Принцип кафетерия — достойный апгрейд социального пакета

В последнее время в Европе наблюдается спад рекрутинговой активности. Вопреки мировой тенденции, Россия уверенно удерживается среди лидеров по темпам найма персонала.

По данным HeadHunter, в России сохраняется тенденция: рост числа открытых вакансий явно опережает динамику резюме. 

При этом уровень спроса на высококвалифицированных специалистов продолжает оставаться стабильно высоким, в то время как о росте предложения на рынке труда говорить не приходится: количество вакансий и резюме сопоставимо, т.е. выбора у работодателей фактически нет.

Приманка для профи

В такой ситуации значительно усложняется процесс найма и подбора персонала. В какой-то момент каждый HR-специалист обнаруживает, что за хороших маркетологов, специалистов по продажам, квалифицированных инженеров приходится буквально «драться». Все это заставляет работодателей задуматься о том, как выделиться на рынке труда, какие условия предложить потенциальным сотрудникам, чтобы уговорить их принести в компанию свою трудовую книжку, квалификацию и опыт? В последнее время все больше компаний в качестве «приманок» для сотрудников стали использовать социальные пакеты.

Если бюджет позволяет…

Социальный пакет компании Google известен на весь мир. В компанию два раза в неделю приходят врачи и стилисты. Сотрудники обеспечены трехразовым бесплатным питанием в нескольких ресторанах, расположенных на территории офиса. Организован детский сад и даже компенсационные выплаты членам семьи в случае смерти сотрудника. Google приводится в пример не случайно. Эта компания известна не только благодаря своим поисковым сервисам. В этом году Google стал самым дорогим брендом в мире, а на кадровом рынке компания популярна в том числе и по причине предоставления персоналу многочисленных льгот. Естественно, что не каждая российская компания может предложить своему персоналу такой же широкий набор привилегий. Вот тут-то на помощь и приходит принцип «кафетерия».

Разумная экономия

Принцип «кафетерия» позволяет каждому работнику выбрать необходимые социальные льготы с учетом его уровня квалификации, должности, опыта работы и заслуг перед компанией. Среди льгот могут быть различные виды медицинского, автомобильного и имущественного страхования, бесплатные туристические путевки, обучение иностранным языкам, абонементы в фитнес-центры, и даже такие экзотические компенсации, как оплата услуг химчистки, детского сада для ребенка, коммунальных платежей. Работники, самостоятельно выбирающие компенсации, как правило становятся более лояльными компании, ведь возможность выбирать вознаграждение самостоятельно уже сама по себе рассматривается персоналом как определенная льгота. По данным опроса HeadHunter, большинство специалистов предпочли бы самостоятельно выбрать себе льготы, которые подходят именно им, а не получить уже фиксированный, «коробочный» пакет. В настоящий момент за опциональный компенсационный пакет высказалось 88% респондентов, тогда как предоставить его готовы только 14% работодателей. Однако формат «кафетерия» выгоден и работодателю, поскольку позволяет экономить значительные денежные средства на невостребованных льготах и целевом перераспределении бюджета. Ведь, как показывает практика, в большинстве случаев социальный пакет содержит одинаковый и не всегда актуальный набор льгот и компенсаций для всех сотрудников. Получается, что сотрудники не пользуются предоставляемыми им льготами, а компания при этом теряет деньги на ненужные выплаты.   

Принцип «кафетерия» отражает идею демократического общества, основным постулатом которого является свобода слова и выбора, поэтому он уже давно стал стандартным инструментом управления персоналом на Западе.  В Россию льготы по выбору для своих сотрудников принесли с собой крупные международные корпорации. Этот принцип только начинает находить у нас своих приверженцев.

Знать бы, где упасть…

Помимо ярко выраженных преимуществ, у принципа «кафетерия» есть также и существенный недостаток -  сложность администрирования. Это связано с трудностью ведения учета выбранных каждым сотрудником льгот.  Упростить этот трудоемкий процесс возможно за счет автоматизации. IT-решения уже давно являются своего рода «палочкой-выручалочкой» HR-специалистов, упрощая работу с наймом, обучением, развитием и мотивацией персонала. Теперь информационные технологии применяются также и в области управления компенсациями и льготами по принципу «кафетерия».

…соломку бы подстелил

Современные решения позволяют автоматизировать процесс формирования меню льгот и компенсаций, назначения размера компенсаций сотрудникам, отслеживания потраченных на компенсации денежных средств. Программы позволяет также назначать индивидуальные компенсации в качестве поощрения сотрудников, мотивируя их тем самым на достижение лучших результатов, а также планировать и анализировать бюджет на компенсации и льготы по каждому сотруднику и компании в целом. На рынке присутствует ряд решений, реализованных на различных платформах, каждая из которых имеет свои преимущества. Например, решения на платформе 1С позволяют HR-специалисту, отвечающему за компенсационную политику, работать в привычной учетной системе в привязке к данным по заработным платам сотрудников. А подобное же решение, реализованное на платформе SharePoint, зачастую интегрировано в корпоративный портал, что позволяет каждому сотруднику самостоятельно выбирать компенсации и отслеживать их использование, а HR-специалист в данном случае выполняет только функции администрации и контроля.

Благодаря автоматизации внедрение принципа «кафетерия» становится менее трудоемким, и можно надеяться, что все большее количество компаний будут предоставлять своим сотрудником право выбора льгот, сделав тем самым принцип «кафетерия» рабочим инструментом привлечения и удержания квалифицированного персонала.

Дарья Романюк, специалист по маркетингу, АстроСофт.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1