преодоление конфликтности установок профессионального сознания. Развитие учителя как субъекта педагогической деятельности.

Выводы:

  • В процессе обучения учителей РО необходимо отказаться от традиционного предъявления готовых дидактических и методических знаний.
  • Учителя развивающего образования становятся истинными субъектами своей деятельности в условиях неопределенности между необходимым и возможным.

Заключение:

Статья подчеркивает важность психологической помощи учителям в освоении системы РО, отмечая необходимость преодоления стереотипов и развития учителя как субъекта педагогической деятельности. Авторы предлагают конкретные средства и методы работы с педагогами, направленные на повышение эффективности их профессиональной деятельности в системе РО.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться