Аннотация
Данная статья рассматривает применение методологии функционального моделирования IDEF0 для описания и классификации процессов в рамках системы качества, создаваемой по требованиям стандартов ИСО 9000:2000. Материал предназначен для специалистов по системам качества и аналитиков, работающих с функциональным моделированием процессов.
Ключевые слова: IDEF0, ISO 9000, система качества, процессный подход, процесс, описание процессов, классификация процессов.
Введение
Концепция процессного подхода, введенная в стандартах ИСО 9000:2000, стала ключевой для понимания и управления системами качества. Она широко применяется в различных сферах менеджмента, включая структурный анализ сложных систем, ре-инжиниринг бизнес-процессов и т.д.
Ключевым аспектом процессного подхода является обеспечение наглядности (прозрачности) объекта управления (организации или системы) через четкое, лаконичное и удобное для анализа описание.
Организация, как сложная система, может быть представлена различными проекциями в зависимости от задач менеджмента, например:
- Сеть процессов, определяющих ее деятельность.
- Структура и взаимодействие информации, обрабатываемой в процессе работы.
- Организационная структура.
- Инфраструктура (здания, коммуникации и т.д.).
Для целей общего руководства наиболее важной является проекция организации в виде сети процессов, определяющих ее миссию. Это связано с тем, что каждая организация создана для выполнения определенной задачи (создания ценности).
Стандарты ИСО 9000:2000 требуют представления системы менеджмента качества в виде сети процессов, что обеспечивает ее прозрачность для оценки различными сторонами (клиенты, поставщики, органы сертификации) и демонстрирует потенциальные возможности достижения результативности. Актуальное описание процессов (определение, идентификация и взаимодействие) является объективным доказательством того, что они находятся под контролем.
Описание процессов
Для создания адекватного описания сети процессов используется процедура, называемая моделированием. Моделирование – это процесс создания точного, лаконичного и удобного для анализа описания системы как совокупности взаимосвязанных компонентов.
Моделирование требует установленного набора изобразительных средств и правил, образующих язык описания объекта.
Наиболее распространенные языки описания и соответствующие им модели:
- Вербальная модель: Описание на естественном языке.
- Математическая модель: Описание с помощью математических средств и правил.
- Графическая модель: Описание объекта с помощью графических средств и правил.
Важно отметить, что между типами моделей нет четких границ. Например, математическая модель может содержать элементы вербальной (словесное сопровождение) и графической (схемы, рисунки) моделей.
Для описания процессов в системах менеджмента качества наиболее приемлемым способом считается графическое представление. Существует множество вариантов графического отображения процессов, которые должны отражать не только отдельные процессы, но и взаимосвязи и взаимодействия между ними.
Функциональное моделирование IDEF0
IDEF0 (Integration Definition for Function Modeling) - методология функционального моделирования, разработанная в США в середине 70-х годов. Она получила статус федерального стандарта в США в 1993 году, а в 2000 году была принята в качестве руководящего документа по стандартизации в России.
В IDEF0 процесс представлен в виде функционального блока, который преобразует входы в выходы при наличии необходимых ресурсов и управляемых условиях. Взаимосвязи и взаимодействия между процессами отображаются дугами, соединяющими выходы одних функциональных блоков с входами других.
Модель сети процессов в рамках системы менеджмента качества (СМК) должна отвечать на следующие вопросы:
- Какие процессы в деятельности организации относятся к системе качества?
- Какова структура (элементы) этих процессов, включая выходы и потребителей, входы и поставщиков?
- Как процессы взаимодействуют друг с другом?
- Как в рамках процессов выполняются требования стандартов ИСО 9001:2000?
Чтобы функциональная модель сети процессов отвечала на эти вопросы, она должна строиться в соответствии с дополнительными требованиями, помимо тех, что определены в методологии IDEF0.
Деловой процесс в функциональной модели
Функциональная модель должна строиться как модель бизнес-процесса. Деловой процесс - это совокупность процессов, операций и действий, результатом которых являются продукция и/или услуги, поставляемые потребителям. Входами являются материальные, информационные и трудовые ресурсы, поставляемые внешними поставщиками.
Таким образом, функциональная модель бизнес-процесса охватывает процессы жизненного цикла, вспомогательные процессы и процессы менеджмента, входящие в состав деятельности организации.
Классификация процессов
Классификация процессов является важным этапом анализа деятельности организации. Одна из целей классификации - определение процессов, относящихся к системе качества.
В IDEF0-модели дуги в зависимости от их положения на диаграмме подразделяются на четыре категории: входные, выходные, управления и механизма.
Дополнительно дуги можно классифицировать в зависимости от категории объектов, которые они представляют.
Для выделения элементов определенного типа в IDEF0-модели используются заранее определенные соглашения о графическом стиле представления объектов различных категорий.
Функциональные блоки в IDEF0-модели можно классифицировать в зависимости от категорий процессов, которые они представляют.
Классификация процессов и их объектов с помощью стилей для служб качества является дополнительным инструментом разработки, поддержания и улучшения СМК.
Заключение
Применение процессного подхода требует специальных средств для описания и классификации процессов в организации.
Методология IDEF0 предлагает эффективный инструмент для решения этой задачи. Ее преимущества заключаются в ее широком применении в различных странах (США, Россия), возможности использования в качестве единого языка для обмена информацией, а также в поддержке компьютерными программами.
Применение IDEF0 позволяет не только повысить эффективность описания процессов, но и интегрировать модели в корпоративную информационную систему организации на стадии менеджмента процессами.
Поделиться