Функциональная структура: Преимущества и недостатки

Управление успешным бизнесом, как правило, предполагает определенную форму организационной структуры. Функциональная структура - это один из видов организационной структуры, которая помогает компаниям управлять сотрудниками и достигать своих бизнес-целей.


В этой статье мы обсудим преимущества и недостатки функциональной организационной структуры, а также узнаем о других организационных структурах в бизнесе.


Ключевые выводы:

  • Функциональная организационная структура организует компанию в различные отделы на основе областей знаний.

  • Компания с функциональной структурой, как правило, имеет следующие три характеристики: иерархическая структура сверху вниз , руководители отделов, подчиняющиеся высшему руководству, и сотрудники, специализирующиеся на выполнении определенных задач.

  • К другим типам организационных структур относятся дивизиональная, плоская, плоскостная, иерархическая, матричная, сетевая и командная.



Что такое функциональная организационная структура?

Функциональная организационная структура - это распространенный тип бизнес-структуры, которая организует компанию в различные отделы на основе областей знаний, группируя сотрудников по специализации, навыкам или смежным ролям. Она основана на уровнях иерархии, включающих различные отделы под руководством назначенных руководителей. Предприятия обычно работают по функциональной структуре, поскольку она объединяет людей, обладающих схожими знаниями, и при использовании в командной среде помогает компаниям достичь своих целей.


Функциональная организационная структура, как правило, лучше всего подходит для крупных компаний, в которых работает несколько человек с похожими функциями. Когда сотрудники отделов организованы по их навыкам и соответствующим функциям в компании, у владельцев бизнеса появляется больше времени, чтобы сосредоточиться на своих масштабных целях, в то время как руководители отделов управляют целями своей команды. В небольших компаниях может быть недостаточно сотрудников со смежными навыками, чтобы оправдать их объединение в отдельные отделы.



Характеристики функциональной структуры


Компания, имеющая функциональную структуру, как правило, обладает определенными характеристиками и особенностями:

  • Функциональная организация - это вертикальная иерархия.

  • Компания разделена на различные функциональные отделы, сотрудники которых специализируются на выполнении конкретных задач.

  • Функциональные отделы обычно работают изолированно, поскольку каждая группа имеет собственную независимую вертикальную структуру управления.

  • Сотрудники подчиняются менеджеру, который курирует их отдел.

  • Сотрудники каждого отдела обычно общаются только друг с другом, а не с работниками других отделов.

  • Менеджеры, как правило, подчиняются другому функциональному руководителю.

  • Менеджеры отвечают за координацию работы с менеджерами других отделов.




Пример функциональной структуры


Вот пример компании, которая имеет функциональную организационную структуру:


Компания ABC производит дорожный багаж и насчитывает около 500 сотрудников. Компания приняла функциональную организационную структуру и создала различные отделы, в том числе:

  • Финансы

  • Маркетинг

  • Управление операциями

  • Человеческие ресурсы

  • Информационные технологии

  • Инжиниринг

  • Мерчандайзинг

  • Разработка продуктов

  • Розничная торговля

Сотрудники каждого отдела подчиняются своему менеджеру группы, менеджеры группы подчиняются своему менеджеру отдела, а каждый менеджер отдела подчиняется генеральному директору (CEO) компании. Например, все сотрудники отдела разработки продукции, отвечающие за разработку новых дизайнов багажа, подчиняются менеджеру по разработке дизайна продукции, который подчиняется главному менеджеру по разработке продукции, который подчиняется генеральному директору.


Похожие: 11 типов организационной структуры и дизайна


4 преимущества функциональной структуры

Существует множество преимуществ использования функциональной структуры в вашем бизнесе. К ним относятся:

  1. Повышение производительности: Люди в условиях функциональной структуры обладают специализированными навыками, которые позволяют им работать быстрее и эффективнее, чем тем, кто может быть незнаком с конкретными предметами, что ведет к повышению производительности труда. Сотрудники в рамках этой системы иерархии, демонстрирующие высокий уровень производительности, часто получают повышение на другие должности.

