Этапы развития речи ребенка: от вокализации до речевого общения

Развитие речи у ребенка — это сложный и многоэтапный процесс, который начинается с момента рождения и продолжается на протяжении всего детства. Можно выделить несколько ключевых этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и достижениями.

1. Подготовительный этап (Довербальное развитие общения)

Этот этап охватывает первый год жизни ребенка и имеет огромное значение для развития вербальной функции. На протяжении этого периода ребенок проходит через две основные формы общения:

a. Ситуативно-личностное общение:

  • Начинается к 2 месяцам.
  • Характеризуется потребностью в доброжелательном внимании взрослых.
  • Основное средство общения – экспрессивно-мимические движения и позы.

b. Ситуативно-деловое общение:

  • Начинается во втором полугодии.
  • Связано с предметными манипуляциями и стремлением ребенка к сотрудничеству с взрослыми.
  • Основное средство общения – предметно-действенные движения и позы, преобразованные в коммуникативные сигналы.

Предречевые вокализации:

  • Начинаются с первого крика при рождении.
  • Представляют собой короткие звуки, выражающие состояние ребенка (вскрики, гукание).
  • Являются предречевыми, но могут иметь внешнее сходство со словами.
  • Часто сопровождают занятия с предметами и служат голосовым аккомпанементом предметных действий.
  • Используются для привлечения внимания взрослого и передачи информации о своем состоянии.

Влияние речи взрослых:

  • Уже с первых месяцев жизни ребенок выделяет речевые звуки среди других звуков.
  • Словесные воздействия взрослых вызывают комплекс оживления у ребенка – радость, улыбку, сосредоточенный взгляд, возбужденные движения, звуки.
  • Речевые воздействия вызывают ответное поведение, отличное от реакции на звуки от неодушевленных предметов.

2. Этап возникновения речи:

  • Охватывает период от конца 1-го года до второй половины 2-го года жизни.
  • Характеризуется двумя ключевыми событиями:
    • Понимание речи окружающих взрослых.
    • Появление первых вербализации (лепет, послоговая речь).

3. Этап развития речевого общения:

  • Начинается с 2-х лет.
  • Характеризуется:
    • Изменением содержания общения и развитием функций речи как средства общения.
    • Овладением произвольной регуляцией речевыми средствами.

Изменение содержания речевого общения:

  • Общение происходит на фоне игры.
  • Содержание потребности в общении - взаимопонимание и сопереживание взрослого.
  • Ведущие мотивы - личностные.

Заключение:

Развитие речи - это сложный процесс, который проходит через несколько этапов. На каждом этапе ребенок осваивает новые навыки и функции речи, которые позволяют ему взаимодействовать с окружающим миром и строить более сложные коммуникативные связи.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться