Квалификационная характеристика и модель компетенций: можно ли ставить знак равенства?

Введение

Понятие компетенция постепенно вытесняет квалификацию в современном мире труда. Понимание взаимосвязи между квалификационной характеристикой и компетенциями позволит кадровым работникам более эффективно использовать государственные системы квалификации.

Тарифно-квалификационный подход

Ранее широко применялась система тарифно-квалификационных характеристик (ТКХ), которая устанавливала единые стандарты для оценки работников. Однако, данная система стала устаревать по нескольким причинам:

  • Устаревание справочников: отсутствие систематической работы по их обновлению привело к несоответствию реальным требованиям рынка труда.
  • Жесткая унификация: директивный характер ТКХ не соответствовал рыночной экономике, требующей гибких подходов к оценке и оплате труда.
  • Смена парадигмы: появление понятия компетенция привело к необходимости переосмысления принципов оценки и прогнозирования результатов труда.

Компетентностный подход

Компетентностный подход акцентирует внимание на интеграции требований бизнеса, управления персоналом и современного образования. Его популярность обусловлена:

  • Изменениями в окружающем мире: ускорение инновационных процессов делает обучение неотъемлемой частью бизнес-процессов.
  • Изменениями в политике: в Европе активно развиваются идеи саморазвития и пожизненного обучения, придающие значение неофициальному и неформальному обучению.
  • Глобализацией и мобильностью трудовых ресурсов: требуется формирование единых стандартов профессиональной компетентности.

Взаимосвязь между подходами

Компетентностный подход не отменяет, а дополняет и расширяет квалификационный подход, учитывая более глубокие личностные характеристики работника.

Модель компетенций:

  • Типовая структура: включает знания, навыки, способности, ценностные ориентации, личностные черты и мотивацию.
  • Преимущества: учет индивидуальной эффективности, гибкость и адаптация к потребностям конкретных организаций.
  • Риски: возможность субъективизма и потери единства критериев.

Сравнительный анализ квалификационной характеристики и компетентностной модели

Таблица 1: Сравнительная структура и содержание квалификационной характеристики и компетентностной модели.

Таблица 2: Характеристика принципов формирования квалификационных требований к работникам и их применение при формировании компетенций.

Технологии разработки

Как ТКХ, так и компетентностная модель базируются на анализе работы, который включает интервью, анкетирование, наблюдение и экспертную оценку. В компетентностном подходе фокус смещается на поведенческие индикаторы и на наблюдение за наилучшими исполнителями.

Заключение

Компетентностная модель является углублением и развитием системы ТКХ. Понимание взаимосвязи между двумя подходами позволит ускорить переход к использованию компетенций в вопросах оценки труда, подбора персонала, обучения и других направлений кадровой политики.

Библиография

  1. Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. Пер. с англ. М.: HIPPO, 2003.
  2. Spencer L. M., Spencer S. M. Competence at work: models for superior performance. J. Wiley & Sons, Inc., New York, 1993.
  3. Доклад Международной комиссии по образованию, представленный ЮНЕСКО Образование: сокрытое сокровище. М.: ЮНЕСКО, 2005.
Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться