В современной науке наблюдается многообразие подходов к изучению искусства с точки зрения психологии. Фрейдизм рассматривал искусство как отражение психопатологических проекций, а гуманистическая психология и психотерапия – как инструмент для самопознания и развития. В последнее время зарубежная наука активно использует искусство для изучения потребления, рекламы и массового социального воздействия.
Такое широкое внимание к искусству, с одной стороны, обусловлено его кажущейся проницаемостью, а с другой – недостаточной научной обоснованностью искусствоведения. В результате возникают попытки манипулирования фактами и знаниями, что может негативно повлиять на развитие как искусства, так и психологии.
Понятие психология искусства – терминологическое сочетание, которое требует четкого определения объекта и предмета исследования, а также обоснования места этой области знания в системе психологической науки. К сожалению, многие работы, использующие этот термин, не предоставляют такого методологического анализа, ограничиваясь художественными сентенциями.
Основы союза психологии и искусства
Психология и искусство – две грани единой области человековедения, познающие конкретного индивида, а не абстрактного человека.
Объект и предмет психологии искусства
Объектом психологии искусства является психическая жизнь человека, рассматриваемая как единое целое, включающее в себя личностно-смысловой уровень и процессуальный уровень духовной жизни.
Предметом психологии искусства является изучение взаимосвязи личности и психических процессов в художественной деятельности, раскрытие общественно значимых свойств психического в условиях художественного общения, а также исследование психологических механизмов и условий воздействия искусства на человека.
Эмпирическая основа психологии искусства
Эмпирической основой психологии искусства является живая практика художественной деятельности: процессы создания произведений, сами произведения, процессы восприятия, воспроизведения (исполнения) и созерцания художественной культуры.
Художественное общение
Художественное общение – ключевой элемент художественной деятельности, раскрывающий ее эстетическую функцию. В условиях художественного общения личность художника, его деятельность и способности приобретают социальное измерение.
Специальная исследовательская задача психологии искусства
Специальная исследовательская задача психологии искусства – анализ психологических механизмов и условий воздействия искусства на личность, то есть изучение того, как искусство творит человека.
Художественный эффект
Важнейшим аспектом предмета психологии искусства является изучение художественного эффекта – активного воздействия искусства на человека, обусловленного самобытным видением жизни художником.
Психологические истоки художественности
Психологическими источниками художественности являются:
- Полное слияние чувственного и мыслительного;
- Выразительного и изобразительного;
- Самореализации и объективации;
- Единство непосредственности и самоконтроля;
- Большая психологическая реальность художественного представления, чем обычного восприятия;
- Концентрированность и синестезия отдельных жизненных свойств в художественном целом;
- Статическая и динамическая смысловая композиция художественных воздействий;
- Перевес показа над авторской интерпретацией;
- Многоуровневость и многосоставность художественного воздействия;
- Загадочность и проблемность художественного высказывания.
Методологический анализ психологии искусства
Методологический анализ показывает, что психология искусства должна строиться на основе теоретических достижений современной психологии, ее методологии. Изучая закономерности художественной деятельности, обращенной к личности, психология искусства может внести вклад в создание научно-психологических основ формирования человека.
Значение психологии искусства
Психология искусства может способствовать:
- Познанию человека в условиях художественной деятельности;
- Формированию развитого человека;
- Развитию психологической науки.
Важно подчеркнуть: психология искусства не должна сводиться к узкоприкладным задачам. Она должна основываться на теоретических достижениях и методологии общей психологии.
Поделиться