Говоря о работе, многие употребляют слово «дедлайн». Этот прочно вошедший в нашу жизнь термин – относительно современный, хотя в действительности каждый сталкивался с ним в студенческие и даже школьные годы.
Удивлены? Совершенно напрасно.
Дедлайн затрагивает каждого
Это понятие обозначает окончательный срок выполнения работы, проекта, заказа, запуска сайта, изготовления продукта. Исходя из определения, дедлайн может быть связан не только с рабочими процессами. Ограниченное время на подготовку к экзаменам в университете, написание курсовой или дипломной работы в установленные сроки – тоже примеры дедлайнов.
В медицине дедлайном можно считать обозначение срока, после которого проведение манипуляций является нецелесообразным. Составление бухгалтерской отчётности тоже предполагает чёткое исполнение сроков.
Как видите, понятие универсальное, знакомое многим, имеющее как минусы, так и плюсы. В чём же они?
Отрицательные стороны дедлайна
К безусловным минусам дедлайна смело можно отнести стресс и чрезмерную загруженность на работе. Эти явления становятся неизбежными спутниками многих сотрудников, вынужденных работать, рискуя здоровьем, без выходных при заведомо заниженных сроках.
Как ни странно, аврал может возникнуть и в ситуации, когда дедлайн определён с хорошим запасом. В таком случае слишком велик соблазн расслабиться в начале проекта.
Перегруз может появиться из-за многочисленных факторов. Например, вас подвели подрядчики, начальство, заказчики, подчинённые. Или вы – перфекционист, желающий сделать не просто хорошо. Вы ставите перед собой задачи, на выполнение которых требуется дополнительное время, а его нет. Снова стресс!
Есть хорошие новости. Дедлайн имеет очевидные плюсы:
-
помогает преодолеть природную лень, поскольку требует мобилизации человеческих ресурсов для выполнения задачи в кратчайшие сроки;
-
благодаря дедлайну возникает очевидная необходимость структурировать работу. Наверняка, имея опыт, вы постараетесь разбить сложную работу на промежуточные этапы, определив для себя приоритеты;
-
горящие сроки позволяют в максимальной степени проявиться командному духу, воспитывают чувство ответственности за выполняемую работу. Чем ярче «горит», тем сплочённее и продуктивнее ответственные исполнители;
-
дедлайн служит безусловным поводом для гордости, ведь вы выполнили работу качественно и в срок, доказав, что в таких экстремальных условиях люди порой творят чудеса и делают невозможное.
А ещё необходимо задать себе вполне логичный вопрос, нужен ли героизм. Не исключено, что дедлайн можно перенести.
Переносить дедлайны – это норма
Предположим, вы постарались сделать всё возможное для выполнения работы в установленные сроки, но пришли к выводу, что это нереально. Можно ли попросить скорректировать сроки?
Многие считают, что не следует обращаться к начальству с подобными просьбами, поскольку они могут быть расценены как признак непрофессионализма. Но так ли это?
Ряд исследований, проведённых в США, показал, что просьбы об отсрочке для выполнения задач воспринимались руководством адекватно и удовлетворялись в 95% случаев, что заметно снижало уровень стресса и положительно сказывалось на работе.
Сами же сотрудники редко просят дать им чуть больше времени из-за страха показаться некомпетентными (по данным исследований – только 1 сотрудник из 10). Начальство, напротив, воспринимало просьбу о переносе сроков как признак того, что люди мотивированы сильнее других, если только это не касалось выполнения по-настоящему срочного задания.
Мужчины чаще женщин просят отодвинуть дедлайн
В результате проведённых в США исследований обнаружилось, что мужчины обращаются с просьбами о переносе сроков выполнения работы в два раза чаще женщин, которых гораздо больше волнует, что о них подумает начальник. Опасения женщин могут быть сильно преувеличены и руководители, как правило, соглашаются с изменениями графика, принимая во внимание загруженность женщин не только на работе, но и дома. Вместе с тем, подобные просьбы, конечно, могут послужить поводом руководителю усомниться в достаточной мотивации женщин к работе.
Руководители помогут сотрудникам
Просьбы об отсрочке в случае необходимости – это нормально. Есть несколько способов, с помощью которых сотрудники и руководители могут внушить команде это.
-
Не надо скрывать от сотрудников, у которых возникает необходимость переноса сроков, что они не одиноки. Беспокойство, что окружающие посчитают таких работников недостаточно мотивированными и компетентными, может снизить открытая демонстрация частоты подобных запросов.
-
Прекрасный и эффективный способ для руководителя сделать такие просьбы нормой – не стесняться попросить больше времени на обдумывание предложения работника, например.
-
Разумно заранее определить, является ли дедлайн гибким, указывать желаемый срок исполнения и возможность переноса. А такие простые способы, как объяснение руководителя, почему он звонит работнику в выходной день или рано утром и ждёт ли от него немедленного ответа, позволят избежать ненужной нервозности и паники.
Всё это в значительной степени снизит риск выгорания на работе, позволит сотрудникам работать продуктивно и чувствовать себя счастливее и увереннее в себе.
Извлекайте из дедлайнов максимум пользы!
Поделиться