О психологии искусства: сокращенная версия

В современной науке наблюдается многообразие подходов к изучению искусства с точки зрения психологии. Фрейдизм рассматривал искусство как отражение психопатологических проекций, а гуманистическая психология и психотерапия – как инструмент для самопознания и развития. В последнее время зарубежная наука активно использует искусство для изучения потребления, рекламы и массового социального воздействия.

Такое широкое внимание к искусству, с одной стороны, обусловлено его кажущейся проницаемостью, а с другой – недостаточной научной обоснованностью искусствоведения. В результате возникают попытки манипулирования фактами и знаниями, что может негативно повлиять на развитие как искусства, так и психологии.

Понятие психология искусства – терминологическое сочетание, которое требует четкого определения объекта и предмета исследования, а также обоснования места этой области знания в системе психологической науки. К сожалению, многие работы, использующие этот термин, не предоставляют такого методологического анализа, ограничиваясь художественными сентенциями.

Основы союза психологии и искусства

Психология и искусство – две грани единой области человековедения, познающие конкретного индивида, а не абстрактного человека.

Объект и предмет психологии искусства

Объектом психологии искусства является психическая жизнь человека, рассматриваемая как единое целое, включающее в себя личностно-смысловой уровень и процессуальный уровень духовной жизни.

Предметом психологии искусства является изучение взаимосвязи личности и психических процессов в художественной деятельности, раскрытие общественно значимых свойств психического в условиях художественного общения, а также исследование психологических механизмов и условий воздействия искусства на человека.

Эмпирическая основа психологии искусства

Эмпирической основой психологии искусства является живая практика художественной деятельности: процессы создания произведений, сами произведения, процессы восприятия, воспроизведения (исполнения) и созерцания художественной культуры.

Художественное общение

Художественное общение – ключевой элемент художественной деятельности, раскрывающий ее эстетическую функцию. В условиях художественного общения личность художника, его деятельность и способности приобретают социальное измерение.

Специальная исследовательская задача психологии искусства

Специальная исследовательская задача психологии искусства – анализ психологических механизмов и условий воздействия искусства на личность, то есть изучение того, как искусство творит человека.

Художественный эффект

Важнейшим аспектом предмета психологии искусства является изучение художественного эффекта – активного воздействия искусства на человека, обусловленного самобытным видением жизни художником.

Психологические истоки художественности

Психологическими источниками художественности являются:

  • Полное слияние чувственного и мыслительного;
  • Выразительного и изобразительного;
  • Самореализации и объективации;
  • Единство непосредственности и самоконтроля;
  • Большая психологическая реальность художественного представления, чем обычного восприятия;
  • Концентрированность и синестезия отдельных жизненных свойств в художественном целом;
  • Статическая и динамическая смысловая композиция художественных воздействий;
  • Перевес показа над авторской интерпретацией;
  • Многоуровневость и многосоставность художественного воздействия;
  • Загадочность и проблемность художественного высказывания.

Методологический анализ психологии искусства

Методологический анализ показывает, что психология искусства должна строиться на основе теоретических достижений современной психологии, ее методологии. Изучая закономерности художественной деятельности, обращенной к личности, психология искусства может внести вклад в создание научно-психологических основ формирования человека.

Значение психологии искусства

Психология искусства может способствовать:

  • Познанию человека в условиях художественной деятельности;
  • Формированию развитого человека;
  • Развитию психологической науки.

Важно подчеркнуть: психология искусства не должна сводиться к узкоприкладным задачам. Она должна основываться на теоретических достижениях и методологии общей психологии.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться