Субъективность руководителя при аттестации: дружественный огонь или эффективный инструмент?

Введение:

В этой статье мы рассмотрим парадоксальное значение субъективности руководителя при аттестации персонала. Часто субъективность воспринимается как враг объективности и точности оценки, но, как мы увидим, она может быть и мощным инструментом управления.

Субъективность руководителя: заглянуть в душу

Субъективность руководителя напрямую связана с его личностно-стилевой ориентацией. Согласно модели Ф. Фидлера, существуют два типа руководителей: ориентированные на задачу и ориентированные на межличностные отношения.

Руководитель, ориентированный на задачу, стремится к успеху в выполнении заданий, нередко жертвуя межличностными отношениями. Для него успех – это способ повысить самооценку.

Руководитель, ориентированный на межличностные отношения, видит в отношениях с подчиненными средство для выдвижения и получения уважения.

Оба типа руководителей субъективно оценивают сотрудников, но в разных плоскостях.

Опасность односторонней оценки

Субъективность, таким образом, может приводить к односторонней оценке сотрудника, что влечет за собой неправильные кадровые решения. Для борьбы с этим используют различные методы повышения объективности: перекрестная оценка, игнорирование крайних оценок, дифференциация оценок.

Компенсация субъективности: новая стратегия

Вместо того чтобы минимизировать субъективность руководителя, мы предлагаем стратегию компенсации, основанную на фидлеровской модели.

Ключевой элемент этой стратегии – стандартизированное аттестационное собеседование, построенное на модели Ф. Фидлера.

В процедуры собеседования включаются вопросы и задания, отражающие групповые ситуации, характерные для обоих типов руководителей. Таким образом, руководитель, даже если он склонен к односторонней оценке, будет вынужден рассматривать сотрудника с разных сторон.

Аттестационное собеседование: инструмент управления

Аттестационное собеседование, построенное на модели Ф. Фидлера, становится не просто инструментом оценки, но и инструментом управления подчиненными.

Руководитель может варьировать степень ситуативного контроля в зависимости от типа сотрудника, влияя на структуру задачи, позицию власти и межличностные отношения.

Пример из практики: внедрение модели в промышленной компании

В крупной российской промышленной компании был разработан и внедрен новый формат аттестационного собеседования, основанный на фидлеровской модели.

Проблемы старого собеседования:

  • Формализм и отсутствие дифференциации оценок.
  • Недостаток контроля высшего руководства за деятельностью линейных руководителей.
  • Неэффективность и трудоемкость процедур.

Преимущества нового собеседования:

  • Обеспечивает дифференцированность заключений.
  • Делает процесс собеседования неформальным для руководителя.
  • Превращает собеседование в инструмент управления группой.

Материалов для нового собеседования:

  • Презентационные листы для руководителей и сотрудников.
  • Бланки для фиксации итогов работы, дополнительных задач, пожеланий по развитию.
  • Вопросник для руководителя.
  • Критерии оценки сотрудников.
  • Бланки для фиксации результатов собеседования, целей на следующий год.

Заключение:

Субъективность руководителя при аттестации персонала – не просто угроза, но и потенциальный инструмент управления.

Стандартизированное аттестационное собеседование, построенное на фидлеровской модели, позволяет компенсировать одностороннюю оценку, сохраняя при этом возможность позитивного влияния руководителя на эффективность работы группы.

Внедрение такого собеседования в крупной промышленной компании показало его высокую эффективность, что подтверждает его ценность как инструмента управления и кадровой работы.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться