Цель обучения психологии: овладение теоретическими и практическими знаниями и методами для эффективного взаимодействия и общения с людьми в различных жизненных ситуациях. Ключевой особенностью психологического сознания является единство знания и действия. Только через освоение способов построения ситуаций поведения и действования, направленных как на себя, так и на других людей, можно достичь профессионального психологического знания.
Обучение психологии: направлено не только на понимание и преобразование условий, формирующих мышление и действия других людей, но и на самопреобразование собственной жизнедеятельности и сознания. Достижение этой цели затрудняется особой связью между познанием и преобразованием, а также между познавательным и личностно-преобразующим отношениями.
Цель обучения психологии является частью более глобальных целей формирования личности специалиста:
* становление мировоззрения,
* направленность личности на продуктивную профессиональную деятельность,
* участие в культурной и общественной жизни.
Современная система преподавания психологии: основывается на инновационных педагогических технологиях, направленных на осознанную системную реорганизацию процесса обучения:
- Личность педагога: важнейший элемент инновационного процесса.
- Изменение структуры и функций знаний: включает освоение знаний в вузе и организацию процесса их усвоения.
- Социальная природа обучения: ориентация на групповые формы обучения, совместную деятельность, межличностные отношения и взаимодействия, основанные на сотрудничестве и сотворчестве.
- Отказ от репрессивных методов контроля: изменение критериев оценивания эффективности обучения и воспитания.
Центральным объектом познания в психологии: является личность. Личность, как объект и субъект познания, требует не точности познания, а глубины проникновения. Отношения познающего субъекта и субъекта познаваемого строятся на основе диалога, раскрывающего не только ситуативные значения, но и смыслы в различных контекстах. Точность познания в гуманитарных науках заключается не в идентификации, а в преодолении чуждости чужого.
Содержание методики преподавания психологии: отражено в учебных программах, планах, учебниках, методических рекомендациях. Оно охватывает все учебные курсы по психологии, от общей психологии до специализированных. Инновационное преобразование содержания учебных дисциплин включает межпредметные связи и интегративные подходы, способствуя развитию не только научно-теоретических знаний, но и художественно-образного, интуитивного, эмоционального, креативного мышления.
Инновационное содержание преподавания психологии: включает дополнительные знания, важные для изучения психики человека:
- З. Фрейд: психиатрия, сексология, история цивилизаций, психология религий, история литературы и литературная критика.
- Э. Фромм: драма, изобразительное искусство, поэзия, мифология.
- Лакан: риторика (метод воздействия), диалектика, грамматика, поэтика.
Л.С. Выготский и Б.М. Теплов: подчеркивали важность владения музыкальным инструментом и развития музыкальных способностей для всестороннего формирования личности. Овладение языком художественного образа способствует проникновению в мир бессознательного и интуитивного.
Инновационные методы преподавания психологии: строятся на принципе активности познающего субъекта. Разнообразные формы активизации личностной позиции и жизненного опыта участников обучения, такие как письменные высказывания, диалог, решение проблемных ситуаций, групповая дискуссия, межгрупповое сотрудничество, способствуют формированию личности психолога.
Три основные группы методов преподавания психологии:
- Программные:
- Проблемные:
- Дистанционные:
- Интерактивные:
Инновационный подход: называет эти методы активными и диалоговыми.
Педагогическая психология: изучает закономерности и особенности специально организованной познавательной деятельности, направленной на усвоение социального опыта с целью ускоренного развития учащегося. Она исследует процесс обучения: структуру, характеристики, закономерности. Также изучает возрастные и индивидуальные особенности учения, сосредоточиваясь на условиях, которые обеспечивают наибольший эффект развития.
Социальный опыт: включает не только интеллектуальный, но и нравственный, эстетический, духовный опыт, что относится к сфере воспитания. Объектом педагогической психологии являются процессы обучения и воспитания.
Деятельностный подход: изучает ориентировочную часть деятельности учащегося.
Личностно-ориентированный подход: изучает процесс формирования личности в процессе обучения, воспитания и развития ребенка.
Современная педагогическая психология: включает в себя знания из различных областей гуманитарных и психолого-педагогических наук, включая возрастную психологию, психодиагностику, дифференциальную психологию, инновационную педагогику, педагогические технологии, медицину, патопсихологию, психологию здоровья и др.
Современная школа: решает задачу подготовки ребенка к жизни, делая акцент не только на знаниях, умениях и навыках, но и на проблемах социализации, воспитания и развития личности.
Важные аспекты личностного развития современного ученика:
- успешность учебной деятельности,
- учебные достижения,
- креативность мышления,
- способности,
- интеллект,
- самосознание,
- ценностные ориентации,
- направленность личности,
- акцентуации характера,
- девиантное поведение,
- волевая саморегуляция,
- социализация.
Педагогическая психология: разрабатывает новые комплексы психодиагностических и психокоррекционных подходов для исследования этих процессов, а также программы развития личности ребенка в новых условиях обучения и воспитания.
Основоположники отечественной педагогической психологии: Н.Ф. Талызина, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Б.М. Теплов, И.А. Зимняя.
Центральная проблема современной педагогической психологии: изучение психолого-педагогических факторов развития личности в обучении и воспитании.
Ключевые детерминанты развития личности: содержание и методы обучения.
Интерактивные и диалоговые методы преподавания: приобретают особое значение в современной школе.
Важная концепция: развитие личности через систему контроля в обучении и через развитие личности преподавателя.
Предмет педагогической психологии: методологические и методические аспекты процесса преподавания и учения, направленного на развитие личности.
Методы педагогической психологии: теоретические и практические способы исследования процесса развития личности в процессе обучения.
Практические методы: психолого-педагогическое наблюдение, эксперимент, беседа, изучение продуктов деятельности, анкетирование, интервьюирование.
Этапы экспериментального исследования: констатирующий и формирующий. Формирующий эксперимент имеет наибольшее значение.
Заключение: статья кратко осветила основные аспекты психологии и педагогической психологии, подчеркнув важность инновационных подходов, активных методов обучения и комплексного подхода к развитию личности в процессе обучения и воспитания.
Поделиться