Работа центра оценки: тренинг наблюдателей

Статья посвящена методологии Центра оценки (ЦО), элементам процесса оценки и рекомендациям по подготовке и проведению ЦО для выявления ключевых компетенций менеджеров по управлению проектами в call-центрах.

Ключевые элементы ЦО

  1. Анализ работы: Определение критериев, компетенций, признаков и индикаторов эффективной деятельности, которые должны быть измерены. Анализ проводится на основе изучения должностных обязанностей, целей организации, стратегий и ключевых целей.
  2. Классификация поведения: Поведение участников классифицируется по релевантным категориям, таким как компетенции/критерии.
  3. Методы ЦО: Выбор и разработка методов, обеспечивающих оценку определенных критериев. Составляется матрица компетенции-упражнения, демонстрирующая связь между поведением, компетенциями и упражнениями.
  4. Множественность методов: ЦО использует различные методы: тесты, интервью, анкетные опросы, социометрические методы, моделирующие упражнения. Все методы должны быть валидными, надежными и объективными.
  5. Моделирующие упражнения: Неотъемлемая часть ЦО, имитирующая рабочие ситуации и позволяющая участникам продемонстрировать соответствующие поведенческие реакции.
  6. Эксперты: Группа экспертов, наблюдающих и оценивающих участников ЦО. Состав группы должен отражать разнообразие по расе, этнической принадлежности, возрасту, полу, организационному уровню и функциональной области работы.
  7. Обучение экспертов: Необходимое обучение экспертов перед участием в ЦО для обеспечения достоверности и точности оценок.
  8. Регистрация поведения: Фиксация наблюдаемого поведения экспертами в виде рукописных заметок, шкал поведенческих наблюдений, поведенческих контрольных списков, аудио- и видеозаписей.
  9. Отчет: Каждый эксперт готовит отчет по результатам наблюдений, который затем обсуждается и интегрируется.
  10. Интеграция данных: Объединение информации, полученной всеми экспертами, путем обсуждения или статистического анализа. Интеграция должна быть валидирована профессиональными стандартами.

Определение ключевых компетенций менеджера по управлению проектами

В статье рассматривается пример ЦО для оценки уровня развития ключевых компетенций менеджеров по управлению проектами в крупном московском call-центре. Анализ труда показал, что ключевыми компетенциями являются:

  • Инициативность
  • Межличностное понимание
  • Поиск информации
  • Умение воздействовать и оказывать влияние
  • Вербальный интеллект
  • Гибкость
  • Аналитическое мышление
  • Концептуальное мышление
  • Построение отношений
  • Уверенность в себе

Из этих компетенций были выбраны пять, наиболее важных для коммуникативной компетенции:

  • Вербальный интеллект
  • Умение воздействовать и оказывать влияние
  • Межличностное понимание
  • Построение отношений
  • Гибкость

Подготовка наблюдателей (экспертов)

Основные задачи тренинга:

  • Теоретический курс по компетенциям, анализу работы и ЦО.
  • Формирование единого понимания оцениваемых компетенций.
  • Обучение процессу наблюдения и критериям оценки.
  • Знакомство с эффектами ореола, первого впечатления, стереотипа и прошлого опыта.
  • Обучение процедуре итогового обсуждения.

Основные этапы тренинга:

  • Теоретическая часть: Введение в ЦО, описание оцениваемых компетенций.
  • Обсуждение: Анализ проявлений компетенций в работе менеджера по управлению проектами.
  • Процесс наблюдения: Описание процесса наблюдения, шкал оценки и потенциальных искажающих эффектов.
  • Ролевая игра: Менеджер - клиент для демонстрации процесса наблюдения и оценки по заданным критериям.
  • Дискуссия с распределенными ролями: Проведение групповой дискуссии, имитирующей рабочую ситуацию.
  • Оценка видеозаписи: Просмотр видеозаписи дискуссии и обсуждение оценок.
  • Подведение итогов: Обсуждение приобретенного опыта и значимости тренинга.

Преимущества смешанного состава наблюдателей:

  • Внутренние эксперты: Знают исследуемую должность и уровень компетентности, но могут быть подвержены влиянию прошлого опыта.
  • Внешние эксперты: Не имеют прошлого опыта, но могут быть менее осведомлены о должности и требуемом уровне компетентности.

Заключение:

Данная статья описывает методику ЦО, элементы процесса оценки и предлагает рекомендации по обучению наблюдателей. В статье также представлен пример проведения тренинга наблюдателей, основанный на реальной практике.

Важно отметить, что успешное проведение ЦО напрямую зависит от качества подготовки наблюдателей. Тщательное обучение экспертов обеспечивает достоверность и точность оценок, что в свою очередь повышает эффективность процесса оценки и принятия решений.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться