Развитие речи у ребенка — это сложный и многоэтапный процесс, который начинается с момента рождения и продолжается на протяжении всего детства. Можно выделить несколько ключевых этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и достижениями.
1. Подготовительный этап (Довербальное развитие общения)
Этот этап охватывает первый год жизни ребенка и имеет огромное значение для развития вербальной функции. На протяжении этого периода ребенок проходит через две основные формы общения:
a. Ситуативно-личностное общение:
- Начинается к 2 месяцам.
- Характеризуется потребностью в доброжелательном внимании взрослых.
- Основное средство общения – экспрессивно-мимические движения и позы.
b. Ситуативно-деловое общение:
- Начинается во втором полугодии.
- Связано с предметными манипуляциями и стремлением ребенка к сотрудничеству с взрослыми.
- Основное средство общения – предметно-действенные движения и позы, преобразованные в коммуникативные сигналы.
Предречевые вокализации:
- Начинаются с первого крика при рождении.
- Представляют собой короткие звуки, выражающие состояние ребенка (вскрики, гукание).
- Являются предречевыми, но могут иметь внешнее сходство со словами.
- Часто сопровождают занятия с предметами и служат голосовым аккомпанементом предметных действий.
- Используются для привлечения внимания взрослого и передачи информации о своем состоянии.
Влияние речи взрослых:
- Уже с первых месяцев жизни ребенок выделяет речевые звуки среди других звуков.
- Словесные воздействия взрослых вызывают комплекс оживления у ребенка – радость, улыбку, сосредоточенный взгляд, возбужденные движения, звуки.
- Речевые воздействия вызывают ответное поведение, отличное от реакции на звуки от неодушевленных предметов.
2. Этап возникновения речи:
- Охватывает период от конца 1-го года до второй половины 2-го года жизни.
- Характеризуется двумя ключевыми событиями:
- Понимание речи окружающих взрослых.
- Появление первых вербализации (лепет, послоговая речь).
3. Этап развития речевого общения:
- Начинается с 2-х лет.
- Характеризуется:
- Изменением содержания общения и развитием функций речи как средства общения.
- Овладением произвольной регуляцией речевыми средствами.
Изменение содержания речевого общения:
- Общение происходит на фоне игры.
- Содержание потребности в общении - взаимопонимание и сопереживание взрослого.
- Ведущие мотивы - личностные.
Заключение:
Развитие речи - это сложный процесс, который проходит через несколько этапов. На каждом этапе ребенок осваивает новые навыки и функции речи, которые позволяют ему взаимодействовать с окружающим миром и строить более сложные коммуникативные связи.
Поделиться