  2. Развитие навыков: В каждой команде опытные менеджеры имеют возможность обучать членов своей команды тем же навыкам, которыми обладают сами, что приводит к повышению квалификации всех участников. Как мягкие, так и жесткие навыки могут развиваться со временем, когда люди работают вместе, чтобы найти уникальные решения и преодолеть рабочие проблемы.

  3. Ясность: Если кому-то в компании понадобится информация высокого уровня, связанная с маркетингом, персоналом, обслуживанием клиентов или операционной деятельностью, он знает, куда обратиться. Кроме того, иерархический характер функциональной структуры проясняет конкретные роли и обязанности каждого сотрудника отдела.

  4. Минимизация эксплуатационных расходов: Организуя сотрудников в соответствии с бизнес-функциями, отделы могут снизить вероятность того, что несколько отделов будут выполнять аналогичную работу. Поручение задач людям с соответствующими навыками также экономит деньги, поскольку работа выполняется более эффективно.




3 недостатка функциональной структуры

К недостаткам функциональных организационных структур относятся:

  1. Затрудненное принятие решений: Формальные организационные структуры обычно требуют от сотрудников получать одобрение руководства и других авторитетных лиц, прежде чем принимать решения. Когда руководство недоступно для обратной связи во время реализации проектов, требующих значительного времени, это может помешать общему прогрессу команды.

  2. Конкуренция между отделами: Когда сотрудники каждого отдела работают вместе, они начинают действовать как единая команда, нацеленная на достижение конкретных целей. Такой ориентированный на цель образ мышления, хотя обычно и является позитивным, может вызвать конкуренцию между отделами.

  3. Узкий охват: Без дополнительных указаний и информации от менеджеров сотрудники отделов могут работать с ограниченными знаниями о том, как их роли соотносятся с целями компании. Они также могут не понимать, как их работа связана с другими отделами.




7 других типов организационных структур

Помимо функциональной организационной структуры, существуют и другие типы организационных структур, которые помогают компаниям достичь своих целей, например:


  • Дивизионный: Организации делятся на отделы, основанные на конкретных продуктах, услугах или географических регионах. По этой причине такая структура обычно используется крупными компаниями, которые работают на обширных географических территориях или владеют отдельными, более мелкими компаниями.

  • Плоский или горизонтальный: Большинство уровней среднего менеджмента удалены, поэтому сотрудников среднего звена мало что отделяет от высшего руководства. Сотрудники получают больше ответственности и полномочий для принятия решений без обычного иерархического давления или надзора и часто могут быть более продуктивными.

  • Плоскостная иерархия: Компании практикуют элементы как иерархической, так и плоской структуры. При разработке новых продуктов и услуг предприятия, как правило, обращаются за рекомендациями в различные отделы организации, сохраняя при этом иерархическую структуру.

  • Иерархическая: сотрудники объединены в группы и назначены руководителем. Эту структуру часто изображают в виде пирамиды, поскольку существует несколько уровней власти: высшее руководство находится наверху, его непосредственные сотрудники - внизу и так далее.

  • Матрица: Эта структура напоминает сетку, в которой сотрудники с похожими навыками сгруппированы вместе и подчиняются более чем одному руководителю. Матричная структура обычно используется в крупных многонациональных организациях и способствует обмену навыками и знаниями между отделами для достижения поставленных целей.

  • Сеть: Менеджеры координируют отношения с внутренними и внешними организациями для предоставления своих продуктов или услуг. В этой структуре больше внимания уделяется открытому общению и взаимоотношениям, а не иерархии.

  • Командная работа: Сотрудники объединяются в группы по профессиональным навыкам для выполнения конкретных задач, работая над общей целью. Это гибкая структура, которая часто позволяет сотрудникам переходить из команды в команду по мере выполнения проектов.


Рубрика: 
Ключевые слова: 
Источник: 
  • indeed.com
Перевод: 
  • Дмитрий Л

Поделиться