На сегодняшний день влиятельность инструментов социального обучения неуклонно растет в сфере бизнеса. Но следует отметить тот факт, что организациям необходимо правильно выбирать время и способ применения социального обучения для достижения поставленных целей и задач.
Многие специалисты традиционно испытывают сложности с тем, чтобы сформулировать однозначное определение для социального обучения. Большинство считает, что данный процесс может быть «любым типом обучения, с помощью которого человек непроизвольно получает определенные знания в процессе взаимодействия с другими представителями социума».
Технология социального обучения позволяет использовать еще одно определение – «семерку С». Представители Bersin & Assosiates упоминают о четырех составляющих: контенте (content), беседах (conversation), совместной работе (collaboration) и связях (connection). Но к этим компонентам необходимо добавить еще три новых элемента: возможность создания пользовательского контента (contribution), контроль (control) и удобство употребления (consumption).
Таким образом, усовершенствованная модель обучения включает «семь С» социальных технологий:
- Контент, как источник опыта, знаний и экспертных консультаций.
- Удобство употребления контента, который должен быть достаточно простым в использовании, легко находимым, проверяемым и классифицированным, с возможностью повторного использования.
- Пользователь должен иметь возможность создавать собственный контент.
- Беседы помогают определить релевантность контента для нужд современного бизнеса.
- Социальное обучение происходит во время совместной работы над определенным контентом.
- Связи, которые устанавливаются между партнерами в процессе работы, имеют очень большое значение для продвижения бизнеса.
- Технологии обучения предоставляют возможность управлять контентом и контролировать его эффект для ведения определенного бизнеса.
Социальные технологии предоставляют возможность пользователям и провайдерам использовать все семь компонентов, которые, в свою очередь, должны быть адекватными рабочему процессу организации.
Рост популярности социальных технологий
Всемирно известная корпорация International Data прогнозирует, что к 2013 году объем американского рынка производства программного обеспечения для on-line коммуникаций достигнет значения в 1.6 млрд. долларов, а предполагаемый ежегодный рост составит приблизительно 42%.
Развитие технологий, которые предназначены для корпоративного обучения, а также стремительный рост производства ПО для совместной работы и коммуникаций, свидетельствуют о том, что социальное обучения становится важным компонентом сферы современного бизнеса.
В результате исследований, проведенных компанией Bersin & Assosiates, выяснилось, что, несмотря на экономический кризис, все больше американских компаний используют технологии социального обучения.
В современном мире многие люди делятся своими мыслями об услышанном, прочитанном и осмысленном во всемирной сети Интернет:
- 33% взрослых используют сайты Twitter и Facebook для создания различных записей на своих страницах как минимум 1-2 раза в неделю.
- 70% пользователей смотрят видео онлайн и читают блоги.
- 60% имеют страницы в социальных сетях.
Технологии социального обучения, в основном, используются в крупном бизнесе. Но практика доказывает, что для продвижения малого бизнеса, социальные средства обучения также имеют большое значение. На сегодняшний день, все больше компаний осознают важность применения технологий социального обучения для развития бизнеса.
На сегодняшний день необходимо выделить три основных приоритета в сфере обучения:
- Рост эффективности программ.
- Интеграция обучения.
- Снижение финансовых затрат при увеличении эффективности программ обучения.
Различные компании и организации обращаются к социальным технологиям, которые предоставляют возможность дискутировать, сотрудничать и создавать пользовательский контент, который может быть доступным как сотрудникам, так и партнерам, потребителям. Идеи, которые помогают компаниям использовать социальные технологии с учетом «семи С», показаны в таблице:
Своевременный доступ к обучению, дискуссиям, экспертным знаниям и поддержке в реальном времени. |
Контент, связи, удобство потребления контента. |
Сотрудничество с сообществом практиков в ходе социального обучения. |
Все семь компонентов. |
Определение, сбор и распространение лучших работ – ссылки, изображения, видеоролики. |
Пользовательский контент. |
Сотрудничество пользователей на форумах, в блогах и при работе с базами данных. |
Все семь компонентов. |
Возможность реального общения с лучшими инструкторами, специалистами и экспертами. |
Связи, беседы. |
Сбор информации о службах, продуктах и курсах, а также работа с фокус-групами. |
Совместная работа и беседы. |
Среда обучения, в которой взаимодействуют тренеры, наставники, преподаватели и инструкторы, которая предоставляет возможность обучать желающих и делиться знаниями. |
Все семь компонентов. |
Распространение информации о новых услугах и продуктах с помощью Google, Facebook и Twitter. |
Связи. |
Контроль и поддержка взаимодействия в системе семи элементов. |
Все семь элементов. |
Конкурентоспособность и ее проблемы
Потребители социального обучения, а также e-learning, желают получать все больше возможностей для своих пользователей и осуществления операций в сфере бизнеса. Для современных организаций, которым необходимо обучать персонал, информировать потребителей и партнеров, продвигать свою продукцию и услуги, возрастает необходимость заинтересовывать пользователей и распространять информацию с помощью социальных медиа.
Для ведения бизнеса особую важность имеет управление, адаптация и культура.
- Организациям необходимо защищать свой бренд, имидж, а также интеллектуальную собственность. С помощью технологий социального обучения можно осуществлять контроль потока информации.
- Адаптация. С помощью инструментов, которыми обладают социальные сети, можно находить необходимую информацию, вести рейтинги, оставлять комментарии. Социальные сети являют собой «семь С», при этом, обладая простым и доступным интерфейсом. В технологиях социального обучения должен быть использован такой же интерфейс, так как он удобен как в управлении, так и в использовании.
- Корпоративная культура играет очень важную роль для ведения и продвижения бизнеса. Социальное обучение стоит применять как для компаний, которые открыты для сотрудничества и обладают благоприятной для работы атмосферой, так и для более «закрытых» организаций, которым необходимо больше времени на адаптацию.
Современные технологии социального обучения имеют большое значение для достижения хороших результатов в сфере бизнеса. Для развития любой компании и увеличения профессионализма ее персонала, большую роль играет наличие возможностей для создания контента, его использования и ведение совместной работы.
Первая публикация: 2011-10-17
Поделиться