Бизнес-план – это своеобразный рекламный документ, на основании которого можно сделать выводы не только о бизнесе, но и о его владельцев. Поэтому важно как содержание, так и внешний вид бизнес-плана.
Бизнес-план, как и любой другой документ, подлежит определенным требованиям относительно стиля написания:
бизнес-план должен быть кратким, простым, но адекватно раскрывать сущность предпринимательского проекта. Для большинства небольших проектов, как показывает практика, объемы бизнес-планов ограничиваются 20-25 страницами. В других случаях должен быть подготовлен подробный бизнес-план. При этом в бизнес-плане рекомендуется избегать жаргонных выражений, чисто технического описания продукции, операций, процессов. Используйте общеизвестные термины; информацию нужно излагать в деловом стиле, но как можно доступнее;
бизнес-план должен быть функциональным, т.е. содержать только полезную информацию, которая интересует или может интересовать читателя. При необходимости дополнительная, объяснительная, первичная информация может быть вынесена в приложения (объем приложений не ограничивается;
бизнес-план должен основываться на реалистичных предположениях. Прогнозы и предсказания (как наиболее «уязвима» часть бизнес-планирования) должны быть обоснованы и подкреплены ссылками на тенденции и пропорции развития отрасли, на проведенные исследования рынка, опыт деятельности конкурентов и т.д. Доверие к бизнес-плана может быть серьезно подорвано, если запланированные в нем отклонения от среднеотраслевых показателей не имеют достаточных оснований;
бизнес-плана противопоказан излишний оптимизм. Любое предположение в бизнесе дает «на выходе» несколько результатов – от худшего к лучшего. В процессе бизнес-планирования надо ориентироваться на худший результат, создавая таким образом определенный запас «прочности» бизнеса;
бизнес-план должен быть легким для восприятия, четким и логичным; таким, чтобы в нем можно было быстро найти нужную информацию. Итак, в структуре бизнес-плана надо выделять разделы и параграфы;
бизнес-план должен обеспечивать охрану конфиденциальной информации о фирме и ее деятельности. Для этого можно жестко контролировать сферу его распространения или составить отдельное приложение, содержащее всю конфиденциальную информацию и будет доступен только тем, кому надо такую информацию знать.
Существуют также и определенные правила технического оформления бизнес-плана.
Правила оформления бизнес-плана:
наличие титульного листа;
наличие страницы содержания;
размещение резюме в начале бизнес-плана;
размещение в конце бизнес-плана приложений;
наличие примечаний и ссылок на источники использованной информации.
Форма титульного листа бизнес-плана
На титульном листе указывается:
полное название фирмы;
адрес фирмы;
телефон фирмы;
фамилии (названия), титулы, адреса, телефоны владельцев (учредителей) фирмы;
сведения о характере и сферы бизнеса фирмы;
сведения об общих финансовые потребности (на титульном листе указывается только общая предполагаемая стоимость предпринимательского проекта.);
указание на конфиденциальность бизнес-плана (на практике указание на конфиденциальность бизнес-плана оформляется так: «Этот бизнес-план является конфиденциальным. Он является собственностью поименованных в нем лиц и предназначены только теми лицами, которым передается. Копирование и использование другими способами любых элементов его содержания запрещается без предварительного согласования с фирмой ».);
месяц и год составления бизнес-плана;
фамилии авторов бизнес-плана.
На титульном листе не должно быть лишних подробностей.
Оформление содержания
Бизнес-план нужно поделить на разделы и параграфы. Поэтому за титульным листом приводится содержание, которое содержит перечень разделов, пунктов, таблиц и другого иллюстративного материала, приложений.
Оформляя бизнес-план, необходимо пользоваться последовательной системой нумерации страниц в пределах документа. При этом рекомендуется соблюдать следующие правила:
титульный лист не нумеруется;
страница смысла не нумеруется (если их несколько, то они нумеруются римскими цифрами);
основные разделы нумеруются арабскими цифрами 1, 2, 3 и т.д.;
дополнения сказываются большими буквами А, Б, В и т.д., например, «Приложение А»;
страницы приложений нумеруются так: А1, А2, А3 Б1, Б2, Б3 и т.д.
Составление резюме бизнес-плана
Бизнес-план начинается с резюме. Резюме открывает бизнес-план, но составляют его только после того, как написано основные разделы бизнес-плана.
