Н.С. Курек
Введение:
Внутрисемейные отношения, особенно эмоциональное общение между матерью и дочерью, играют значимую роль в формировании личности ребенка. Эмоциональное общение включает в себя обмен эмоциями, включающий когнитивный, субъективный и экспрессивный компоненты.
Аддиктивное поведение у подростков:
Здоровая семья является одним из важнейших факторов социализации, препятствующих употреблению психоактивных веществ. Однако, существуют два типа семей, способствующие возникновению аддиктивного поведения:
- Семьи с грубыми нарушениями общения: Психодинамические теории связывают нарушения межличностных отношений родителей и детей с формированием зависимости.
- Э. Берн считает, что в раннем детстве родители могут формировать у ребенка сценарий убей себя через негативные комментарии и поощрения.
- В. Буриан утверждает, что алекситимия - трудность с вербализацией чувств, возникающая в раннем детстве из-за нарушений взаимодействия с матерью, может привести к зависимости в подростковом возрасте.
- Л. Вюрсмер выделяет четыре основных нарушения семейного общения, способствующие зависимости: семьи с травматизацией детей, навязчивые, лживые и непоследовательные, ненадежные.
- Семьи с одним из родителей, страдающих зависимостью: Теория созависимости объясняет, как поведение родителей-алкоголиков или наркоманов влияет на развитие детей. Дети в таких семьях могут принимать роли героя, козла отпущения, потерянного ребенка или талисмана.
Исследования эмоционального общения:
Автор проводит сравнительное исследование эмоционального общения в трех группах диад мать-дочь:
- Мать без зависимости - дочь без зависимости (контрольная группа).
- Мать без зависимости - дочь, больная алкоголизмом (основная группа).
- Мать, больная алкоголизмом, - дочь без зависимости (основная группа).
Методика исследования:
Исследование включает несколько серий, направленных на диагностику когнитивного, субъективного и экспрессивного компонентов базисных эмоций: радости, страха, гнева и печали.
- Субъективный компонент: Оценка интенсивности переживаемого эмоционального состояния и самооценка межличностных отношений матери и дочери.
- Когнитивный компонент: Оценка точности распознавания эмоций у другого человека по невербальной экспрессии (жесты, позы) и в диаде мать-дочь.
- Экспрессивный компонент: Оценка уровня общей эмоциональной экспрессивности и экспрессивности по отношению к партнеру в диаде.
Результаты исследования:
- Испытуемые из второй и третьей групп (с зависимостью) демонстрируют повышенную интенсивность переживания отрицательных эмоций и сниженную интенсивность положительных эмоций по сравнению с контрольной группой.
- В диадах с зависимостью наблюдается снижение точности распознавания эмоций у партнера, что свидетельствует о нарушениях коммуникации.
Выводы:
- Нарушения эмоционального общения в диадах мать-дочь, особенно в семьях с зависимостью, играют значимую роль в формировании аддиктивного поведения у подростков.
- В семьях с родителями без зависимости, но с дочерью-алкоголичкой, преобладают негативные эмоции.
- В семьях с зависимой матерью и дочерью без зависимости, наблюдается дефицит положительных эмоций.
Рекомендации:
- Важным аспектом профилактики аддиктивного поведения является создание благоприятного эмоционального климата в семье, основанного на открытой коммуникации, взаимопонимании и поддержке.
- Специалисты должны уделять внимание диагностике и коррекции нарушений эмоционального общения в семьях с зависимостью.
- Родители должны быть осведомлены о рисках развития зависимости у детей и важности здорового эмоционального общения в семье.
Заключение:
Эмоциональное общение матери и дочери является важнейшим фактором формирования личности ребенка. Нарушения эмоционального общения в семьях с зависимостью могут повысить риск развития аддиктивного поведения у подростков.
Поделиться