Главная задача резюме – показать, что предприниматель осознает основные положения бизнес-плана и способен четко и логично их изложить. Слишком детальное и большого объема резюме трудно читать. Слишком сжатый – может создать неадекватное представление о бизнесе.
Резюме – это краткое (1-2 страницы) обзор предпринимательского проекта, его ключевых, наиболее важных и значимых аспектов, способных привлечь внимание потенциального инвестора и заинтересовать его в дальнейшем детальном изучении бизнес-плана.
Фактически резюме предельно краткой версией бизнес-плана, не вступлением в него, а как бы «уведомлением о намерениях».
Составление резюме – важный и ответственный этап завершения работы над бизнес-планом. Потенциальные инвесторы получают много разных предпринимательских проектов. Они, как правило, сначала читают резюме и, если оно их не заинтересовало, бизнес-план дальше не рассматривают. Поэтому резюме обязательно:
должно быть написано так, чтобы максимально заинтересовать в дальнейшем ознакомлении с бизнес-планом;
должен дать читателю достаточно четкое представление о вопросах, подробнее рассмотрены в основной части бизнес-плана.
На практике резюме составляют, используя уже написанную основную часть бизнес-плана. Из каждого его раздела выбирают наиболее существенные и «яркие» аспекты будущего бизнеса.
Изложение материала в резюме, как правило, начинается со краткого описания концепции предлагаемого бизнеса и уникальных характеристик фирмы, которые позволят удовлетворить потребности будущих клиентов и обеспечить лидирования в соответствующей сфере. Далее излагаются преимущества и предполагаемые результаты деятельности фирмы в каждой из функциональных сфер (маркетинг, производство, персонал, финансы) с тем, чтобы охарактеризовать фирму как жизнеспособную и уникальную организацию.
Ориентировочный перечень ключевых аспектов бизнеса, которые преподаются в резюме, такой:
описание концепции бизнеса, его возможностей, которые будут обеспечивать преимущества на рынке и стратегии их реализации;
сведения о целевой рынок бизнеса (основные потребители, особенности их обслуживания, предполагаемые объемы продаж, доля рынка);
уникальные характеристики бизнеса, существенные конкурентные преимущества фирмы, которые имеют место или будут созданы в результате реализации разработанной стратегии;
сведения о компетенции и профессионализм руководителя фирмы и членов команды менеджеров;
основные предполагаемые показатели финансовой деятельности фирмы (доходность, период достижения безубыточности, срок возврата инвестиций и т.п.);
характеристика общих потребностей в средствах, желаемой формы их получения, порядка и направлений их использования, форм возвращения инвестору.
Резюме завершается личной оценкой предпринимателем шансов на успех его проекта.
Приложение
Одно из важнейших требований к бизнес-плана – это его лаконичность. Поэтому в нем практически невозможно дать подробную информацию о важных аспектах будущего бизнеса. для решения этой проблемы и используют приложения.
В приложения следует включать только те документы, в которых непосредственно заинтересованы потенциальные инвесторы или кредиторы (остальные документы должны быть заранее подготовлены для немедленного представления в случае необходимости заинтересованным лицам.
Ссылки на все документы, содержащиеся в приложениях, должны быть сделаны в тексте бизнес-плана.
В частности в приложения к бизнес-плана могут включаться: письма от клиентов, дистрибьюторов, подрядчиков, информационные документы (первичные сведения, договоры аренды, контракты, другие типы соглашений, прейскуранты поставщиков или конкурентов, т.е. сведения, детализируют, уточняют, поясняют содержание основных разделов бизнес-плана.
Чаще в приложения выносят:
первичные материалы анализа рынка;
спецификации продукции;
рекламные материалы;
схему производственных потоков;
схему организационной структуры;
краткую служебную характеристику (СV) собственников и ключевых менеджеров фирмы (не более одной страницы с описанием трудовой деятельности, образования, знания профессиональных обязанностей, особых умений;
договора аренды;
гарантийные письма от основных клиентов, поставщиков, кредиторов;
рекомендательные письма, подтверждающие высокую репутацию и надежность руководителей фирмы;
юридические документы (копии учредительных документов, контрактов, соглашений, патентов, лицензий).
Поделиться